Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проект "Физика и лирика", часть 2

Проект "Физика и лирика", часть 2

Викторина «

Пушкин, физика и мы»

Цель викторины:

1. Развитие образного мышления учащихся.

2. Расширение научного кругозора.

3. Проверка знаний учащихся по физике в необычных ситуациях.

Вступление

Вся Россия, весь мир чтит память о великом поэте Пушкине Александре Сергеевиче. В феврале мы отмечаем день памяти поэта. Отдавая должное столь памятной дате, было решено в кабинете физики провести викторину «Пушкин, физика и мы». Вы спросите: «Что общего между физикой и поэзией нашего гения, наукой и искусством?» Это общее существует, и это вы заметите в ходе викторины. За правильный ответ участник викторины получает жетон. Кто больше всех наберет жетонов за правильные ответы, тот и победитель. На обдумывание ответа отводится не более 20 секунд.

Вопросы викторины

Ведущий: В 1825 году, находясь в селе Михайловском, Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение с чисто физическим названием «Движение».

Чтец:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей. [1]

Вопрос:

1. Что утверждал Галилей?

2. В чем прав и в чем не прав А. С. Пушкин в этом стихотворении?

Ответ:

Галилей утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси, поэтому наблюдается смена дня и ночи. Это движение Земли относительно космического наблюдателя.

Пушкин считал, что прав Галилей, не считая себя правым в утверждении движения Солнца вокруг Земли ежесуточно. Но Пушкин тоже прав: Солнце движется вокруг Земли относительно земного наблюдателя.

Ведущий: А. С. Пушкин любил природу и мастерски её воспевал в своих стихах. Перед вами на экране представлены строки из романа «Евгений Онегин».

Чтец:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег. [2]

Вопрос:

Какие физические явления описал А. С. Пушкин в 1, 2 строках? В 3,4 строках? В 5, 6, 7, 8 строках? В 9, 10 строках?

Ведущий: С точки зрения физики ветер это

Теперь Вам необходимо назвать произведение А. С. Пушкина, из которого взяты строки описывающие ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

(Сказка о царе Салтане) [3]

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

(Сказка о царе Салтане) [3]

Ненастный ветер. Мрачный вал

Плескал на пристань.

(Медный всадник) [1]

Тиха украинская ночь,

Прозрачно небо, звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

(Полтава) [1]

В последних числах сентября

(Презренной прозой говоря)

В деревне скучно: грязь, ненастье,

Осенний ветер, мелкий снег

Да вой волков….

(Граф Нулин) [1]

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя….

(Зимний вечер) [1]

Ведущий: Кто продолжит это стихотворение?

Ведущий: А сейчас, ребята, давайте обратимся к той эпохе, в которой жил А. С. Пушкин.

Вопросы:

1. Какого великого русского ученого высоко ценил поэт и как о нем отзывался?

Ответ: о Ломоносове Пушкин писал: “Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”?

2. М. В. Ломоносов и А. С. Пушкин долгое время жили в Петербурге. В каком месте и когда они наиболее вероятно могли встретиться?

Ответ: Никогда, так как Ломоносов умер в 1765 году, а Пушкин родился в 1799 году.

3. Перед вами галерея портретов ученых-физиков: Ампер, Вольта, Курчатов, Якоби, Эйнштейн, Кулибин, Черепановы, Ленц, Фарадей…. .

Вопрос:

а) С кем из них мог бы встретиться А. С. Пушкин?

б) Какие великие открытия были сделаны этими учеными во время жизни Пушкина?

Ответ: Ампер (1821 год, взаимодействие токов). Фарадей (1831 год, явление электромагнитной индукции, 1833 год – электролиз). Ленц (правило определения направления индукционного тока). А. Вольта (1800 год – первый источник электрического тока). Отец и сын Черепановы (1834 год – первый русский паровоз). Якоби (электродвигатель на лодке, испытание на реке Неве, 1834 год).

4. Перед вами различные физические приборы. Каким физическим прибором наверняка мог пользоваться Пушкин?

Ответ: Весы. Из письма к Наталье Николаевне: “Наконец-то привезли весы…”.

5. В селе Михайловском со своей няней Ариной Родионовной Пушкин наверняка распивал чай из самовара. Каким был тот самовар? Объясните его принцип действия.

Ответ: повторить по схеме принцип действия старинного самовара и электросамовара.

6. Для чего на придворных балах дамы использовали веер? Связать с физикой.

7. А. С. Пушкин писал стихотворения и письма гусиным пером. У него была чернильница с чернилами и баночка с сухим речным песком?

Вопрос:

а) Каким образом чернила удерживались в гусином пере?

б) Для чего служил песок?

8. У Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой было четверо детей: Саша, Маша, Гриша и Наталия. (Их портрет-рисунок показать на экране с помощью проектора). Наверняка в день своего ангела они получали от родителей подарки: книги, краски, карандаши, авторучки, спицы для вязанья и нитки, ленты и коньки, фотоаппараты, свечи и настольные лампы. Что мог получить каждый из детей?

Ответ: Фотоаппаратов, авторучек, карандашей, электрических ламп в то время не было.

9. Однажды возле киоска возникла такая ситуация: один юноша пытался купить граммофонные пластинки или магнитофонные кассеты с записью голоса А. С. Пушкина, читающего стихи. Продавец ответил, что все записи о писателях и поэтах проданы. Где, всё-таки, мог приобрести записи юноша?

Ответ: Нигде. При жизни Пушкина еще не было ни граммофонов, ни магнитофонов.

10. Какие сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью? Связать с физикой.

Ответ: «Золотой петушок» – радиолокатор; «Зеркальце – телевизор; Полеты Руслана в воздухе – самолеты; Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” – реальность. [1, 3].

Подведение итогов викторины.

Использованная литература.

1. Вересаев В. В. Пушкин в жизни. М. : Московский рабочий, 1984.

2. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. М. : Просвещение, 1982.

3. Пушкин А. С. Стихотворения и поэмы. М. : Правда, 1984.

4. Пушкин А. С. Евгений Онегин. М. : Художественная литература, 1981.

5. Пушкин А. С. Драматические произведения, поэмы, сказки, стихотворения:

Т. 1:М. : РИПОЛ КЛАССИК, Самарский Дом печати, 1996.

Метки: Физика