Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа развития творческого мышления. Ч. 1

Программа развития творческого мышления. Ч. 1

Занятие 1.

Задачи: создание психологической атмосферы, свободной от обычных ограничений, связанных с традиционно построенными занятиями, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: лист ватмана, карандаши или фломастеры.

1. Знакомство. «Правило трех «НЕ»»: «Не драться, не кусаться, не обзываться…»

2. Разминка. Упражнение «Имя и жест»

Назвать свое имя и изобразить какой-либо жест, обозначающий приветствие.

3. «Дерево сказок» (Азовцева Г. А. )

– Сейчас я нарисую дерево. У дерева есть корни, ствол… у дерева есть сучья… Вот даже один поломался. У дерева есть большое – большое дупло. У еще у дерева есть листики.

Задача № 1. На этом рисунке найдите точку (местечко), которое нравиться вам больше всего и нарисуйте на этом месте своего любимого сказочного героя.

Обсуждение:

– Что для вас значит это место?

– Какого героя вы нарисовали? Из какой сказки?

– Почему именно этот герой вам нравиться? Какие черты этого героя вам не нравятся?

– В каком месте вы его изобразили и почему?

– Чем этот герой похож на вас или чем вы хотели бы походить на вашего героя?

4. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 2.

Задачи: учить анализировать зрительный образ, работать со свойствами предметов, сочетать признаки разных предметов, находить общие и отличительные признаки объектов.

1. Разминка. Упражнение «Имя и качество на первую букву имени»

Назвать свое имя (или то, каким хотелось бы, чтобы тебя называли), и какое-нибудь свое качество, черту характера, начинающееся на первую букву имени.

2. Метод фокальных объектов (Симановский, с. 37).

Название метода произошло от глагола «фокусироваться». В переносном смысле оно означает, что мы концентрируем свое внимание на каком-либо объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами как бы в фокусе объектива или фотоаппарата – четко и ясно, в самых разных проявлениях.

Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их. Берем признаки этих объектов и примеряем их к нашему данному объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изучаемым объектом позволяют рассмотреть его с разных, порой самых необычных сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства.

3. Упражнение «Лишнее слово» (Симановский, с. 39)

Назвать лишнее слово из четырех и объяснить, почему.

4. «Назови отличие» (Симановский, с. 40)

Найти как можно больше отличий между группами названных предметов.

5. «Поиск общего» (Симановский, с. 40)

Назвать общие признаки вышеперечисленных объектов.

6. П/и «Атомы»

Изобразить хаотичное броуновское движение; молекулы по 2, по 3, одну большую молекулу.

7. «Группировка слов» (Симановский, с. 41)

Из названных слов составить группы и объяснить. По каким признакам они объединены именно в эти группы.

8. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 3.

Задачи: учить искать альтернативные способы действия, развивать беглость мышления.

1. Разминка. Упражнение «Имя и качество, которое мешает учиться»

Назвать свое имя (или то, каким хотелось бы, чтобы тебя называли), и какое-нибудь свое качество, черту характера, начинающееся на первую букву имени, которое мешает учиться.

2. «Здравствуйте!»

Разбиться парами и в карусели сказать «Здравствуйте!» невербально каждому партнеру, стараясь не повторяться.

3. «Пиктограмма»

4. «Узнать погоду на улице» (Симановский, с. 45)

Что делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома?

Сколько способов вы знаете?

5. «Передать информацию» (Симановский, с. 46)

Сколькими способами можно сообщить новость другому человеку?

Перечисли как можно больше способов.

6. П/и «Фруктовый салат»

Все по кругу рассчитываются названиями разных фруктов.

По команде меняются стульями: если говорят «бананы» – то только бананы, «Апельсины» – только апельсины, и т. д. : груши, яблоки, если «фруктовый салат» – все меняются местами

7. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 4.

Задачи: продолжать учить искать альтернативные способы действия, развивать воображение и творческое мышление.

1. Разминка «Имя»

Оборудование: мягкая игрушка.

Игрушка передается любому человеку, называется его имя. Затем в обратном порядке восстановить последовательность.

2. «Передай предмет»

Оборудование: карандаш.

По кругу передается карандаш, изображаемый жестами в разных образах.

3. «Какими способами можно добираться до школы» (Гатанов, с. 22)

Сколькими возможными способами можно добираться до школы?

Перечисли как можно больше способов.

Вспомни, что было сказано «все возможные способы». Ограничений нет. Напрягите свое воображение и придумайте самые фантастические и сказочные способы перемещения. Например, на парашюте или на метле Бабы Яги.

4. «Волшебная пуговица» (Субботина, с. 12– 16)

Используется для выявления уровня активности процесса воображения и его развития. Эффективно для развития причинно-следственных зависимостей при решении мыслительных задач. Рекомендуется американским педагогом М. Карне.

5. п/и «Кочан капусты» – держась за руки, свернуться в один большой «кочан», затем развернуться.

6. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 5.

Задачи: учить составлять сюжетный рассказ, развивать речь, использовать и расширять активный словарь.

1. Разминка «Бегущие огни»

Каждый называет свое имя, а все его повторяют по кругу, как эхо.

2. «Совместная сказка»

По кругу составляется совместная сказка, каждый говорит только одно предложение на предложенную тему.

3. «Волшебный мешочек» (Симановский, с. 47)

Попробуй составить рассказ об одном из предметов из волшебного мешочка, составленный от первого лица.

4. п/и «Слоники, обезьянки, уточки, зайчики» – с движениями.

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 6.

Задачи: формирование представлений об относительности размеров, развитие воображения и творческого мышления.

1. Разминка «Волна»

По кругу называется имя и передается рукопожатие, остальные повторяют.

2. «Гулливер в стране Лилипутов» (Гатанов, с. 20)

Прочитать детям о приключениях Гулливера в стране лилипутов и стране великанов. Например, как лилипуты кормили Гулливера.

3. «Незнайка в цветочном городе» (Гатанов, с. 20)

Рассказать о том, как маленькие коротышки могли лакомиться арбузом, превосходящим по размеру их небольшие дома

4. п/и «Луноход»

По кругу:

«Я – станция Лена. Вызываю станцию Таня» – «Я – станция Таня – отвечаю станции Лена и вызываю станцию Света»…

Кто засмеялся – уходят в «шумовые помехи» – ходят на четвереньках в центре и говорят: «Я – Луноход – 1»

Выигрывает тот, кто останется один.

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 7.

Задачи: учить решать задачи на сравнение, измерять с помощью условной мерки, продолжать формировать представление об относительности размеров.

1. «Ассоциативное знакомство»

– Я не Анна, я березка, потому что у меня белый сарафан, длинные косы, как ветви березы …

2. «Завтрак для великана» (Симановский, с. 52) – развить глазомер, мысленно сопоставлять предметы по высоте, ширине, объему.

Если бы я хотела приготовить завтрак для великана, то чем бы стала измерять следующие продукты:

Мука для оладий, молоко, масло, сироп, яйца, соль, перец…

Сколько надо взять каждого продукта?

3. «Город без часов» (Симановский, с. 52)

Представьте, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого в городе часов не осталось.

Как можно следить за ходом времени, пока в город не привезут новые часы?

Сколько способов ты можешь предложить?

4. П/и «Путаница»

В кругу: «Вытяните вперед руки. Каждый взял руку не соседа».

Задача – распутаться.

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 8.

Задачи: учить находить действия, противоположные по значению, делать логические выводы, активизировать словарный запас подростков, быстроту реакции при подборе нужных слов.

1. Разминка.

«Я люблю тех, у кого дома есть собаки…»

«Я люблю тех, кто любит поесть…»

«Я люблю тех, кто сегодня встал с правой ноги…»

(названные должны поменяться местами, кому не хватило стула – тот водит)

2. «Найти противоположные действия» (Симановский, с. 55)

Упражнение тренирует способность представить весь спектр изменений, связанных с названием предметов, активизирует словарных запас ребенка, быстроту реакции при подборе нужного слова.

За одну минуту перечислись все слова, обозначающие действия, противоположные названным.

3. «Вывод» (Симановский, с. 55)

Из двух предложенных не связанных между собой предложений сделать логический вывод.

4. П/и «Ручеек»

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 9.

Задачи: учить устанавливать ситуативные связи между предметами, развивать воображение и творческое мышление.

1. «Составить как можно больше вопросов, соединяя два предмета» (Симановский, с. 59)

Составить как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, газета – верблюд.

Вопросы должны быть интересными или смешными.

2. «Учимся устанавливать причинные связи между предметами» (Симановский, с. 61)

Отыскать связь между двумя не связанными между собой событиями. Объяснить, как это происходило.

3. П/и «Великолепная четверка»

Разбиться по 4 человека. Взяться за руки. Четвертый догоняет второго, первый и третий мешают.

4. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 10.

Задачи: учить находить причину событий, развивать речь, активизировать словарный запас детей.

1. Разминка: рассадить всех по цвету глаз, по тембру голоса, по теплоте рук, и т. д.

2. «Почему это произошло?» (Симановский, с. 62)

Назвать как можно больше причин для возникновения названной ситуации.

3. «Общая причина» (Симановский, с. 63)

Два события произошли по одной и той же причине. Найти общую причину. Если сможете, назвать несколько общих причин.

4. П/и «Паровозик»

Разбиться по 3 человека. Второй и третий с закрытыми глазами держаться за плечи впереди стоящего. Первый водит по пространству. Затем меняются местами.

Затем идет обсуждение.

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.