" Клуб общения" адаптированная дополнительная образовательная программа. Ч. 1
" Клуб общения" адаптированная дополнительная образовательная программа. Ч. 1
Пояснительная записка
Кто я такой? Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях, родителях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как научиться понимать себя и других людей? Что я хочу от жизни, и что хотят от меня люди? Эти и другие вопросы возникают у подростков, и они ищут на них ответы разными способами. И от того, какие это будут способы, решения, зависит будущее наших взрослеющих детей.
Актуальность. Последнее время к подрастающему поколению предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
– коммуникабельность;
– способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
– обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
– умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т. е. адекватно использовать полученные знания.
Программа «Клуб общения» направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов обучающихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
Проблему, «Каким быть современному человеку?», поставили как актуальную процессы и явления, происходящие в обществе: политико-экономические и социальные преобразования, демократизация управления и отношений между людьми, национальное самоопределение и гласность, плюрализм мнений и возможность альтернативных решений, обращение к истории страны, некоторые негативные проявления (рост преступности, обращение молодёжи к алкоголю, наркомания и токсикомания). Все эти явления и процессы, факты окружающей жизни ставят перед современной сферой дополнительного образования множество проблем, вопросов, требующих разрешения: как воспитывать детей сегодня? Какую цель преследовать? Как лучше ответить на интересующие их вопросы? Кто поможет воспитателю достигнуть желаемого? Какие методы и приёмы воздействия на ребят сегодня могут быть надёжными? А какие наоборот – пойдут во вред?
Одно из средств решения проблемы – обращение к личности самого обучающегося, к его жизненным силами и потенциальным возможностям. Технология саморазвития личности предусматривает целенаправленное и системное обучение детей основам теории самосовершенствования личности.
Отличительная особенность программы. Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Можно выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных потребностей и развития функции самосознания.
К ним и привязаны разделы программы «Клуб общения» по возрастам; кроме того, при выстраивании логики курса учтена иерархическая структура потребностей, обоснованная А. Маслоу.
Программа носит социально-педагогическую направленность. В основу положены программные материалы Селевко Г. К. «Самосовершенствования личности», Лубяновой Н. Н. Программа и разработка занятий «Мир мужественности и красоты».
- 10–11 лет – самопознание – «Познай себя»
- 11–13 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», «Научи себя учиться».
- 13–14 лет – самоутверждение – «Утверждай себя».
- 14–15 лет – самоопределение – «Найди себя».
- 15–17 лет – самоактуализация – «Управляй собой», «Реализуй себя».
По аналогии с моделью развития личности Э. Эриксона, можно построить поэтапную модель саморазвития и самосовершенствования личности обучающихся с 10 до 17 лет.
Режим занятий:
– 1 год обучения занятий проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу;
– 2 и 3 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Программа «Клуб общения» является сквозной, т. е. представляет единое целое из всех своих разделов по возрастам. Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
– деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
- в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
- в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, своих способностей и сил);
- в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
- в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, под себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
– целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию к самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому
– технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.
Классификационная характеристика:
– По уровню применения: общепедагогическая.
– По философской основе: гуманистическая, антропософская.
– По основному фактору развития: психогенная.
– По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.
– По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности – СУМ.
– По характеру содержания: обучающее – воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
– По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.
– По организационным формам: классно-урочная + клубная.
– По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
– По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.
– По категории обучающихся: массовая.
Акценты целей:
– Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self-made men).
– Формирование СУМ – самоуправляющих механизмов личности.
– Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.
– Формирование индивидуального стиля развивающей деятельности.
Концептуальные положения
– Ученик – субъект, а не объект процесса образования.
– Воспитание приоритетно по отношению к развитию.
– Воспитание и образование направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью – СУМ.
– Ведущая роль практических знаний.
Дополнительные гипотезы
– Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации – являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования.
– Доминанта самосовершенствования – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
– На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.
– Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.
Цель образовательной программы «Клуб общения»:
показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности обучающихся в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития; посредством искусства общения, своих знаний, личностного опыта постичь, познать и принять себя через своё взаимоотношение с окружающим миром и жить по законам нравственности.
Для реализации этой цели в программе поставлены задачи:
Учебные
1. Дать обучающимся представление о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека.
2. Раскрыть нравственные основы взаимоотношений между юношей и девушкой.
3. Изучение человеческого общения, сотрудничества, общежития.
4. Обеспечение обучающихся психологическими знаниями в области общения.
Воспитательные
1. Принятие себя как ценности, проявление и укрепление веры в себя, в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.
2. Воспитание нравственных качеств личности.
3. Повышение самооценки и уверенности в себе.
Развивающие
1. Развитие мужественности у мальчиков, женственности у девочек.
2. Развитие чувства красоты, чувства прекрасного и умения строить свою жизнь по законам нравственности.
3. Пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять цинизму и разврату.
4. Формирование у детей практических навыков общения, самопознания, саморазвития.