Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушением речи. Ч. 1

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушением речи. Ч. 1

I

. Актуальность.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также внешние условия окружающей среды.

В своей работе мы уделили внимание дислалии – нарушению звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. У большинства детей звукопроизношение к 4 – 5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.

Также большинство авторов отмечают, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Т. к. данная программа рассчитана всего на 10 занятий, контингент учащихся строго ограничен самим нарушением и его степенью.

Мы предлагаем программу занятий по устранению недостатков произношения звука «с» в устной и письменной речи. В содержании занятий отражена последовательность работы по закреплению правильного звука «с», развитию фонематического слуха и анализа, уточнения и обогащения словарного запаса, формирования лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на адаптации к жизни в обществе.

С детьми, имеющими нарушения речи, работает логопед. Он исправляет речевые нарушения, тем самым обеспечивает полноценное, всестороннее его развитие. А для того, чтобы ребенок получил эмоциональную поддержку и сумел перенести свой положительный опыт в реальную жизнь, помощь оказывает психолог. Вот поэтому и возникла идея создания общей коррекционной программы на стыке двух наук – логопедии и психологии.

II. Цели и задачи.

Цель программы:

– Сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале и правильное его написание;

– Помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Снижение эмоционального напряжения;

2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе;

3. Постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений);

4. Формирование умений отбирать звуки, не смешиванию их между собой (дифференцировать на письме).

III. Технология работы.

Перед формированием групп с участниками логопедом проводится диагностика и если необходимы индивидуальные занятия по постановке звука. На занятиях участвуют учащиеся начальной школы (1 кл. ). По количественному составу группа может быть от 4 до 6 человек. Она закрытая, т. е. в ней постоянный состав и нет притока новых участников на каждом занятии.

Продолжительность занятия – от 30 до 40 мин. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

Выбор тематики занятий определяется характером нарушений речи и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (ролевые игры, моделирования, пальчиковые игры).

Занятие конструируется примерно следующим образом:

I. Разминка в кругу: психологический настрой на занятии, приветствие, создание положительной атмосферы.

II. Коррекционно-развивающий блок.

III. Двигательная разминка.

IV. Упражнения для пальчиков.

V. Подведение итогов. Прощание.

IV. Результативность работы.

Общим критерием продуктивности коррекционных занятий по формированию умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, следует считать успешную реализацию приобретенных навыков: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного – осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизведенных в собственной речи звуков; принимать необходимые артикулярные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикулярные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Какой бы содержательный критерий не анализировался, в любом случае мы имеем дело со следующими группами перемен:

– Изменяются показатели психологического благополучия;

– Приобретаются навыки общения и установления межличностных отношений.

Данные занятия способствуют формированию мышления, развитию внимания и памяти.

Материал может быть использован в работе с детьми, имеющими недостатки фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.