Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как сделать ученика успешным на уроках физической культуры

Как сделать ученика успешным на уроках физической культуры

Актуальной потребностью современного общества является формирование нового человека, социально активного и всесторонне развитого, умеющего найти в обществе место, отвечающего его индивидуальным возможностям и способностям.

С введением новых образовательных стандартов перед учителями стоит цель воспитания творческой, активной и успешной личности школьника, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.

Много лет преподавание уроков физической культуры в школе велось узко, однобоко. Существовало мнение, что учитель физической культуры в первую очередь должен максимально развивать физические качества обучающихся.

Однако сегодня ожидания учащихся от физической культуры не сводятся только к увеличению показателей из физических качеств, дети ждут внимания к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено существующими на практике подходами к преподаванию физической культуры.

Таким образом, возникает противоречие между современным социальным заказом на формирование в школе активной, мотивированной на учебную деятельность личности и существующим до сих пор (во всяком случае, на практике) процессом, направленным только на увеличение уровня физической подготовки школьников.

Проблема заключается в реализации новых подходов к урокам физической культуры, учитывающих создание ситуации успеха в образовательном процессе как фактора повышения мотивации учащихся к предмету.

Следовательно,целью моей работыявляется создание таких условий на уроках физической культуры, при которых происходит формирование ситуации успеха как фактора повышения мотивации учащихся к предмету, максимального развития их потенциала и творческих способностей.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. проанализировать литературу по созданию ситуации успеха;

  1. 2.
  2. 3. определить условия в учебном процессе по физической культуре, необходимые для формирования ситуации успеха;
  3. 4. выявить эффективность применения ситуации успеха на уроках физической культуры.

Анализ педагогической теории показывает, что в трудах педагогов, связанных с созданием ситуации успеха, определены содержание и структура данных вопросов, сделана попытка обозначить пути и средства их реализации, однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы создания ситуации успеха на уроках физической культуры как фактора повышения мотивации учащихся к предмету.

В учебном процессе я предлагаю следующие этапы для создании ситуации успеха:

  1. 1. Мотивационный этап. Формирую у ученика установку на успешное выполнение учебного задания. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в выполнении упражнений. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и затем переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный и индивидуальный подходы к содержанию деятельности на уроке.
  2. 2. Организационный этап. Для успешного выполнения задания создаю ученику следующие условия: во-первых, применяю дифференцированное оценивание учащихся при приеме нормативов физических способностей (таблица 2); во-вторых, использую при обучении школьников двигательному действию правильное выполнение этого действия одним из учащихся, воспроизведенное на компьютере. Для этого выполняю съемку двигательного действия учащихся на цифровой фотоаппарат, при этом у каждого школьника есть возможность проанализировать технику выполнения действия индивидуально на компьютере дома. Затем анализируем технику выполнения все вместе в классе, выбираем лучшее исполнение двигательного действия одним из учащихся. Далее использую показ выполненного движения для остальных школьников в качестве примера. Учащийся, у которого не получается выполнение упражнения на практике, повторно просматривает двигательное действие в замедленном темпе с объяснением выполнения каждого элемента учителем. Для тех, кому необходимо помочь сделать волевое усилие для выполнения учебного задания, разработана программа покадровой съемки двигательного действия с последующей обработкой в компьютерной программе «флеш», где учащийся может собирать пазлы двигательного действия до полного его усвоения.

Итоговый этап. Результат выполненной учеником работы использую как стимул, необходимый для следующего учебного задания. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

При анализе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов я увидел скрытый мотивационный резерв, заложенный в самой программе и, как мне кажется, способствующий повышению мотивации к урокам физической культуры у школьников. Авторами программы доктором педагогических наук В. И. Ляхом, кандидатом педагогических наук А. А. Зданевичем предлагаются лишь три уровня оценки физических способностей с разработанными нормативными показателями: низкий, средний и высокий уровни.

Например, в программе предлагается оценивать гибкость девочек восьмых классов в наклоне вперед из положения сидя, следующим образом: наклон 7 сантиметров и ниже – низкий уровень развития способностей, наклон от 12 до 14 сантиметров – средний уровень, наклон от 20 сантиметров и выше – высокий уровень развития физических способностей.

Я предложил учащимся использовать для оценивания своих физических способностей еще два уровня, это уровень ниже среднего (8 – 11 сантиметров) и уровень выше среднего (15 – 19 сантиметров), тем самым я использую незадейственные диапазоны в показателях физических способностей между уровнями, предложенными авторами программы, и мотивирую детей на повышение их физических способностей. Учащиеся видят динамику своих достижений, переходя с низкого уровня на более высокий, с наименьшими физическими и временными диапазонами, получая при этом стимулирующее оценивание. При таком подходе к оцениванию физических способностей сохраняется психическое и физическое здоровье детей

Основываясь на анализе литературы и своем многолетнем опыте, определил интервалы физических способностей, которые стимулирую оценками при приеме контрольных упражнений у учащихся.

В течение 2009-2011 годов я провел эксперимент, в котором приняли учащиеся параллели седьмых классов. В начале эксперимента я провел диагностику исходного уровня обученности школьников седьмых классов, для этого определил их физические возможности путем тестирования показателей физической подготовленности.

В результате эксперимента видно, что показатели физической подготовленности школьников экспериментальной групп улучшились по всем показателям, что значительно превосходит изменения показателей контрольной группы.

Создавая ситуацию успеха на уроках физической культуры, я активизирую сознательную деятельность самих учащихся, направленную на личное совершенствование. В результате эксперимента я добился следующих результатов:

– позитивной динамики физической подготовленности учащихся;

– положительной учебной мотивации. Качественная успеваемость на протяжении обучения в период эксперимента приближалась к 100%;

– посещение спортивных секций учащимися (по хоккею, лыжным гонкам, биатлону, футболу) достигает 70% от числа учащихся класса;

– учащихся класса участвовали в муниципальном этапе научно-практической конференции учащихся с темами по физической культуре;

– практически все учащиеся класса принимают активное участие в соревнованиях за класс, школу, район в различных видах спорта: легкой атлетике, лыжному спорту, баскетболу, волейболу;

– учащиеся класса стали победителями и призерами муниципального этапа олимпиады по физической культуре.

Литература и другие источники:

  1. 1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М. :"Просвещение", 1991-169с.
  2. 2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. – С. 189.
  3. 3. http://eliteschool. ru/index. php?option=com_content&;task=view&id=11&Itemid=43
  4. 4. http://www. marketing. spb. ru/lib-around/maslow. htm

Таран Аркадий Анатольевич

Метки: Физическая культура