Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа социализации выпускников детского дома "Мы вместе", возраст 16-18 лет. Ч. 1

Программа социализации выпускников детского дома "Мы вместе", возраст 16-18 лет. Ч. 1

Введение

Подавляющее большинство воспитанников детского дома – социальные сироты. К тому же часть детей, которые по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, так как их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни – отсутствие нормальных ценностных ориентиров. Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, быстро усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Потребительское отношение, формирующееся при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми, ведут к негативным последствиям. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок – сирота, воспитывающийся в детском доме, как правило, испытывает трудности при выборе своего жизненного пути. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.

Воспитанник детского дома после выпуска нередко попадает в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ним множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Даже люди, умудренные опытом, теряются в сегодняшней российской действительности, что уж говорить о детях! Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, способствовать успешному профессиональному самоопределению – это основная задача работников детского дома.

Успешность выпускника детского дома в жизни зависит в первую очередь от него самого. Необходимо создать условия для того, чтобы воспитанники осознали это как можно раньше. Думается, что тогда подростки из детского дома будут выходить не потребителями со сложившейся установкой «мне все должны», а личностью с активной жизненной позицией, сильной волей, гражданами, ответственными за свое поведение.

Данная программа нацелена на содействие развития личности воспитанника, его социальной активности и компетентности его самоопределения и самореализации в обществе.

Обоснование

Актуальность поиска новых теоретических и практических подходов к проблеме социализации воспитанников детского дома, объясняется наличием ряда факторов негативно влияющих на их адаптацию:

1. Особенности совместного проживания, общего быта, и в то же время некоторая «казарменность» существования способствуют раннему опыту проживания таких специфических социально-психологических феноменов как дедовщина, воровство, совместные хулиганские действия, беспорядочные половые связи и другие явления, которые деформируют личность и сказываются на дальнейшей социализации и адаптации.

2. Отсутствие возможности выбора профессии. На сегодняшний день выпускник вынужден обучаться по той профессии, где ПУ имеет общежитие и договор на обучение с социальными службами.

3. Несформированность бытовых навыков ведения домашнего хозяйства и отсутствие опыта самостоятельного решения простых житейских проблем.

4. Несформированность ценности домашнего очага, собственного жилья.

5. Напряженные отношения с членами семьи.

6. Употребление алкоголя и наркотических веществ.

7. Выявленная у выпускников завышенная самооценка делает их нечувствительными к замечаниям окружающих, что повышает риск принятия неправильного решения.

8. Многие выпускники имеют сформированную неконструктивную модель поведения в сложных ситуациях: они не умеют анализировать случившееся, оценивать обстановку; пытаются уйти от решения проблемы путем нивелирования ее значения или переключения на другие виды деятельности. Неумение решать проблемы способствует дезадаптации.

9. Негативно влияют на адаптацию ощущение физической опасности, поддержание контактов с представителями «групп риска», недостаточность финансовых ресурсов и др.

Вместе с тем, необходимо отметить и факторы, способствующие успешной адаптации выпускника в самостоятельной жизни:

1. Опыт проживания в детском доме, разрыв отношений с родителями, способствует формированию у ребенка чувства, что он один, ему никто не поможет в трудной ситуации. Ребенок по мере взросления убеждается, что он может рассчитывать только на свои собственные силы. Понимание того, что помощи ждать не от кого, стимулирует проявление собственной активности, что является положительным аспектом адаптации. Выпускник не ждет, что кто-то придет и решит его проблемы, он знает, что его жизнь зависит только от него самого.

2. Опыт проживания в большом коллективе сопряжен с согласованием своих интересов с интересами большинства. Более того, решения принимаются совместно. Традиция обсуждать проблемы в группе и искать наиболее правильное решение (традиция «соборности») переходит и в самостоятельную

жизнь выпускника: он всегда «посоветуется» с кем-либо по поводу своих трудностей, что повышает вероятность принятия оптимального решения.

3. Выпускники не боятся открыто выражать свои эмоции. Они не стесняются выразить протест, возмущение, продемонстрировать гнев. Снятие напряжения

подобным образом, «выпуск пара» способствует сохранению психического здоровья.

4. Высокая самооценка позволяет им позиционировать себя в отношениях с другими более высоко и добиваться определенных целей.

5. Позитивно влияют на адаптацию те модели поведения, которые входят в первый фактор успешности: жизненная активность, энергичность, нацеленность на познание нового. Кроме того, общеизвестно, что успешной адаптации способствует хорошее здоровье и уверенность в своей внешней привлекательности.

Выявленные факторы адаптации и дезадаптации позволили понять, что подготовку ребенка-сироты к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Для профилактики дезадаптации актуальны такие направления работы, как:

üнравственное воспитание;

üпрофориентация;

üформирование и коррекция ценностных ориентаций, формирование навыков решения жизненно важных задач;

üобучение бытовым навыкам (приготовление пищи, содержание дома, планирование бюджета и др. );

üпрофилактика девиантного и делинквентного поведения;

üполо-ролевое воспитание (обучение «женским» и «мужским» моделям поведения); сексуальное просвещение;

üпрофилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

üвалеология, здоровьесберегающие технологии и др.

Цель программы

Содействие успешной социальной адаптации и самореализации выпускников детского дома.

I модуль «Формирование»

Участники: воспитанники 16-18 лет

Задачи:

– Формирование активной гражданской позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрировать в современное общество

– Формирование представлений о мире профессий, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с избираемой профессией;

– Формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности по достижению возможных результатов при становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

– Создание предпосылок для успешной интеграции воспитанников

детского дома в общество в постинтернатный период, через:

а) восстановление их родственных связей:

б) формирование представлений о строительстве собственной семьи.

II модуль «Сопровождение»

Участники: выпускники 18 -23 лет

Задачи:

– Создание организационно-управленческой структуры и нормативно-правовой базы по обеспечению постинтернатной адаптации и сопровождению выпускников детского дома.

– Подготовка выпускников детского дома к самостоятельной жизни.

– Создание базы данных о выпускниках детского дома для оказания им своевременной помощи в решении проблем жизнеустройства.

– Создание института кураторства как действенного инструмента воспитания и передачи жизненного опыта.

– Расширение возможностей позитивного взаимодействия внутри кровной семьи выпускника и с окружающими.

– Развитие новых форм и технологий деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению.

Стратегические направления

программы

– Стратегия информированности

– Стратегия автономности

– Стратегия позитивной профилактики

– Стратегия альтернативы

– Стратегия позитивного отношения к своей индивидуальности

– Стратегия социально – психологического сопровождения

Ожидаемые результаты

1. Формирование и развитие положительной мотивации на строительство успешной семьи.

2. Овладение основными умениями и навыками ведения домашнего хозяйства и создания взаимоотношений в семье.

3. Привлечение родственников для оказания помощи выпускникам детского дома в устройстве дальнейшей жизни в постинтернатный период.

4. Осознание выбора своей будущей профессии.

5. Обладание воспитанниками достаточным уровнем знаний для выбора и приобретения желаемой профессии.

6. Формирование активной жизненной позиции.

7. Повышение уровня социально-правовой грамотности выпускников.

Сроки реализации программы

2011 – 2013гг.

Исполнители:

– Администрация детского дома в лице

– директора

-заместителя директора по УВР.

– Социальная служба:

– социальный педагог

– педагог – психолог

– Воспитатели.

– Работники дополнительного образования

– Медицинские работники

– Социальные институты:

– Центр занятости,

– Центр психолого-педагогической помощи,

– Филиал ГОУ ДО «Кем ОЦПОМ»

– – МОУ «Межшкольный учебный комбинат № 3»

– МУК ДК им. Артема

– МУК «Прокопьевский городской краеведческий музей»

– МУК «Централизованная библиотечная система»

– МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 41»

Стратегический план

реализации программы формирования необходимых знаний, умений, навыков воспитанника детского дома для успешного интегрирования в современное общество

Важное значение в адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет правильная, рациональная и последовательная организация деятельности, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после выхода из детского дома.

Первый этап – диагностический: предусматривает изучение индивидуальных особенностей личности, общих и специальных способностей, профессиональных мотивов и жизненных ценностей, определение уровня сформированности социальных умений и навыков.

Второй этап – формирующий: предполагает

– формирование умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности (приготовление пищи, обустройство жилья, семейная экономика, ведение домашнего хозяйства, взаимоотношения в семье);

– обеспечение правовой грамотности, разрушение ложных стереотипов о криминальном мире и романтике «хулигана и братка», профилактирование основных «точек напряжения», приводящих к нарушению закона;

– развитие предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативы, стремления к разумному риску, честности и порядочности;

– вовлечение в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;

– формирование осознания собственных интересов и способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и определением своего места в обществе;

– формирование представлений о мире профессий, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с избираемой профессией.

Третий этап – итогово-обобщающий: предполагает: оформление карты готовности выпускника к самостоятельной жизни и портфолио личностного роста воспитанника

Эта-

пы

Содержание работы, мероприятия

Ответственный специалист, должность

Диагностический

Комплекс диагностических методик по определению уровня развития общих способностей:

внимание

– «Перепутанные линии» (Приложение 1)

– Методика Т. Е. Рыбакова по

исследованию распределения

внимания (Приложение 2)

– «Красно – черная таблица»

(Приложение 3)

– «Цифровые таблицы Шульте»

(Приложение 4)

– «Запомни и расставь точки»

(Приложение 5)

память

– «Оперативная память» (Приложение 6)

– «Долговременная память»

(Приложение 7)

– «слуховая память»» (Приложение 8)

– «Запомни рисунок» (Приложение 9)

восприятие

– Определение типа восприятия

(Приложение 10)

мышление

– Нахождение лишнего понятия

(Приложение 11)

– «Гибкость мышления» (Приложение 12)

– «Исключение понятий» (Приложение 13)

– «Простые аналогии» (Приложение 14)

– «Таблицы Равена» (Приложение 16)

– «Логичность» (Приложение 17)

Методики по изучению личностных качеств

воспитанников:

– Тест «КОС» (коммуникативных и организаторских способностей)

(Приложение 18)

– Тест исследования самооценки Л. П. Понаморенко (Приложение 19)

– Опросник Айзенка по определению типа темперамента (Приложение 20)

– Индивидуально – типологический опросник Л. Н. Собчика (Приложение 21)

– Тест «Три я» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого (Приложение 22)

– Тест – опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С. Р. Пантилеева, В. В. Столина (Приложение 23)

– Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов» (Приложение 24)

– «Ценностные ориентации М. Рокича

(Приложение 25)

Методики изучения направленности личности в рамках профориентации:

– «Карта интересов» (Приложение 26)

– «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) (Приложение 27)

– Методика Голланда (модифицироанный вариант) (Приложение 28)

– Анкета для выявления уровня профессионального самоопределения

«За и против 1» (Приложение 29)

Анкеты и карты по определению уровня сформированности социальных умений и навыков (приложение 30).

Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели

Формирующий

Профориентация и самоопределение

Работа клуба «Познай себя»

(Приложение 31)

– Самопознание

– Что я знаю о себе

– Я и мое будущее

– Личные качества успешного человека

– Характер. Воспитание характера

– Эмоции и управление ими

– Коммуникативность. Взаимоотношения между людьми и их роль в жизни

– Общение

– Общение и личностный рост

– Оценка достижений

– Диагностическая карта успешности

Групповые теоретические занятия

– Роль профессионального самоопределения в жизни человека

– Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация.

– Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

– Классификация профессий. Цели труда.

Орудия труда

– Куда пойти учиться

Групповые практические занятия

– Экскурсии в учебные заведения и на промышленные предприятия г. Прокопьевска и г. Новокузнецка

– Профессиональные пробы:

üПовар

üВоспитатель

üПедагог

üМедицинский работник

üМашинист по стирке белья

üПедагог дополнительного образования

üВодитель

üОператор ПК

üПарикмахер

üШтукатур-маляр

üПлотник

üДелопроизводитель

üДизайнер

üХудожник-оформитель

Правовое воспитание

– Деловая игра «Азбука права» (Приложение )

– Семейный час «Ваши права и права других» (Приложение)

– Диспут «Преступление и наказание» (Приложение)

– Занятие-тренинг «Закон и мы» (Приложение)

– Семейный час-размышление «Поговорим об ответственности» (Приложение)

Семьеведение

Групповые теоретические занятия

– Психологические аспекты семейных отношений

– Функции семьи. Стили семейного воспитания

– Интимные отношения

– Семейный час «Жизнь это…» (Приложение)

– Диспут «Мотивы вступления в брак» (Приложение)

– Беседа «семейные конфликты» (Приложение)

– Семейная экономика

Групповые практические занятия

– Работа комнаты социально-бытовой адаптации (приобретение навыков стирки белья, приготовление пищи, ремонт одежды, вязание, обустройство жилья)

– Уроки мастерства «Мужчина в доме»

Духовно-нравственное воспитание

– Брейн-ринг «Азбука вежливости или этикет на каждый день» (Приложение)

– Викторина «Гость в доме – хозяину радость» (Приложение)

– День вежливости

– Семейный час «Правда и ложь» (Приложение)

– Семейный час «Эти вредные конфликты» (Приложение)

– Проблемный семинар «Что значит быть

личностью» (Приложение)

– Беседа «Что такое воля? Мужество?Героизм?» (Приложение)

Педагог-психолог

Социальный педагог

Сотрудники детского дома

Воспитатели

Завуч по УВР

Социальный педагог

Воспитатели

Педагог дополнительного образования

Сотрудники детского дома

Завуч по УВР

Итогово-обобщающий

– Оформление карты готовности выпускника к самостоятельной жизни (Приложение)

– Оформление портфолио личностного роста воспитанника «Я строю личность».

(Приложение)

Педагог-психолог

Социальный педагог