Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа развития творческого мышления. Ч,2

Программа развития творческого мышления. Ч,2

Занятие 11.

Задачи: учить представлять последствия.

1. Разминка «Я люблю тех, кто…»

2. «Придумать как можно больше событий» (Симановский, с. 64)

Придумать как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

3. «Как я превратился в муравья» (Симановский, с. 65)

Придумать историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:

– какое бы у меня было любимое занятие?

– чего бы я опасался?

– через какое время снова захотел бы стать большим? Почему?

4. «Что бы я сделал…» (Симановский, с. 65)

По каждой ситуации сочинить небольшой рассказ до 7 предложений.

5. П/и «Ладошки»

6. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 12.

Задачи: учить формулировать словами существенные признаки предмета.

1. Разминка «Ассоциация»

2. «В определение» (Симановский, с. 67)

Группам раздаются слова на карточках. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеется в виду. Нельзя только называть предмет и жестикулировать руками.

Р. S. При подборе слов важно иметь в виду, что проще всего описываются объекты искусственного происхождения и профессии. Первые могут быть определены через функцию, для которой созданы (кастрюля – то, в чем варят суп), вторые связаны с реализацией определенной функции (сапожник – тот, кто делает сапоги). Сложнее дать определение объектам естественного происхождения – водоемам, горам, растениям, животным и т. д.

Описать объекты вам поможет следующее правило:

Сначала необходимо обозначить, к какому классу (виду, роду) принадлежит данный объект, а затем дать отличительные признаки этого объекта от других объектов данного класса.

3. «Поиск предметов по заданным признакам» (Тихомирова, с. 207)

Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.

4. «Поиск способов применения предметов» (Тихомирова, с. 209)

Необходимо назвать как можно больше различных способов применения данного предмета. Вводится запрет на называние варварских способов применения предмета.

5. П/и «Заработать миллион» В парах держаться за руку. Каждому участнику попытаться дотронуться сплетенными руками до бедра – 1 рубль. Соперник должен мешать и при этом набирать очки себе.

6. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 13.

Задачи: учить формулировать законы

1. Разминка «Имя + Качество из первых букв имени»

2. «Почему это происходит» (Симановский, с. 69)

– почему из тучи идет дождь, а из облака нет?

3. «Вырази мысль другими словами» (Симановский, с. 71)

Берется несложная фраза (нынешнее лето будет жарким). Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях.

4. «Объясни выражение» (Симановский, с. 72)

Некоторые выражения могут быть объяснены на примерах, передающих как прямой, так и переносный смысл выражения.

Мальчик, как медведь. Девушка как лебедь.

Трава как ковер. Воздух как стеклянный.

Человек как облако. Машина как игрушка.

5. П/и «Танец»

Оборудование: магнитофон.

Участники становятся в шеренгу друг за другом, первый производит какие-то движения под музыку, все повторяют, через минуту водящий переходит в конец колонны, его роль переходит следующему за ним участнику.

6. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 14.

Задачи: учимся составлять слова с заданной буквой.

1. «Лестница» (Симановский, с. 75)

Л

А

Д

Е

Н

О

Т

С

Н

Е

Г

А

Т

Р

Е

С

К

А

Н

А

П

И

Т

О

К

И

С

Т

О

Ч

Н

И

К

Ц

Е

Р

Е

М

О

Н

И

Я

А

В

Т

О

М

О

Б

И

Л

Ь

Первое слово начинается с трех букв. Каждое следующее на букву длиннее. Если прочитать первые буквы слов сверху вниз, получиться слово лестница.

А теперь попробуйте составить такие столбики слов, чтобы их первые буквы составляли слова: корка, библиотека, яблоня, трактор…

2. «Кроссворд» (Симановский, с. 75)

Г

Г

Г

Г

Придумать четыре слова с буквой «Г».

3. «Преврати одно слово в другое» (Симановский, с. 78)

Суп – рак, роза – ваза, рыба – сеть, перо – тушь, волк – нора, бег – шаг, море – суша, мост – река, миг – век, шар – куб.

Например: бант – рант – рана – раса – роса – коса.

4. Упражнение «Хромая обезьяна»

– Я предлагаю думать вам о чем угодно, только не о хромой обезьяне…

5. п/и «Скорость реакции»

Две команды, участники садятся друг за другом. Перед первыми номерами бросается монетка, идет волна рукопожатий, последний хватает монетку со стула. Чья команда успела – меняются местами (первый садиться в конец шеренги). Выигрывает команда, полностью поменявшаяся местами.

6. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 15.

Задачи: учить подбирать слова, противоположные по значению, слова-синонимы, учить сравнивать предметы между собой, выделяя в них общее и различное.

1. «Антонимы» (Симановский, с. 80)

Подобрать слова, противоположные по значению.

2. «Найди ошибки» (Симановский, 79)

Для сравнения предметов (лиц) нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки с сопоставлениях и исправь их.

3. «Поиск противоположных предметов» (Заика, с. 89) – формирует способность «вычерпывать» из предмета различные его свойства и использовать их для поиска других предметов.

Называется предмет. Надо назвать как можно больше предметов, противоположных данному. При этом надо ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

Например:

Дом – сарай (по степени комфорта и размеру)

Дом – поле (открытое и закрытое пространства)

Дом – вокзал (свое или чужое помещение) и т. д.

4. «Синонимы» (Симановский, с. 81)

М. Горький считал, что у слова «хороший» 30 синонимов. За 1 минуту назвать как можно больше синонимов к слову хороший.

5. П/и «Кресты и параллели»

Водящий выходит за дверь. Обговаривается правило: на все ответу водящего «да» говорят те, у кого ноги стоят параллельно, «нет» – то, у кого одна нога перекинута через колено другой.

Задача водящего – разгадать закономерность, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»

6. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 16.

Задачи: учить классифицировать и соединять слова в предложении, согласовывать их в предложении, понимать социальные связи.

1. «Классификация предметов» (Симановский, с. 82)

Среди написанных слов выделить группы, которые могут быть обозначены одним общим словом или словосочетанием.

2. «Придумай предложение из заданных слов» (Симановский, с. 83)

Придумай как можно больше предложений, в которых бы использовалось как можно больше перечисленных выше слов. Можно дополнять предложение своими словами, а слова менять по числам, падежам. Сколько предложений ты составишь за 3 минуты?

3. «Восстанови порядок» (Симановский, с. 84)

Расставить строки стихотворений в нужном порядке.

Но стена тюрьмы крепка,

Два железные замка.

Ночь темна. Лови минуты!

У ворот ее замкнуты

Н. П. Огарев

Закипит громада вод,

Смело, братья! Туча грянет,

Глубже бездна упадет!

Выше вал сердитый встанет,

Н. М. Языков

4. «Предположение с указанных букв» (Симановский, с. 85)

Написать как можно больше предложений, у которых слова начинались бы с указанных букв (Б, у, ж, б. Р, и, в, с, н).

5. п/и «Носочки»

Игра проводится на полу.

Задание: снять как можно больше носочков у соперников с ног, при этом самому остаться в носках.

6. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 17.

Задачи: учить придумывать сказки, развивать вербальную беглость, развивать способность к придумыванию оригинальных историй.

1. «Необычная сказка» (Гатанов)

2. «Придумай продолжение» (Симановский, с. 53)

Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…

3. «Как можно изменить сказку» (Симановский, с. 87)

Придумай сказку про трех поросят, Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

4. П/и «Сосед справа»

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 18.

Задачи: учить сочинять сказки по опорам, формировать умение разделять целое на части, умение последовательной передачи содержания, способности к разработке деталей

1. «Сказка по опорам» (Симановский, с. 91)

Известный итальянский детский писатель Джанни Родари выделил 20 элементов сказочных историй:

– предписание или запрет

– нарушение

– вредительство или недостаток

– отъезд героя

– задача

– встреча с дарителями

– волшебные дары

– появление героя

– сверхъестественные свойства

– борьба

– победа

– возвращение

– прибытие домой

– ложный герой

– трудные испытания

– беда ликвидируется

– узнавание героя

– ложный герой изобличается

– наказание противника

– свадьба

Придумать укороченную сказку из 6 – 8 элементов.

2. «Построение сообщения по алгоритму» (Тихомирова)

3. «Необычная сказка» (Гатанов)

4. П/и «Аборигены и инопланетяне»

Водящие (несколько человек – инопланетяне) выходят за дверь. Аборигены – оставшиеся.

Обговариваются правила:

1. Говорить «да» всем, кто спрашивает с улыбкой на лице, и «нет» – если с безразличным или злым выражением лица;

2. Говорить только «да» или «нет»;

3. Не разговаривать с противоположным полом.

Задача инопланетян – разгадать правила, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 19.

Задачи: учить управлять процессом творчества, описывать характер героев.

1. Разминка «Космический зоопарк»

– знакомство глазами.

– знакомство жестами

2. «Учимся описывать характер героев» (Симановский, с. 92)

Выбери из списка эмоций те, которые испытывает главный герой. Какую основную черту характера можно обнаружить у главного героя?

3. «Мозговой штурм» (Симановский, с. 93; Тихомирова, Гатанов)

Метод используется для работы в группе или всем классом.

I этап. Разминка – до 5 минут.

Задача: создать свободную, непринужденную обстановку.

Процедура: руководитель мозгового штурма дает группе короткие, иногда шутливые задания. Говорят те, кто хочет ответить.

II этап. Генерирование идей – 10 минут.

Задача: предложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении проблемной ситуации.

Процедура: описывается проблемная ситуация. Критика запрещена. Руководитель предлагает высказываться либо темя кто хочет (по поднятию руки), либо всем по порядку. Все высказывания фиксируются.

III этап. Систематизирование, оценка и отбор лучших идей.

Задача: выбрать лучшие идеи в соответствии с заданными руководителем критериями.

Процедура: руководитель объявляет один или несколько критериев. Все идеи ранжируются соответствии с этими критериями. Чаще всего достаточно выбрать 5 самых удачных идей. Можно также оценить все критерии в соответствии с критериями по 5 – 10-бальной шкале.

4. п/и «Стул»

Стоя в кругу спиной друг за другом – одновременно сесть на колени стоящего сзади, держась за талию партнера впереди – на создание атмосферы доверия и сплоченности.

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 20.

Задачи: учить задавать исследовательские вопросы, составлять текст по вопросам.

1. «Да – нет» (Симановский, с. 95)

В игру играют парами или группой.

Загадывается существительное. Задается не более 15 вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Вопросы должны быть существенными, и надо стремиться, чтобы их было как можно меньше.

Цель игры – назвать то существительное, которое было загадано.

2. Метод контрольных вопросов. (Симановский, с. 95)

Этот метод облегчает процесс творчества и позволяет удерживать общую логика рассказа или сказки.

а) – кто это был?

– как выглядел?

– куда пошел?

– кого встретил?

– что ему сказали?

– что он ответил?

– что ему сделали?

– какова его реакция?

– чем вся история кончилась?

– вывод или мораль.

б) список Осборна – если хочется усовершенствовать предмет:

– как по-новому можно применить этот предмет?

– что для этого нужно упростить?

– как его можно модифицировать?

– что в нем можно увеличить?

– что в нем можно уменьшить?

– что в нем можно преобразовать?

– что в нем можно перевернуть наоборот?

– какие можно создать комбинации элементов?

в) если мы хотим расширить сферу применения предмета или его усовершенствования:

– что будет, если изменить материал, из которого изготовлен предмет?

– что будет, если изменить форму предмета?

– что будет, если изменить величину?

– что будет, если изменить цвет?

– что будет, если изменить количество элементов, из которых состоит предмет?

– что будет, если изменить стоимость предмета?

3. Метод американской исследовательницы Сандры Каплан. (Симановский, с. 97)

Как задавать вопросы к научно-познавательному тексту? Надо использовать набор ключей:

Вопросительные слова:

Ключевые слова вопросов:

Что?

– структура

– функции

Где?

– свойства

– виды

Когда?

– цель

– отношение

Какой?

– связь

– взаимосвязь

Как?

– воздействие

– влияние

Почему?

– развитие

– условие

Можно ли?

– смысл

– значение

Исследование проходит в 4 этапа:

1) Выбираем тему для исследования.

2) Постановка вопросов.

3) Исследование – ответы на вопросы записываются на листочках и классифицируются

4) Подведение итогов – просмотр всей информации на листочках.

1. п/и «Ловишки-каракатицы»

Игра аналогична «Салкам», только бегать надо, опираясь на руки и ноги, спиной вниз.

4. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 21.

Задачи: учить оценивать событие с разных сторон.

1. «Хорошо – плохо» (Симановский, с. 99)

Каждое событие можно оценить с двух позиций – хорошей и плохой. Найти положительное с неприятных событиях.

2. «Пинг – понг» (с мячом)

Называть по очереди слова и выражения, говорящие о…

3. п/и «Кораблекрушение»

Задача играющих – добраться от одной стены групповой комнаты до противоположной, не становясь на пол, используя подручные средства (стулья и т. д. ). «Упавший за борт» – выбывает из игры.

4. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 22.

Задачи: развивать способность работать с символической информацией для передачи сообщений.

1. «Тайные цифры» (Гатанов, с. )

2. «Шифровка»

3. «Буквы и слова» (Гатанов, с. )

4. П/и «Алфавит»

Молча, на стульях с помощью тела изображается называемая буква.

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 23.

Задачи: развивать оригинальность выдвигаемых идей, способность связывать вербальную и невербальную информации.

1. «Придумай значок» (Гатанов, с. )

2. «Реклама на коробках» (Гатанов)

3. «Ребусы»

4. П/и «Альпинисты»

Участники становятся плотно в круг. Задача водящего в кругу – не наступая на пол, пройти полный круг, используя остальных участников, как «скалы».

5. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 24.

Задачи: учить выражать свои мысли на листе бумаги, развивать фантазию, речь.

Оборудование: магнитофон с кассетой «Сказки планеты Магномии», листы бумаги, краски.

1. «Сказки планеты Магномии» (Азовцева)

Участники слушают сказку о планете Магномии и одновременно рисуют. Затем идет обсуждение рисунков:

– О чем эта сказка?

– О каких народах?

– А кто ты? (принадлежит к человечеству)

– На какой планете ты живешь?

– Что вам говорит фея? (людям планеты Земля)

– А что чувствуешь ты, когда тебя называют «человек планеты Земля»?

А теперь мы превратимся в этих героев и поиграем в их игры.

2. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.

Занятие 25.

Итоговый КВН на развитие творческого мышления:

1. Составление слов из большого слова

2. «Мурлокотам»

По заданным элементам рисунка дойти до определенной картины на заданную тему.

3. Изобразить животных:

– глупый волк

– бедный козлик

– трусливый заяц

– хвастливый петух

– сильный медведь

– хитрая лиса

– страшный тигр

– грозный лев

4. «Хоку»

5. Упражнение «Объяснение в любви»

– Лиса и Заяц

– Удав и Кролик

6. Составить слова с определенной буквой.

7. «Танец» (под музыку)

8. Упражнение «На шею не давите. Не люблю…»

1) признание в любви

2) ненависть

3) радость

4) удивление

5) тайна

6) непонимание

9. «Совместная сказка»

Литература:

1. Азовцева Г. А. Волшебные истории планеты Магномии. – С. -Пб. : 1992 год;

2. Азовцева Г. А. , Иванова Е. Н. Сказкотерапия для детей 5 – 14 лет. – С. -Пб. : 1994 год;

3. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления «Иматон». Для детей 7 – 10 лет. – С. -Пб. : 1997 год;

4. Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М. , 1998 год;

5. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1990 год; – с. 86-92;

6. Заика Е. В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1991 год; – с. 86-92;

7. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1990 год; – с. 86-92;

8. Клюева Н. В. , Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997 год;

9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996 год;

10. Кулагина И. Ю. Возрастная психологи – М. , 1997 год – с. 140-161;

11. Немов Р. С. Психология. Книга 3. – М. , 1999 год; глава «Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики».

12. Одаренные дети. / Под ред. Бурменской Г. В. , Слуцкого В. М. – М. , 1991 год;

13. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И. В. – М. , 1997 год;

14. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997 год;

15. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей – Ярославль, 1997 год;

16. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника – Ярославль, 1997 год;

17. Учителю об одаренных детях. / Под ред. Лебедевой В. П. , Панова В. И. – М. , 1997 год;

18. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. / Под ред. Панова В. И. – М. , 1997 год;