Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • Описание педагогического опыта («Система сотрудничества семьи и школы как средство гармоничного развития личности младшего школьника»)

Описание педагогического опыта («Система сотрудничества семьи и школы как средство гармоничного развития личности младшего школьника»)

Описание педагогического опыта («Система сотрудничества семьи и школы как средство гармоничного развития личности младшего школьника») Проблема, над которой работаю, – «Система сотрудничества семьи и школы как средство гармоничного развития личности младшего школьника». Работа основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей. Данная проблема становится особенно актуальной в современном мире, где социальная динамика современной семьи характеризуется увеличением деструктивных, неполных семей, недостаточностью родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

С учетом актуальности проблемы, а также необходимости возрождения приоритетности семейного воспитания и повышения психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании был сделан выбор темы исследования, которое является ведущим на данном этапе в моей педагогической деятельности.

Работая над этой проблемой, связываю сотрудничество с семьёй, прежде всего, с постановкой цели, формированием программ, разработкой планов, конструированием и селекцией средств получения ожидаемых результатов. Все это позволяет определить логику ориентировочной деятельности и конечный результат каждого из его этапов.

Теоретическую основу исследования составляют труды, посвященные:

­ теории воспитания личности в коллективе (Т. К. Ахаян, И. П. Иванов, М. Г. Казакина, Т. Е. Конникова А. С. Макаренко, Л. И. Новикова и др. );

­ теории деятельностного развития личности (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Эльконин и др. );

­ теоретическим аспектам личностного становления (В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, А. Н. Ксенофонтова, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др. );

­ о личности как субъекте деятельности, общения и собственного развития (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, Г. И. Щукина)

Были определены задачи исследования: охарактеризовать ведущие идеи исследования на основе теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы и специальных исследований; разработать, теоретически и экспериментально обосновать систему воспитательной, социально-педагогической работы учителя, основанной на сотрудничестве с семьей, позволяющей обеспечить гармоничное развитие ребенка в начальной школе; определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешное сотрудничество с семьёй в целях изучения ребенка, раскрытия и развития в нем лучших качеств.

Для решения этих задач использованы следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психолого–педагогической литературы и социальных исследований; изучение, анализ реального педагогического опыта учителей начальных классов методического объединения района и города; диагностические методы; анализ продуктов деятельности; ретроспективный и послеоперационный анализ собственной педагогической деятельности, моделирование воспитательного процесса, формирующий эксперимент, психодиагностика.

Неоднократно я выступала на педагогических советах и методическом объединении учителей начальных классов школы, района с докладами по своей проблеме. Выступая перед учителями, обращаю их внимание, что для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. И я считаю своей задачей – помочь родителям в проблемах воспитания, и поэтому приоритетное направление в моей педагогической деятельности – комплексный подход к вопросам взаимодействия учителя с родителями, который предполагает диагностику, целеполагание, планирование, организацию работы, контроль и программу совместной деятельности учителя, учащихся и родителей. Исходя из этого, была создана программа «Я и моя семья».

Сформулированные в программе цели, задачи обусловили перспективный план, основные формы, содержание работы с родителями и школьниками. Это организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьёй, развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми (работа по блокам), организация работы коллектива родителей и психолого-педагогическое просвещение родителей.

На протяжении всей своей педагогической деятельности большое внимание уделяю формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

Созданная программа «Я и моя семья» предусматривает изучение семьи, диалоговые и сотруднические формы взаимодействия с родителями, активные современные способы организации совместной деятельности родителей и детей. Это разнообразные формы нетрадиционных уроков, мероприятий, познавательные конкурсы между родителями и детьми, праздники знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, защита «портфолио» лицеиста по итогам каждого года. Почему именно на этих формах делаю акцент? Мои классы – классы полного дня, т. е. общение детей не ограничивается рамками урока. Продолжением служит внеурочная развивающая деятельность пансионата.

Именно с 1 класса необходимо в интересной и доступной для этого возраста форме учить вежливости, доброте, заботе о других, воспитанию любви и уважения к близким людям, стремлению помочь им, чтобы они приобрели умение взаимодействовать, сотрудничать, сопереживать, вступать в диалог друг с другом и со взрослыми людьми. Традицией стали в моих классах такие мероприятия: «Папа, мама, я – дружная семья», «День Семьи», театрализованные праздники в лесу совместно с родителями, когда родители являются самыми активными участниками театрального представления. В своих классах организую семейный драматический театр.

Серьёзное значение придаю взаимоотношениям в семье детей и взрослых. Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине, матери – вот те качества, которые стараюсь воспитать в своих детях. Эти качества во все века составляли ценность человеческой культуры – в первую очередь, семейные, родовые отношения, которые связаны с особым вниманием к старшим, являющимися носителями мудрости.

У человека любого поколения – потребность в узнавании своего прошлого: откуда мы? кто мы? почему такие? в чем наши корни? какую дорогу мы прошли? Эта область интеллектуальной деятельности человека многообразна и состоит из различных направлений.

Одним из них является исследовательская работа, успешно используемая мною, в частности, на уроках истории. Так в 4 классе при изучении темы «Моя родословная» основными целями урока определила воспитание гражданина своей страны, понимание детьми и взрослыми, что благополучие семьи держится на взаимоотношениях детей и родителей, и что добрая воля и совесть человека пробуждаются в благоприятной семейной обстановке. Чувство причастности к истории своей страны, гордости за свой род, семью и фамилию отличает работы Абдуллиной Динары и Погорельских Михаила, занявших III и II места в районной научно-практической конференции 2008 года «Шаг в будущее науки». Защиту своего проекта «Моя родословная» Динара закончила словами: «А вы знаете свою родословную?» Хороший вопрос для размышления детям и взрослым! Михаил Погорельских, выступая со своим проектом «Откуда хлеб пришёл?», с огромным уважением рассказал о своём прадеде, деде, отце, которые неустанно трудились и трудятся, чтобы хлеб был у всех вчера, сегодня, завтра. И подвёл итог своей исследовательской работы словами: «Я постараюсь тоже жить так, чтобы никто не сказал, что я случайный человек на земле». Мои четвероклассники создали литературный проект «Моя семья» и проиллюстрировали его на занятиях компьютерной графики. Работы ребят представлены в сборнике литературных зарисовок. Сборник явился духовным восхождением, единением учеников, родителей, учителей.

Внимательно слежу, как учатся мои дети в пятом классе, помогли ли им эти исследования приобрести неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, сумела обеспечить свободу самовыражения. Работа Погорельских Михаила отмечена III местом в областном исследовательском конкурсе "История моей семьи – страница многовековой истории Отечества". Михаил и Абдуллина Динара – дипломанты конкурса творческих работ среди учащихся Ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации.

Такая работа требовала, конечно, родительского участи, и ей было посвящено специальное родительское собрание. Основной целью собрания было разъяснение сути метода проектов и его значимости для развития личности детей. Родителям была представлена готовая программа «Проектная деятельность учащихся 4 «А» класса»; были рассмотрены основные этапы проектной деятельности и формы возможного участия родителей в ней, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью были подготовлены «Памятки для родителей». Этот опыт педагогической деятельности изучался и обобщался на районном семинаре «Учебно – исследовательская деятельность в общеобразовательном учреждении».

Успехи моих ребят на районных, региональных, федеральных конкурсах, предметных олимпиадах предоставили возможность убедиться в результативности проделанной работы. Творческое сотрудничество с семьей, активные современные способы организации совместной деятельности родителей и детей стали фундаментом их личностного, интеллектуального развития, информационно-коммуникативной компетентности, что и помогает им сделать уверенный шаг из начальной школы в среднее звено.

Опыт применения работы с родителями в начальной школе был обобщен и использован на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне педагогического сообщества района.