Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Физическая культура
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно ориентированного обучения на уроках физической культуры

Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно ориентированного обучения на уроках физической культуры

Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно ориентированного обучения на уроках физической культуры

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Это изречение Гиппократа в наш век научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной стороной данного процесса является уменьшение двигательной активности людей.

Абсолютное большинство школьников заявляет, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80-90%. Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив.

Отсутствие физических нагрузок негативно сказывается на здоровье любого человека. Растет количество сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний, связанных с нарушениями эндокринной системы.

Глава Минздравсоцразвития Т. Голикова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации отметила, что «из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,6 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% – хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания».

Занятия физической культурой являются одной из форм укрепления здоровья. Поэтому в учебный план общеобразовательных учреждений введено 3 или 4 часа уроков физической культуры.

Опрос, проведенный среди учащихся, показал, что 72% детей не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях физкультурой.

Однако данные медиков подтвердили тенденцию ухудшения общего здоровья детей в связи с тем, что большая часть из них ведет малоподвижный образ жизни. По сравнению с предыдущим годом возросло количество простудных заболеваний на 10% , заболеваний, связанных с нарушениями опорно-двигательной системы, – на 14%, увеличилось число детей, страдающих плоскостопием до 18% от общего числа учащихся.

В ходе анализа полученных результатов мониторинга возникла необходимость активизации работы по формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

В своем первом обращении к федеральному собранию президент России Д. Медведев выразил обеспокоенность в связи с неудовлетворительным, по его мнению, состоянием здоровья российских школьников. Президент заявил, что основы здоровья человека закладываются в школьные годы. Вместе с тем он подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». Дети проводят в школах значительную часть времени, поэтому заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

По данным статистики, представленной на заседании совета при президенте России по реализации нацпроектов и демографической политике подчеркивалось, что «интенсификация учебного процесса приводит к снижению числа абсолютно здоровых детей уже в процессе обучения в первом классе. Так, первая группа здоровья определена у 17,3% дошкольников, а к концу первого класса процент здоровых детей снижается до 4,3% ».

Исходя из вышесказанного, возникает потребность в формировании устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, начиная с первого класса.

Несмотря на то, что много говорится и пишется о необходимости ведения здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой и спортом, на практике большинство детей и подростков школьного возраста ведут малоподвижный образ жизни.

Урок – основная форма физической деятельности в школе. Каждый урок

должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи. Одна из важных задач – оздоровительная. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, двигательной подготовленности. Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе, что само по себе несет оздоровительную направленность. Современный урок включает в себя элементы лечебной физкультуры. Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений каждого учащегося. В урок учитель должен включать знания о приемах закаливания, о способах самоконтроля, о способах саморегуляции.

Это оказалось возможным при определении воспитательного потенциала урока физкультуры. Он состоит в возможностях прикладного решения проблемы воспитания цивилизованного отношения к ценностно-культурному слою сознания учащихся, как внутренней, субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации личности.

В связи с этим, проблема физического воспитания переходит в плоскость научного обоснования, развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между педагогом и учащимся.

Основным в этой работе является определение целей отношений общения между педагогом и учащимся. Взаимно выработанная цель обеспечивает взаимодействие внешних воздействий (педагогических требований педагога) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания учащегося).

Общая цель – это воспитание личности, заинтересованной в формировании потребности в здоровом образе жизни. Эта цель определяется особой атмосферой общения, возникающей в процессе овладения учащимися различными видами спортивной деятельности, индивидуальных, групповых беседах учителя и учащегося, в походах.

Выбор условий для организации общения между педагогом и учащимися:

а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания – изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т. д. ;

б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания – дополнение интуицией недостатка в объективной информации, принятие решений в процессе обсуждения той или иной проблемы, учет влияния педагогического решения на настроение учеников, поощрение и развитие "малых талантов" и т. д.

Разработка содержания общения учителя и учащихся по формированию потребности у учащихся в здоровом образе жизни.

  1. 1. Развитый самоконтроль – это опорная точка в развитии всех остальных компонентов мотивации. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания – мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур.
  2. 2. Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности, становится возможным при обращении к технологии ненасильственной коммуникации М. Розенберга.

Такие ситуации выстраиваются на уроках. В качестве содержания для их построения используются ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные компоненты педагогических условий, развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для приобретения учащимися нового опыта общения.

Организация средств воспитания по формированию потребности в здоровом образе жизни.

Этапы деятельности педагога по формированию потребности учащихся в здоровом образе жизни: диагностический, поисковый, договорный, рефлексивный.

Диагностический этап – выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия.

Цель диагностического этапа – создание условий для осознания учащимся сути проблемы. Учитель должен помочь учащемуся сформулировать самому проблему, т. е. проговорить ее. Важно получить согласие учащегося на помощь и поддержку в данной ситуации.

Ведь большинство учащихся испытывает потребность в педагогической поддержке.

Поисковый – организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения, взгляд на ситуацию со стороны, как "глазами учащегося", так и при помощи синергетического принципа "выхода в стороннюю позицию". Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учащимся на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа. Задача учителя поддержать ученика в выборе ориентации на формирование потребности в здоровом образе жизни.

Договорный – проектирование действий педагога и учащегося. В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность учащегося самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий.

Деятельностный – для обеспечения успеха преподаватель должен поддерживать учащегося и морально-психологически . Рефлексивный – совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее осмысления учащимся. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.

Приведенное научно-методическое обоснование помогает на практике приблизить педагога к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры.

Кроме урока в школе есть и другие формы внеурочной деятельности, которые использует учитель в своей деятельности: гимнастика, физкультминутки, подвижные перемены, спортивно-массовые мероприятия.

Гимнастика до учебных занятий.

Ее цель_-_повысить работоспособность учащихся, настроить их на умственную деятельность.

Физкультминутки.

Они проводятся на уроках и состоят из 2 – 3 упражнений. Их целью является снятие напряжения различных групп мышц.

Подвижные перемены.

Их целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание.

Внеклассная работа.

В своей работе учитель должен активно использовать и внеклассную работу. Это и спортивные секции по видам спорта и спортивно – массовые и спортивные мероприятия в режиме дня. Цель этих мероприятий – пропаганда здорового образа жизни, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, активный отдых.

Таким образом, сейчас недостаточно "натаскивания", цель которого – только увеличить уровень физической подготовленности учащихся. Сегодня необходимо не только развивать физические способности человека, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями. Очень важно уметь правильно подбирать формы физической активности в зависимости от потребностей своего организма и состояния здоровья. Иначе говоря, сегодня от учащегося требуются активность, творчество и самовоспитание. А для этого необходима мотивация самого учащегося, которая, является одной из наиболее сложных структур личности, поскольку мотив можно назвать основой деятельности любого человека.

Формы внеклассной работы по физкультуре многообразны: спортивные праздники, дни здоровья, походы, соревнования, классные часы.

Все они направлены на то, чтобы заинтересовать детей, убедить их в необходимости ведения здорового образа жизни.

Для организации успешной работы по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей необходима совместная работа, как педагога, так и родителей. Для этого в школе организован лекторий для родителей, проводятся родительские собрания, посвященные здоровому образу жизни, организуются совместные спортивные праздники.

В настоящее время в связи с интенсификацией учебного процесса, малоподвижным образом жизни вопрос здоровьесбережения подрастающего поколения стал очень остро. И уроки физической культуры, и внеурочная деятельность по предмету направлены на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и устранении гиподинамии. Правительством Белгородской области дополнительно в учебный план за счет регионального компонента был введён 3(4) час урока физической культуры, что наглядно свидетельствует о приоритете здорового образа жизни в настоящее время.

В 2007 году в 9 классе, который выделен в качестве исследуемого, был представлен далеко не одинаковый состав учащихся. Все дети заметно отличались по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности.

В результате проводимого мониторинга была выделена группа хорошо физически подготовленных детей (занимающиеся в спортивных школах или спортивных секциях), имеющих спортивные разряды. И наряду с ними – группа детей со средней физической подготовкой и группа учащихся с низкой подготовкой.

Диагностика мотивов посещения уроков физической культуры показала, что у большинства учащихся старших классов цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть – чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков или низких отметок по этому предмету, часть -для того, чтобы просто подвигаться. И только 40 % школьников занимаются на уроках физической культуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки – как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 56% школьниц, повысить уровень двигательных способностей – 58%, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие спортивные игры, а также укрепить здоровье – только у 26% школьниц.

Следовательно, и мотивация детей к занятиям физкультурой оказалась различной.

Задача педагога помочь детям обрести уверенность в правильности выбора здорового образа жизни, содействовать формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Для решения этой основной задачи педагог должен использовать все доступные формы и методы практической деятельности, применительно к индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Основной формой работы по формированию потребности в здоровом образе жизни в школе является урок физической культуры. Урок-это обязательная часть школьной программы. Поэтому перед учителем стоит задача заинтересовать ребенка так, чтобы он шел на урок с удовольствием.

«Науку – писал Герцен,– надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же, чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» урок, а прожить его: нужно, чтобы физическая культура и необходимость ею заниматься вошла в жизнь, чтобы она имело жизненный смысл для учащихся.

Достичь успешности учащимся должен помочь педагог. Деятельность учащихся необходимо организовать таким образом, чтобы на каждом этапе урока каждому ученику было интересно.

В работе учителя физической культуры можно использовать следующие методы и приёмы:

– просьба о помощи;

– подвижные и спортивные игры;

– взаимоконтроль;

– самоконтроль;

– уроки ЛФК;

– раздаточный материал;

– разноуровневое домашнее задание;

– самостоятельное занятие.

(Приложение 1. Веселые эстафеты на уроках физического воспитания).

Ребенок на уроке должен чувствовать себя успешным для того, чтобы любить урок.

Наибольшее количество заболеваний, наблюдающихся у учащихся в современной школе напрямую, связано с «сидячим образом жизни» и как следствие этого нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Поэтому при планировании уроков во всех классах возникает необходимость введения в программу уроков блоков упражнений, направленных на укрепление свода стопы и профилактики нарушения осанки.

На каждом уроке физкультуры включаем фрагменты урока лечебной физкультуры по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, корригирующей гимнастики

(Приложение 2. Упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата для 2-4 классов. )

Упражнения «Каток», «Художник» и «Серп» способствуют укреплению свода стопы, а упражнения «Гусеница» и «Кораблик» помогают укреплять мышцы позвоночного столба. Они предназначены для учащихся 2-4 классов.

А упражнения «Змея», «Качели», «Ёлочка» для укрепления свода стопы, «Рыбка», «Колечко» для укрепления позвоночного столба учащихся 6 классов. (Приложение 3. Упражнения для профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата для 6 классов. Комплекс упражнений при плоскостопии).

Данные комплексы упражнений целесообразно применять в заключительной части урока. Они должны применяться систематически. Их можно рекомендовать в качестве домашнего задания. При этом необходимо отслеживать результат. Перед применением желательно организовать и провести лектории для родителей и практические занятия. Особое внимание при проведении семинаров необходимо обратить на вред ношения кроссовок, обуви на плоской подошве.

При организации уроков подвижных игр необходимо вводить элементы ЛФК во все этапы этих уроков. При этом руководствоваться индивидуальными особенностями развития детей и результатами медицинского осмотра.

Для таких уроков большой положительный эффект имеет применение комплекса, состоящего из упражнений системы йога, дыхательной гимнастики А. И. Стрельниковой. (Приложение 4. Урок с элементами ЛФК. Дыхательная гимнастика Стрельниковой ).

Данные упражнения обладают общеукрепляющим и оздоравливающим эффектом, способствуют переключению видов деятельности на уроке, создают положительный эмоциональный фон, повышают интерес к занятиям физической культуры, что приводит к развитию мотивации к ведению здорового образа жизни.

Физкультминутка – необходимый элемент урока по любому предмету.

Учителем физической культуры и школьным врачом разработаны методические рекомендации для учителей-предметников по организации и проведению физкультминуток по профилактике нарушений осанки и укрепления мышц стопы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Целесообразно в такие комплексы включать упражнения: "Мы проверяли осанку"

Мы проверяли осанку

И свели лопатки, (ходьба на месте. )

Мы походим на носках,(ходьба на носках. )

А потом на пятках. (ходьба на пятках. )

Мы идем, как все ребята

И как мишка косолапый.

(ходьба на внешнем своде стопы. )

Потом быстрее мы пойдем

И после к бегу перейдем. (бег на месте. ) и другие.

Для организации такого конкурса необходимо провести большую организационную работу. При этом обратить особое внимание на подведение итогов. Очень важно, чтобы итоги конкурса входили в систему результатов работы классных коллективов по здоровьесбережению. Соревнование классных коллективов приводит к увеличению активности учащихся при работе в этом направлении: улучшается качество представленных работ, их диапазон, ребенок получает возможность выразить свою индивидуальность, получает удовольствие, от авторства своей работы. Это способствует получению новых знаний, расширению кругозора детей и формирует у ребят понимание необходимости ведения здорового образа жизни.

(Приложение 5 . Листовка «Как это делается?»)

Традиционно в школе проводятся еженедельные радиолинейки. 2 раз в месяц такие радиолинейки посвящаются здоровому образу жизни. При подготовке и проведении радиолинеек можно использовать разные формы: лекции, беседы, рекламы здорового образа жизни. При проведении реклам хорошо использовать стихи автора Г. П. Попова "Дружить со спортом и игрой"

1. На зарядку, на зарядку,

Выбегайте -ка, ребятки,

Мы построим большой круг,

Слева друг и справа друг.

Повернулись все вокруг.

2. Физкультура, физкультура-

Тела нашего культура

Раз -присели, два -привстали,

За дыханьем наблюдали.

Так как школа расположена в черте города, то особое место в здоровьесбережении занимают дни здоровья, особенно если в такой день организуется поход.

В походе предусматриваются соревновательные мероприятия по профилактике плоскостопия.

(Приложение 6 Поход на опушку леса)

На родительских собраниях и в индивидуальных беседах с родителями учителю необходимо убедить родителей в том, что их детям требуются не только дополнительные занятия физической культурой, но и беседы родителей с ребёнком о необходимости таких занятий для того, чтобы ребёнок смог осознанно выбрать здоровый образ жизни. В результате этой работы родители должны твердо усвоить мысль о том, что в воспитании ребенка роль семьи не сможет заменить ни дошкольное учреждение. Ни школа. Совместная и согласованная работа педагогов и родителей обеспечивает единые взгляды на выбор детьми здорового образа жизни.

Темы бесед: "Как закалять своего ребенка?", "Правильный режим дня -неотъемлемая часть здоровья ребенка," "Как правильно подбирать обувь?", "Что ест мой ребенок? "

Для формирования устойчивой мотивации у учащихся к занятиям физической культурой на начальном этапе необходимо, чтобы учащиеся могли наглядно видеть свои успехи и достижения. Для этого педагог должен проводить ежемесячно промежуточное тестирование динамики развития физических качеств. Положительную динамику доводить до сведения учащихся, классных руководителей и родителей. Освещать достижения ребят в радиолинейках, школьной стенгазете. (Приложение 6. Графики физического развития девушек).

При организации этой работы необходимо учесть основные мотивы спортивной деятельности:

  1. 1. стремление к самосовершенствованию ( укрепление здоровья. улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);
  2. 2. стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена. Стремление к общественному признанию);
  3. 3. стремление к социальным установкам (мода на спорт, стремление сохранить семейные и спортивные традиции, желание быть готовым к службе в армии)
  4. 4. удовлетворение духовных и материальных потребностей( стремление чувствовать себя членом референтной команды).

При этом педагог должен стремиться к тому, чтобы именно третий доминирующим мотив стал для ребят доминирующим, все остальные три сопутствующими мотивами.

Школа готовит детей к жизни в обществе. Полученные детьми социальные установки должны способствовать успешной социализации в обществе. Это будет способствовать формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и во взрослой жизни.

Организация общешкольных дел, работа самоуправления в школе должны помочь в деле формирования такой мотивации.

Вся система школьного воспитания должна создать максимально благоприятные условия для формирования потребности в здоровом образе жизни.

Введение в план общешкольных мероприятий по спортивно-массовой работе общешкольного конкурса «Спортивный класс» может значительно активизировать как общественную жизнь школы, так и повысить мотивацию у учащихся к занятиям физической культурой.

Конкурс проходит на протяжении всего учебного года. Итоги конкурса подводятся в апреле-мае.

На итоги конкурса влияет участие каждого класса, как в спортивных соревнованиях, так и в общественной жизни школы.

В каждое традиционное общешкольное мероприятие добавляется спортивная составляющая.

Например: в школе проводится акция «Внимание! Здоровое питание!». В рамках проведения акции проводится конкурс листовок, плакатов, лозунгов. Учитель физической культуры и медицинский работник принимают активное участие в данном конкурсе. Это будет способствовать формированию у детей понимания того, что физическая активность напрямую зависит от правильно организованного питания. (Приложение 7. План общественно-спортивных мероприятий).

В рамках подготовки к новогодним и Рождественским праздникам можно провести конкурс стенгазет по спортивной тематике «Активный Дед Мороз». Когда в школе проходит месячник оборонно-спортивной работы один день можно выделить для просмотра видеороликов, подготовленных детьми на тему: «Кто как ни я станет на защиту Родины?». Педагог в результате данного мероприятия должен убедить детей в том, что боец современной армии должен иметь хорошую физическую подготовку.

В период выполнения программы по разделу «Гимнастика» целесообразно проведение конкурса для девушек: «Тело, грация и я!». Педагогу необходимо убедить учащихся в том, ведение девушками здорового образа жизни положительно сказывается на здоровье нации в целом.

Администрация муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» на протяжении пяти лет проводит конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья!». Школы принимают активное участие в данном конкурсе. При подготовке данного конкурса педагог физической культуры может провести ряд мероприятий, способствующих формированию мотивации к занятиям физической культурой»: подготовка ритмических пауз, радиолинеек, стенгазет.

В апреле проходит подведение итогов конкурса. Оно включает в себя проведение мониторинга динамики роста физической подготовки учащихся, участие класса в спортивной и общественной жизни школы. В мае проводится большой праздник, на котором награждаются победители и призеры конкурса, а так же проводится презентация лучших работ и достижений учащихся.

Вся работа учителя физической культуры должна способствовать ориентации сознания ребенка на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. 1. Сабятин Ф. И. , Федорченко П. Ю. Физическая культура в современной школе: опыт, проблемыв, перспективы. – 2009,77-81с.
  2. 2. Тимофеев С. П. , Луханин В. В. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. – 2004, 77-100с.
  3. 3. Коджаспиров Ю. Г. Физкультура, Ура! Ура!. – 2002, 30-34с.
  4. 4. Петров В. К. Новая форма физической культуры и спорта. – 2004,

13-18с.

  1. 5. Киселев С. Ю. Победи! Размышления и советы психолога спорта–

2002 , 45-50с.

  1. 6. Ковалько В . И. Здоровьесберегающие технологии, "Вако",2007.

37 -39с.

  1. 7. Заикина Е. А. Самодиагностика состояния здоровья, "Первое сентября " – 2007. №19 10 -11с.
  2. 8. Колесов Д. В. Новое направление в педагогических науках -2004, 15 – 19с.
  3. 9. Прокофьева С. Л. Румяные щеки. -Изд. 2-е, с изм,доп. -М. Физкультура и спорт,1998г. 56-78с.

Чертовской Виктор Александрович

Метки: Физическая культура