Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проект "Физика и лирика", часть 3

Проект "Физика и лирика", часть 3

Физика в произведениях писателей – фантастов

Задание: внимательно прочитайте отрывки произведений писателей – фантастов и ответьте на поставленные вопросы.

1. Ж. Верн. «Робур – Завоеватель»

Герои романа путешествуют на фантастическом воздушном корабле «Альбатрос». Путь в две тысячи километров над Беринговым морем, от первых Алеутских островов до крайнего мыса Камчатки, был преодолен за двадцать четыре часа.

Вопрос: с какой скоростью летел воздушный корабль «Альбатрос»?

2. «Воздушный корабль несся вперед со скоростью ста километров в час, и висевшая на канате корзина отставала от него и тянулась позади».

Вопрос: почему корзина, висевшая на канате, отставала от шара?

3. Ж. Верн. «Опыт доктора Окса»

По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть, мужество, талант, остроумие, воображение – обусловлены воздействием некоторого газа.

Вопрос: что это за газ?

4. Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»

« В самый разгар электрической бури на конце основной горизонтальной ветви омбу вдруг появился окруженный черным дымом огненный шар величиной с кулак; покружившись несколько секунд на одном месте, он, подобно бомбе, разорвался с таким оглушительным грохотом, что его слышно было даже среди непрерывных раскатов грома. Запахло серой».

Вопрос: какое физическое явление вы узнаете в этом отрывке?

5. Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»

Негоро положил под компас железный брусок. «Железо притянуло к себе стрелку компаса… стрелка сместилась на четыре румба…после того, как из – под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала острием прямо на магнитный полюс. »

Вопрос: объясните явление?

6. Ж. Верн. «Таинственный остров»

Сайрос Смит для того чтобы разжечь костер, взял « два стекла, снятые с часов инженера и Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края глиной. Сайрос Смит сфабриковал настоящее зажигательное стекло, которое сосредоточило лучи Солнца на охапке сухого мха и воспламенил его».

Вопрос: какой физический прибор сделал Сайрос Смит? Для чего между выпуклыми стеклами он налил воду?

7. А. Р. Беляев. «Звезда КЭЦ»

«У моего провожатого была портативная ракета – ранец для недалеких полетов в межпланетных пространствах. Ловко стреляя по задними, то боковыми, то верхними, то нижними «револьверами» ранца, он увлек меня все дальше и дальше по дуге над поверхностью шара».

Вопрос: как с точки зрения физики объяснить такой способ передвижения?

8. А. Р. Беляев. «Человек – Амфибия»

«Ихтиандр спускался все глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений… Он погружался все медленнее. Вода становилась плотнее, оно давила на него, дышать становилось все труднее. Здесь стояли густые зелено – серые сумерки».

Вопрос: значительно ли меняется плотность с глубиной?

9. А. Р. Беляев. «Властелин колец»

Герой романа сделал установку, передающую биотоки мозга в окружающее пространство. С ее помощью изобретатель ( властелин мира) заставлял людей то петь одну и ту же песню, то испытывать невыразимый ужас. Для борьбы с ним была использована аналогичная установка. « Меня начинает бить моим же оружием. Это скверно…У меня есть металлическая сетка. Можно будет накинуть на себя…»

Вопрос: почему изобретатель решил использовать металлическую сетку?

Физика в загадках

Задание: прочитайте загадки и ответьте на вопросы к ним.

1. Голубой платок,

Красный колобок:

По платку катается,

Людям усмехается. ( Солнце, небо. )

Почему иногда Солнце мы видим в виде красного колобка?

2. Синие крылья

Весь мир накрыли. ( Небо. )

Почему небо мы видим синим?

3. Своих глаз нет,

А видит далеко. (Бинокль,)

Какие оптические приборы вы знаете?

4. Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик. )

Объясните образование солнечного зайчика?

5. Летит птица орел,

Несет в зубах огонь,

Огненные стрелы пускает,

Никто ее не поймает. (Молния. )

6. Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма и без пара,

Лишь колесный перестук

Слышен далеко вокруг. Электропоезд. )

7. По тропинкам я бегу,

Без тропинок не могу,

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (электрический ток. )

Что называется электрическим током?

8. Книзу летит капельками,

А кверху – невидимкою. ( Вода. )

Какие процессы описаны в загадке?

9. На дворе переполох:

С неба сыпется горох,

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град. )

10. Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лед на реке. )

Над водою – ушко

Под водою – брюшко. (Айсберг. )

О каких состояниях воды идет речь в загадке?

11. Дерево даешь – съедает,

От воды – умирает. (Огонь. )

Свет пропускает,

А тепло не выпускает. (Стекло. )

Какое излучение поглащается стеклом, а какое пропускается?

12. Искры небо прожигают,

А до нас не долетают. (Метеориты. )

Почему при движении космического тела в атмосфере Земли оно нагревается?

13. Под окошками гармонь

Горяча как огонь. (Батарея)

Почему батарея устанавливается под окнами?

14. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух. )

Может ли воздух быть в твердом и жидком состояниях?

15. Вырос лес, белый весь.

Пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на окне. )

Как образуются морозные узоры на окне?

16. С одного конца хитро, с другого мудреней того, а в середине ум за разум заходит.

(Паровая машина. )

Каков принцип действия паровой машины?

17. К дальним селам городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это… (Электричество. )

От какого слова произошло слово электричество?

18. Золотая птичка

Вечером в дом залетает –

Весь дом освещает. ( Электрическая лампочка. )

Кто изобрел электрическую лампочку?

19. И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане

И ведет нас за собой. (Компас. )

А в каких точках Земли компас бесполезен?

20. Светит да не греет, только напрасно у Бога хлеб ест. (Луна. )

К какому виду источников света относится Луна?

Физика в пословицах и поговорках

Задание: прочитайте текст и сформулируйте ответы на вопросы.

1. Высокая и крутая радуга – к ведру, а низкая и пологая – к ненастью.

Вопрос: что мы называем радугой и как она образуется? К каком случае она крутая, а в каком пологая?

2. Радуга– дуга, дождя перебой.

Вопрос: почему радуга всегда связывается с дождем? А может ли радуга появиться без дождя?

3. Снег – одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучше ей спится.

Вопрос: какой физический смысл этой пословицы?

4. Дым столбом – к морозу.

Вопрос: а почему дым столбом?

5. Горели дрова жарко– было в бане парко, дров не стало – все пропало.

Вопрос: каков физический смысл происшедшего?

6. Без мороза на земле не покроется льдом озеро.

Вопрос: при каких условиях образуется на поверхности озера лед?

7. Береги нос в большой мороз.

Вопрос: почему в большой мороз можно отморозить нос?

8. Гроза застала в поле – садись на землю.

Вопрос: почему?

9. Сколь кошку не гладь, все искры летят.

Вопрос: почему, поглаживая кошку, мы можем наблюдать искру?

10. Пряжа с искорками, все вон повыскакивали.

Отчего искрам выскакивать?

11. Солнце сияет, а месяц светит.

Вопрос: чем отличаются источники?

12. Солнце в мешок не поймаешь.

Вопрос: Объясните пословицу?

13. Лучи веером во все стороны.

Вопрос: объясните поговорку?

14. Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива.

Вопрос: какие особенности имеет изображение в плоском зеркале?

15. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Вопрос: о каких фазовых переходах идет речь?

16. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.

Вопрос: О каких свойствах теплопроводности говорится в пословице?

Вопрос: как объяснить представленные ниже пословицы с точки зрения физики?

17. Шило в мешке не утаишь.

18. Не подмажешь, не поедешь

19. Не кланяйся как весы в обе стороны.

20. От пустой бочки много шума.

Физика в поэзии

Задание: Внимательно прочитайте предложенный текст и сформулируйте ответы на поставленные вопросы.

Ф. И. Тютчев. Успокоение

Гроза прошла – еще, курясь. Лежал

Высокий дуб, перунами сражений,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

А. И. Недогонов. Дыхание

Пока весну томит истома

Летучих звезд, текущих вод,

Пока в прямой громоотвод

Летит косая искра грома…

Какие неточности допущены здесь поэтом?

А. А. Блок. На поле Куликовом

И, чертя, круги ночные птицы

Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

Князя стерегли.

Что такое зарница?

А. М. Горький. Буревестник

Между тучами и морем

Гордо реет буревестник,

Черной молнии подобный.

Существует ли в природе черная молния?

В. Я. Брюсов. Хвала человеку

Змия, жалившего жадно

С неба выступы дубов,

Изловил ты беспощадно,

Неустанный зверолов.

И, шипя, под хрупким шаром,

И в стекле согнут в дугу,

Он теперь, покорный чарам,

Светит хитрому врагу.

О каком «змии» идет здесь речь? Где человек заставил его служить?

Роберт Бернс. Тэм ОШентер

Дул ветер из последних сил,

И град хлестал, и ливень лил,

И вспышки молний тьма глотала,

И небо долго грохотало…

Как возникают раскаты грома?

Ф. И. Тютчев. Как неожиданно и ярко…

Как неожиданно и ярко.

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облако ушла –

Она пол неба охватила

И в высоте изнемогла.

Какое явление описано в этих поэтических строках? Чем оно объясняется?

М. Ю. Лермонтов. Кавказский пленник

Последний солнца луч златой

На льдах Сребристых догорает…

О каком явлении идет речь в отрывке?

М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша»

Светает. В поле тишина.

Густой туман, как пелена

С посеребренною каймой,

Клубится над Днепром – рекой.

Почему над рекой образуется туман?

И. А. Бунин. Компас

Но откуда б, в ветре и тумане,

Не швыряло пеной через борт,

Верю – он опять поймает Nord,

Крепко сплю, мотаясь на диване.

Не собьет с пути меня никто,

Некий Nord моей душою правит,

Он меня в скитаньях не оставит,

Он мне скажет, если что не то!

Почему стрелка компаса все время показывает на север?

Н. А. Морозов. Силы в природе

Сила сцепления

Вяжет пары,

Мощь тяготения

Держит миры,

Атомов сродство

Жизнь создает,

Света господство

К знанью ведет.

О каких силах говорится в этих поэтических строках?

А. А. Фет. Осень

Выйдешь – поневоле

Тяжело – хоть плач!

Смотришь – через поле

Перекати – поле

Прыгает, как мяч

Как возникает подъемная сила?

А. С. Пушкин. Кавказ

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины

Орел, с одоленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Почему орлы, ястребы и другие крупные птицы могу держаться на одной высоте, хотя не машут крыльями?

Метки: Физика