Использование технологии «Французских демаршей» и системы возрастных вертикалей на уроках физики
Использование технологии «Французских демаршей» и системы возрастных вертикалей на уроках физики
Направленность | Физика | Количество | 0т 5 до 30 | Возраст детей | 11-13 лет | |
Тип | Урок | Место проведения | Класс или иная площадка на усмотрение учителя | |||
Задачи | Образовательная: 1. Формирование представления об изучаемом явлении, о роли данного явления в жизни человека и животных. Обучение школьников умению распознавать изучаемые явления среди других явлений. 2. Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; формирование навыков по исследовательской деятельности. Воспитательная: Создание прочных связей между старшими и младшими школьниками на основе плодотворного сотрудничества при достижении общей цели. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы Развивающая: Расширение кругозора, развитие интереса к экспериментальной физике, предоставление возможности увидеть практическую пользу знаний |
|||||
Результат | Использование данных технологий позволяет старшеклассникам закрепить знания, полученные на более высокой ступени изучения физики, дает опыт общения, опыт изложения своей точки зрения в незнакомой аудитории, возможность научиться быстро и правильно реагировать на меняющуюся ситуацию. Младшие школьники получают возможность пообщаться с представителями «физической элиты» на равных, увидеть реальную практическую пользу знаний, получить изложение материала в доступной для себя форме. Кроме того реализация данной идеи позволяет подготовить младших школьников к самостоятельной работе в группах, подводит их к умению самостоятельно искать знания, что так важно для осуществления в дальнейшем идеи непрерывности образования. |
|||||
Ресурсы | Компьютер, интерактивная доска, оборудование по теме урока (для демонстрационных опытов и для работы в группах) | |||||
Идея построения урока заключается в следующем: Учебная работа строится как деловое общение старших учеников («мастеров») с младшими («подмастерьями») В подготовке и проведении урока учителю активно помогают учащиеся старших классов. Старшеклассники выполняют предварительную работу по подбору опытов и практических заданий, по изготовлению нужного оборудования. В проведении урока им отводится почетная роль «мастеров» – организаторов практической работы групп и специалистов по показу демонстрационного эксперимента. В такой работе используются элементы технологий «Французских демаршей» и Школы-парка М. А. Балабана, а именно использование системы возрастных вертикалей. «Младшие», работая в группах под руководством старших товарищей, чувствуют себя более раскрепощено, охотно делятся идеями и сомнениями.
Примерный план построения подобных уроков: 1) Повторение материала предыдущих уроков через решение экспериментальной задачи, необычное истолкование этой задачи, создание проблемной ситуации и подведение к новой теме. 2) Изучение нового материала в любой освоенной учителем форме с применением презентации и демонстрационных опытов 3) Проведение исследовательской работы в ходе выполнения практических зданий под руководством лаборантов-старшеклассников. 4) Применение полученных знаний для выяснения роли изучаемого явления в жизни человека и животных в форме беседы с применением презентации. 5) Получение дифференцированного домашнего задания с учетом интересов и возможностей учеников
При подготовке к подобным урокам мной активно используется технология «Французских демаршей» или педагогических мастерских.
Идея подобных уроков интересна мне т. к. она совпадают с моими взглядами на преподавание физики, моим образом жизни и дает хорошие результаты при применении в преподавании.
С использованием этой идеи мною были разработаны, например, уроки: «Поговорим об энергии» – 5 класс, «Дорога в космос» – 5 класс, «Атмосферное давление» – 7 класс, «Постоянные магниты» – 8 класс
Любой творческий учитель может использовать данную идею для изучения широкого спектра физических явлений. |
||||||
Метки: Физика