Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • Рабочая программа "Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями

Рабочая программа "Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями

Рабочая программа "Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями

Цели программы:

Здоровьесбережение ребёнка.

Развитие познавательных способностей.

Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.

Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.

Программа позволяет решить следующие задачи:

– Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и формирование умений:

– проводить точные прямые линии от руки в разных направлениях;

– обводить шаблоны и трафареты простой и сложной конфигурации;

– рисовать знакомые предметы, передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы;

– рисовать геометрические фигуры по клеткам, по словесной инструкции учителя, по памяти, по ориентировочным точкам, по пунктирным линиям;

– составлять орнаменты из геометрических фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти, самостоятельно; располагать орнамент на листе бумаги, раскрашивать в одном направлении с соблюдением границы;

– работать с пластилином (разминать пластилин, отщипывать, резать стекой, раскатывать столбики, скручивать жгутики, лепить по образцу, по инструкции, по представлению);

– работать с бумагой и картоном (сгибать, складывать, рвать бумагу; резать ножницами бумагу и картон по прямым и кривым линиям; склеивать бумагу и картон);

– конструировать из счетных палочек, геометрического материала, природного материала, проволоки, ниток, шпагата, кубиков, собирать картинку из 4-8 частей.

– Сенсорно-перцептивное развитие:

– уточнять и развивать зрительное восприятие;

– формировать и развивать пространственную ориентировку;

– уточнять и совершенствовать представление об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;

– формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.

– Развитие коммуникативных навыков:

– активизировать словарь учащихся, выражающий понятия и отношения по данной теме;

– создание благоприятной среды, побуждающей ребёнка к речевой активности;

– формировать социальные контакты и развивать способность к совместным действиям;

– вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;

– создавать условия для развития творческих способностей и воображения.

Коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями в развитии » разработана для учащихся 1-2 классов и включает в себя ряд этапов.

1. Подготовительный этап.

2. Диагностический этап.

3. Коррекционно-развивающий этап.

4. Прогнозирование развития ребенка.

Составление индивидуального маршрута развития.

Подготовительный этап предусматривает изучение личных дел учащихся, протоколов ПМПК, продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. д. ), характеристики на ранее обучавшихся детей. Знакомство с документацией позволяет выявить особенности развития ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Только после тщательного изучения всех материалов документации можно приступать к личному знакомству с ребенком.

Диагностический этап начинается со знакомства с ребенком. Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты, направленные на создание доброжелательного, благоприятного климата в классе. Все это способствует достоверному определению уровня развития мелкой моторики и сенсорно-перцептивного развития ребенка. Результаты заносятся в диагностическую таблицу с последующей постановкой коррекционных задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Систематическая практическая работа по развитию мелкой моторики и сенсорики на коррекционных занятиях позволяет достичь определенных результатов.

Учащиеся должны уметь:

1. различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

2. различать и называть цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой);

3. группировать, обобщать и классифицировать предметы по размеру, форме, цвету;

4. ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: верх, низ, право, лево;

5. конструировать из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из четырех частей;

6. обводить по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;

7. рисовать знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура;

8. правильно писать элементы букв, буквы, соединения букв;

9. работать с пластилином, владеть приемами лепки;

10 работать с ножницами (резать по прямым и кривым линиям);

Способом проверки результатов являются итоговые коллективные работы, промежуточная и итоговая диагностики.

Тематический план. 33 часа. 1 час в неделю.

Содержательные линии

Кол-во часов

Дата

Обязательный минимум

Мониторинг

Знать

Уметь

1

Давайте познакомимся.

1

2. 09

Свое имя, фамилию, отчество и домашний адрес.

Корректировать и развивать умение общаться в различных формах и ситуациях.

2

Диагностика.

1

9. 09

Группировку предметов.

Различать форму, цвет, величину предметов, умение производить те или иные пространственные отношения между предметами

Методика

1. Четвёртый лишний (словесный материал).

2. Последовательные картинки.

3. Продолжи ряд.

3

Упражнения на формирование умения определять жёлтый цвет.

1

16. 09

Различать и называть жёлтый цвет, а также самостоятельно определять его.

Форму предмета

4

Обводка по шаблону геометрических фигур разного размера. Штриховка.

1

23. 09

Различие геометрических

фигур.

Обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

5

Упражнения на формирование умения определять красный цвет.

1

30. 09

Развивать умение учащихся различать и называть красный цвет, а также самостоятельно определять его.

6

Обводка по трафарету геометрических фигур разного размера. Раскрашивание.

1

7. 10

Различие геометрических

фигур.

Рисовать знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура.

Упражнения на формирование умения определять синий цвет.

1

14. 10

.

Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть синий цвет, а также самостоятельно определять его.

.

Обводка по шаблону фруктов (яблоко). Размазывание пластилина внутри контура, выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина.

1

21. 10

Работу с пластилином, владеть приемами лепки.

Раскатывать из пластилина тонкие столбики и выкладывать ими контур предмета.

9

Упражнения на формирование умения определять зелёный цвет.

1

28. 10

Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть зелёный цвет, а также самостоятельно определять его.

10

Обводка по шаблону овощей (огурец). Размазывание пластилина внутри контура, выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина.

1

11. 11

Работу с пластилином, владеть приемами лепки.

Обводить шаблон, подбирать пластилин нужного цвета, размазывать пластилин с соблюдением контура предмета.

11

Упражнения на формирование умения определять форму предметов. Круг, квадрат.

1

18. 11

Графический образ, геометрические фигуры.

Различать форму геометрических фигур, определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур.

12

Аппликация. Узор из геометрических фигур в квадрате.

1

25. 11

Геометрические фигуры.

располагать на листе бумаги геометрические фигуры по образцу.

13

Упражнения на формирование умения работать ножницами.

1

2. 12

Резать по прямым и кривым линиям, подбирать «дорожку» нужной длины.

14

Упражнения на формирование умения определять форму предмета. Треугольник, прямоугольник.

1

9. 12

Форму предмета

Различать форму геометрических фигур, определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур.

15

Упражнения на формирования умения определять форму предметов.

1

16. 12

Форму предмета

Различать форму предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

16

Итоговое занятие. 1 полугодие.

Коллективная работа.

Изготовление бус для украшения елки. Изготовление бус для украшения елки.

1

23. 12

Геометрические фигуры

Соединять по точкам (пунктирной линии), резать по прямым линиям бумагу (треугольники).

Скручивать треугольник трубочкой в виде бусины, работать с клеем, нанизывать на проволоку бусины из бумаги.

17

Упражнения на формирование умения работать с бумагой.

1

20. 01

Ориентацию на листе бумаги (правый верхний угол, левый нижний угол и т. д. ).

Учить сгибать и складывать бумагу.

Учить рвать резать бумагу.

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги.

18

Упражнения на формирование умения определять размер предмета

1

27. 01

Предметы определённой длины и размера по наглядному образцу.

Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький».

19

Отработка написания элементов букв в контуре знакомого детям предмета ( домик). Дорисовывание и раскрашивание предмета

1

3. 02

Элементы букв.

Дорисовывать предмет, штриховать и раскрашивать с соблюдением контура.

20

Упражнения на формирование умения определять размер предмета.

1

10. 02

Предметы определённой ширины и размера по наглядному образцу.

Различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, широкий – узкий».

21

Отработка написания букв, включающих элемент овал. Дорисовывание и раскрашивание предмета (кот).

1

17. 02

Пространственную ориентировку.

Дорисовывать предмет, выполнять штриховку, раскрашивать с соблюдением контура.

22

Упражнения на формирование умения определять размер предмета.

1

24. 02

Предметы определённой ширины и размера по наглядному образцу.

Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы

23

Обводка шаблонов сложной конфигурации (рубашка). Штриховка в заданном направлении. Выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.

1

2. 03

Штриховку в разных направлениях.

Обводить шаблон сложной конфигурации.

24

Упражнения на закрепление умений определять размер предмета.

1

9. 03

Предметы определённой ширины и размера.

Различать и сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте.

25

Конструирование теремка из пластилина (работа жгутиками). Украшение природными материалами.

2

16. 03

23. 03

Предметы определённой длины и размера по наглядному образцу.

Раскатывать пластилин в тонкие столбики, переплетать между собой (жгутик).

26

Упражнения на формирование пространственного восприятия.

1

6. 04

Расположение предметов в пространстве по образцу, по словесной инструкции.

Различать и сравнивать предметы.

27

Упражнения на формирование умения работать ножницами

2

13. 04

20. 04

Предметы по размеру.

Обводить по шаблону геометрические фигуры (квадрат, треугольник)

28

Упражнения на формирование пространственного восприятия.

1

27. 04

Расположение предметов в пространстве по образцу.

Рисовать предметы в определенной последовательности.

29

Конструирование из разных материалов (счетные палочки, геометрические фигуры, шпагат, проволока). Лестница, забор, домик, стол, стул и другие знакомые предметы. Сравнение предметов по высоте, размеру, ширине и т. д.

2

4. 05

11. 05

Предметы по разным признакам (высота, длина, ширина, размер).

Конструировать из разных материалов с опорой на образец, по словесной инструкции, по памяти.

30

Повторная диагностика.

1

18. 05

Уровень сенсомоторного развития и навыков ручной умелости.

Ориентироваться в пространстве.

31

Итоговое занятие.

Коллективная работа. Аппликация. Цветы в вазе.

1

25. 05

Пространственную ориентировку.

Распределять детали аппликации на листе украшение вазы геометрическими фигурами (треугольники, квадраты).

Всего 33

Литература:

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М. , 1986

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. , 1995

Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М. ,

Воронкова В. В Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М. , 1995

Воронкова В. В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. – № 5

Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М. , 1986

Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М. , 1998

Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. , Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005

Гонеев А. Д. , Лифинцева Н. И. , Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М. ,2002

Кинаш Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида // Дефектология. – 2002. – № 6

Дьяченко О. М. , Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает. – М. , 1991