Рабочая программа "Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями
Рабочая программа "Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями
Цели программы:
Здоровьесбережение ребёнка.
Развитие познавательных способностей.
Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.
Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.
– Программа позволяет решить следующие задачи:
– Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и формирование умений:
– проводить точные прямые линии от руки в разных направлениях;
– обводить шаблоны и трафареты простой и сложной конфигурации;
– рисовать знакомые предметы, передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы;
– рисовать геометрические фигуры по клеткам, по словесной инструкции учителя, по памяти, по ориентировочным точкам, по пунктирным линиям;
– составлять орнаменты из геометрических фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти, самостоятельно; располагать орнамент на листе бумаги, раскрашивать в одном направлении с соблюдением границы;
– работать с пластилином (разминать пластилин, отщипывать, резать стекой, раскатывать столбики, скручивать жгутики, лепить по образцу, по инструкции, по представлению);
– работать с бумагой и картоном (сгибать, складывать, рвать бумагу; резать ножницами бумагу и картон по прямым и кривым линиям; склеивать бумагу и картон);
– конструировать из счетных палочек, геометрического материала, природного материала, проволоки, ниток, шпагата, кубиков, собирать картинку из 4-8 частей.
– Сенсорно-перцептивное развитие:
– уточнять и развивать зрительное восприятие;
– формировать и развивать пространственную ориентировку;
– уточнять и совершенствовать представление об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;
– формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.
– Развитие коммуникативных навыков:
– активизировать словарь учащихся, выражающий понятия и отношения по данной теме;
– создание благоприятной среды, побуждающей ребёнка к речевой активности;
– формировать социальные контакты и развивать способность к совместным действиям;
– вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;
– создавать условия для развития творческих способностей и воображения.
Коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями в развитии » разработана для учащихся 1-2 классов и включает в себя ряд этапов.
1. Подготовительный этап.
2. Диагностический этап.
3. Коррекционно-развивающий этап.
4. Прогнозирование развития ребенка.
Составление индивидуального маршрута развития.
Подготовительный этап предусматривает изучение личных дел учащихся, протоколов ПМПК, продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. д. ), характеристики на ранее обучавшихся детей. Знакомство с документацией позволяет выявить особенности развития ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Только после тщательного изучения всех материалов документации можно приступать к личному знакомству с ребенком.
Диагностический этап начинается со знакомства с ребенком. Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты, направленные на создание доброжелательного, благоприятного климата в классе. Все это способствует достоверному определению уровня развития мелкой моторики и сенсорно-перцептивного развития ребенка. Результаты заносятся в диагностическую таблицу с последующей постановкой коррекционных задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Систематическая практическая работа по развитию мелкой моторики и сенсорики на коррекционных занятиях позволяет достичь определенных результатов.
Учащиеся должны уметь:
1. различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
2. различать и называть цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой);
3. группировать, обобщать и классифицировать предметы по размеру, форме, цвету;
4. ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: верх, низ, право, лево;
5. конструировать из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из четырех частей;
6. обводить по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;
7. рисовать знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура;
8. правильно писать элементы букв, буквы, соединения букв;
9. работать с пластилином, владеть приемами лепки;
10 работать с ножницами (резать по прямым и кривым линиям);
Способом проверки результатов являются итоговые коллективные работы, промежуточная и итоговая диагностики.
Тематический план. 33 часа. 1 час в неделю.
Содержательные линии |
Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум | Мониторинг | ||
Знать | Уметь | |||||
1 | Давайте познакомимся. | 1 | 2. 09 | Свое имя, фамилию, отчество и домашний адрес. | Корректировать и развивать умение общаться в различных формах и ситуациях. | |
2 | Диагностика. | 1 | 9. 09 | Группировку предметов. |
Различать форму, цвет, величину предметов, умение производить те или иные пространственные отношения между предметами | Методика 1. Четвёртый лишний (словесный материал). 2. Последовательные картинки. 3. Продолжи ряд. |
3 | Упражнения на формирование умения определять жёлтый цвет. | 1 | 16. 09 |
|
Различать и называть жёлтый цвет, а также самостоятельно определять его. Форму предмета |
|
4 | Обводка по шаблону геометрических фигур разного размера. Штриховка.
|
1 | 23. 09 | Различие геометрических фигур. |
Обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). | |
5 | Упражнения на формирование умения определять красный цвет.
|
1 | 30. 09 | Развивать умение учащихся различать и называть красный цвет, а также самостоятельно определять его. | ||
6 | Обводка по трафарету геометрических фигур разного размера. Раскрашивание. | 1 | 7. 10 | Различие геометрических фигур. |
Рисовать знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура. | |
Упражнения на формирование умения определять синий цвет.
|
1 | 14. 10 | . | Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть синий цвет, а также самостоятельно определять его. . |
||
Обводка по шаблону фруктов (яблоко). Размазывание пластилина внутри контура, выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина. | 1 | 21. 10 | Работу с пластилином, владеть приемами лепки. | Раскатывать из пластилина тонкие столбики и выкладывать ими контур предмета. | ||
9 | Упражнения на формирование умения определять зелёный цвет.
|
1 | 28. 10 | Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть зелёный цвет, а также самостоятельно определять его. | ||
10 | Обводка по шаблону овощей (огурец). Размазывание пластилина внутри контура, выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина.
|
1 | 11. 11 | Работу с пластилином, владеть приемами лепки. | Обводить шаблон, подбирать пластилин нужного цвета, размазывать пластилин с соблюдением контура предмета. | |
11 | Упражнения на формирование умения определять форму предметов. Круг, квадрат. | 1 | 18. 11 | Графический образ, геометрические фигуры. | Различать форму геометрических фигур, определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур. | |
12 | Аппликация. Узор из геометрических фигур в квадрате. | 1 | 25. 11 | Геометрические фигуры. | располагать на листе бумаги геометрические фигуры по образцу. | |
13 | Упражнения на формирование умения работать ножницами.
|
1 | 2. 12 | Резать по прямым и кривым линиям, подбирать «дорожку» нужной длины. | ||
14 | Упражнения на формирование умения определять форму предмета. Треугольник, прямоугольник.
|
1 | 9. 12 | Форму предмета | Различать форму геометрических фигур, определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур. | |
15 | Упражнения на формирования умения определять форму предметов.
|
1 | 16. 12 | Форму предмета | Различать форму предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | |
16 |
Итоговое занятие. 1 полугодие. Коллективная работа. Изготовление бус для украшения елки. Изготовление бус для украшения елки.
|
1 |
23. 12 |
Геометрические фигуры
|
Соединять по точкам (пунктирной линии), резать по прямым линиям бумагу (треугольники). Скручивать треугольник трубочкой в виде бусины, работать с клеем, нанизывать на проволоку бусины из бумаги. |
|
17 | Упражнения на формирование умения работать с бумагой. | 1 | 20. 01 | Ориентацию на листе бумаги (правый верхний угол, левый нижний угол и т. д. ). | Учить сгибать и складывать бумагу. Учить рвать резать бумагу. Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги. |
|
18 | Упражнения на формирование умения определять размер предмета | 1 | 27. 01 | Предметы определённой длины и размера по наглядному образцу. | Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький». | |
19 | Отработка написания элементов букв в контуре знакомого детям предмета ( домик). Дорисовывание и раскрашивание предмета | 1 | 3. 02 | Элементы букв. | Дорисовывать предмет, штриховать и раскрашивать с соблюдением контура. | |
20 | Упражнения на формирование умения определять размер предмета. | 1 | 10. 02 | Предметы определённой ширины и размера по наглядному образцу. | Различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, широкий – узкий». | |
21 | Отработка написания букв, включающих элемент овал. Дорисовывание и раскрашивание предмета (кот).
|
1 | 17. 02 | Пространственную ориентировку. | Дорисовывать предмет, выполнять штриховку, раскрашивать с соблюдением контура. | |
22 | Упражнения на формирование умения определять размер предмета. | 1 | 24. 02 | Предметы определённой ширины и размера по наглядному образцу. | Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы | |
23 | Обводка шаблонов сложной конфигурации (рубашка). Штриховка в заданном направлении. Выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.
|
1 | 2. 03 | Штриховку в разных направлениях. | Обводить шаблон сложной конфигурации. | |
24 | Упражнения на закрепление умений определять размер предмета. | 1 | 9. 03 | Предметы определённой ширины и размера. | Различать и сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте. | |
25 | Конструирование теремка из пластилина (работа жгутиками). Украшение природными материалами. | 2 | 16. 03 23. 03 |
Предметы определённой длины и размера по наглядному образцу. | Раскатывать пластилин в тонкие столбики, переплетать между собой (жгутик). |
|
26 | Упражнения на формирование пространственного восприятия. | 1 | 6. 04 | Расположение предметов в пространстве по образцу, по словесной инструкции. | Различать и сравнивать предметы. | |
27 | Упражнения на формирование умения работать ножницами |
2 | 13. 04 20. 04 |
Предметы по размеру. |
Обводить по шаблону геометрические фигуры (квадрат, треугольник) | |
28 | Упражнения на формирование пространственного восприятия. | 1 | 27. 04 | Расположение предметов в пространстве по образцу. | Рисовать предметы в определенной последовательности. | |
29 | Конструирование из разных материалов (счетные палочки, геометрические фигуры, шпагат, проволока). Лестница, забор, домик, стол, стул и другие знакомые предметы. Сравнение предметов по высоте, размеру, ширине и т. д. | 2 | 4. 05 11. 05 |
Предметы по разным признакам (высота, длина, ширина, размер). | Конструировать из разных материалов с опорой на образец, по словесной инструкции, по памяти. | |
30 | Повторная диагностика. | 1 | 18. 05 | Уровень сенсомоторного развития и навыков ручной умелости. | Ориентироваться в пространстве. | |
31 | Итоговое занятие. Коллективная работа. Аппликация. Цветы в вазе.
|
1 | 25. 05 | Пространственную ориентировку. | Распределять детали аппликации на листе украшение вазы геометрическими фигурами (треугольники, квадраты). | |
Всего 33 |
Литература:
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М. , 1986
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. , 1995
Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М. ,
Воронкова В. В Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М. , 1995
Воронкова В. В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. – № 5
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М. , 1986
Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М. , 1998
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. , Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005
Гонеев А. Д. , Лифинцева Н. И. , Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М. ,2002
Кинаш Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида // Дефектология. – 2002. – № 6
Дьяченко О. М. , Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает. – М. , 1991