" Клуб общения" адаптированная дополнительная образовательная программа. Ч. 2
" Клуб общения" адаптированная дополнительная образовательная программа. Ч. 2
1. 1. Психологическое обеспечение программы
- создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение групп, индивидуальных форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Программа составлена на основе факультативного курса «Человековедение» Маленковой М. И. и личного опыта.
Программа является адаптированной к условиям дополнительного образования.
Программа носит вариативный характер и может корректироваться (по тематике, содержанию, формам занятий, методике) в зависимости от задач, стратегии воспитания, специфики группы, особенностей отдельных обучающихся.
Эмоционально – личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д. Педагогом широко используются различные методики изучения личности воспитуемого: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т. д.
На основании описанных выше особенностей программа могут быть использованы различные типы занятий: лекция, семинар, дискуссия, ролевая игра, практикум, тренинг, турнир знатоков. . .
Возможны занятия с различными группами обучающихся: девушками и юношами, группами по интересам. Трудными детьми, одарёнными детьми. В проведении занятий могут участвовать приглашённые учителя СОШ, специалисты различных профессий (психолог, юрист, инспектор ИДН, библиотекарь и т. д. ). Занятия могут проводиться и вне определённого помещения: на природе, в музее, библиотеке.
По целевой направленности программа развивающая.
Форма общения – диалог.
1. 2. Мониторинг образовательных результатов
Ожидаемые результаты
В результате изучения программы обучающиеся должны:
1. Знать:
– Что человек есть природное и социальное существо, наделённое от природы стремлением к общению и красоте;
– Какой путь должен и может пройти человек, чтобы стать человеком прекрасным, Личностью.
– Что такое мужественность и женственность; качества, лежащие в основе взаимоотношений мужчины и женщины; мужское и женское достоинство личности;
– Правила эффективного общения;
– Проблемы межличностного взаимодействия;
– Коммуникативные барьеры.
2. Уметь:
– Отличать предметы, явления и произведения материальной культуры от культуры духовной, материальной жизни от духовной;
– Пользоваться справочной и специальной литературой по психологии;
– Принимать себя и мир другого как расширяющегося и растущего Человека;
– Формировать структуру собственного общения с окружающими его людьми, уметь позитивно решать конфликтные ситуации;
– Правильно оценивать ситуации и решать создающиеся проблемы;
– Формировать собственную позицию в отношениях между девушкой и юношей;
– Вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;
– Рефлексировать свое поведение;
– Самовыражаться;
– Анализировать ситуации общения;
– Применять свои знания в жизни.
3. Иметь представление:
– О человеке как о существе разумном, творческом и прекрасном;
– О пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию в каждом его шаге, поступке и действии;
– О роли в человеческой жизни общения, гармонии истины, добра и красоты;
– О саморазвитии, самовоспитании, самосовершенствовании и саморефлексии как необходимых средствах и способах движения человека к полной самореализации и счастливой жизни;
– О пределе и глубине своего «Я», о своём жизненном пути.
Диагностика осуществляется в форме
1. Коммуникативный тренинг:
2. Анкетирование;
3. Тестирование;
4. Самоанализ.
50 % времени в каждой теме отводится на практическую работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной деятельности:
- работу с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в т. ч. ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной информации, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- участие в обучающих играх и тренингах;
- участие в дискуссиях, диспутах, отстаивание и аргументация своей позиции.
Методы:
– информирование
– диагностика
– ролевое проигрывание
– беседа
– психотехнические приемы
– дискуссии
– анализ ситуаций.
Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий педагог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.
Формы и приемы:
1. «Конверт откровений».
2. «Экспресс-опрос».
3. Этический диктант.
4. «Письмо самому себе».
5. Сократовские беседы.
6. «Открытый микрофон».
7. Публичные лекции.
8. Философский стол.
9. «5 минут с искусством».
10. День гения.
11. Сюрприз дружбы.
12. Арбузник.
13. Разговор при свечах.
14. Круглый стол с острыми углами.
15. «Фотокамера смотрит в мир».
16. Дискуссионные качели
17. Суд над равнодушием.
18. Разброс мнений.
19. Интеллектуальный марафон.
20. Беседа.
21. Проблематизация.
22. Игра.
23. Семинар.