Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Психолого-педагогическое сопровождение обучения

Психолого-педагогическое сопровождение обучения В образовании происходит переворот в ориентации от естественнонаучной парадигмы к гуманитарной, ведутся исследования в области нравственной и христианской психологии. В основании гуманизации образования многих западных стран лежат достаточно хорошо разработанные теоретические и методологические предпосылки, сформированные в зарубежной науке и практике.

В результате там действует многоуровневая и динамическая система взаимосвязанных действий направленных на человека с ограниченными возможностями, сохранение его социального и гражданского статуса.

В нашей стране сейчас делаются попытки создания оптимальных условий для успешной коррекции развития, воспитания, обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, его социально-трудовой адаптации. В последнее время наметилась тенденция к интеграции детей с инвалидностью в массовую общеобразовательную школу, формированию у них потребности к качественному образованию в течение всей жизни.

МОУ СОШ № 21 города Ставрополя в 2005 – 2007 гг. осуществляла проект «Проектирование модели психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями в условиях массовой общеобразовательной школы» (№ проекта 05-06-06525а).

Актуальность проблемы проекта заключается в интеграции данного контингента детей в школьное сообщество, которая должна заменить их исключение из учебно-воспитательного процесса школы. В числе причин актуализации проекта и такой фактор, как востребованность исследования этой проблемы именно для нашего микрорайона города. Школа находится в густонаселенном Юго-западном районе г. Ставрополя. По данным городской медико-психологической комиссии, этом районе в течение нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция роста детей, с ограниченными возможностями. Подавляющее большинство родителей детей с особыми образовательными потребностями хотят, чтобы их дети получали образование в близлежащей общеобразовательной школе вместе со здоровыми детьми. В этом районе находится городская лесопарковая зона, неподалеку расположен Ботанический сад. Природный ландшафт используется как в учебной, так и внеклассной деятельности. Все вышеперечисленные факторы послужили предпосылками в необходимости исследования проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в систему общего образования применительно к современным потребностям общества.

Научная проблема, на решение которой был направлен проект – создание и апробация модели психолого-педагогической интеграции школьников с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями) в образовательное пространство массовой общеобразовательной школы.

Анализ педагогической теории и практики, позволяет утверждать, что в настоящее время эффективной системы психолого-педагогического сопровождения обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе, нет. Мы исходили из того, что проектирование модели психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида (с сохранным интеллектом) позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.

Проведенные исследования и наблюдения показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Учителя выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и часто не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями. Более того, в среде педагогов и здоровых детей зачастую доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с особенностями в развитии.

Нами предполагалось, что при создании эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей со специальными нуждами можно будет добиться максимального успеха в обучении и воспитании учащихся в зоне их ближайшего развития.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1. Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной массовой школы.

2. Разработать концепцию интеграции детей с особыми нуждами в школьное сообщество.

3. Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с особыми нуждами в образовательное пространство массовой школы.

4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях массовой общеобразовательной школы.

5. Создать психолого-педагогическую среду, обеспечивающую равные возможности для детей-инвалидов

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые в педагогическом аспекте рассматриваются проблемы адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.

В ходе экспериментальной работы удалось добиться систематизации, упорядочения деятельности по проблеме эксперимента. Результатом стало проектирование модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях массовой общеобразовательной школы. Под психолого-педагогическим сопровождением понимается деятельность по оказанию помощи ребенку в личностном самоопределении, самодвижении и саморазвитии и предоставление ему возможности для реализации и творчества.

Научная проблема психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями состоит в снятии противоречия взаимодействия процессов социализации и индивидуализации личности в образовании.

На основе анализа теоретических источников (В. П. Беспалько, И. А. Колесниковой, Е. А. Крюковой В. М. Монахова, В. В. Серикова и др. ), накопленного практического опыта в различных регионах Российской Федерации, проектировочная деятельность по созданию модели разворачивалась в следующей логике:

– организация рефлексивно-инновационной среды и осознание, переосмысление коллективных ценностей и смыслов;

– совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками;

– пересмотр прежней системы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и создания в школе деловой проникнутой духом взаимоподдержки атмосферы;

– пересмотр прежних способов и методов управления и характера взаимодействия его звеньев и поиск способов развития внутренней свободы и инициативы каждого;

– переход к системе взаимодействия, характеризующейся внутренней и внешней открытостью, где каждый готов к диалоговому общению, к работе в команде.

Модель психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребенка с ограниченными возможностями потребовала реализации целого комплекса логико-методологических процедур. Ее необходимо рассматривать как систему, элементами которой являются целостная структура личности, система целей, задач обозначенной поддержки, содержание образования, деятельность.

В ходе создания модели психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школе происходили:

– наполнение базисного учебного плана здоровьесберегающим содержанием, психологией успеха, уверенности в собственных силах;

– поиск новых технологий, обеспечивающих субъектную позицию учащихся с ограниченными возможностями;

– обновление содержания, форм и структуры медико-психологической службы, деятельности педагога-психолога на оказание превентивной и оперативной помощи ученикам, их родителям, учителям в преодолении психологических трудностей, защите прав ребенка;

– поиск новых форм воспитательной работы, обеспечивающей не только социализацию учащихся, но и процесс их индивидуализации;

– обновление методов управления.

В качестве компонентов модели психолого-педагогическтго сопровождения выделены цель и задачи, три модуля (методологический, содержательный, управленческий). В качестве условий успешного функционирования созданной модели определены следующие условия: организационные, методические, психологические и педагогические.

Методические детерминанты обуславливали разработку и отбор диагностических методик, наиболее адекватно отвечающих нуждам образовательной практики; методическое обеспечение педагогов ценным материалом из опыта образовательных учреждений других субъектов Российской Федерации.

Основные направления работы по реализации эксперимента нашли свое отражение в разработанной ВНИКом концепции интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы (Авторы – Савинова Л. Ф. , Кизима А. Б. , Есикова Е. В. ) Ведущими принципами Концепции являются:

– интеграция через раннюю диагностику;

– специализированная коррекционная помощь и психологическая поддержка:

– дифференцированные показания к интегрированному обучению;

принцип равных прав и возможностей получения образования;

– принцип социальной интеграции;

– принцип педагогической интеграции

Психологические детерминанты заключались в следующем – использование педагогами материалов методкабинета школы и возможностей электронной учительской в личностно ориентированном обучении детей с ограниченными возможностями. Созданная электронная учительская (грант ИСО в конкурсе образовательных учреждений Ставропольского края) направлена на обеспечение потребностей педагогических кадров образовательного учреждения в повышении ИКТ – компетентности, сервисной поддержке, организации всех видов услуг, содействующих эффективному развитию системы образования школы. Созданы психолого-педагогические условия положительной учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями. Разработаны методические рекомендации психолога по выбору форм и методов обучения на основе психофизиологических особенностей учащихся и т. д. ; индивидуальные программы и учебные планы обучения детей-инвалидов в школе и на дому; программа психологических тренингов по самоактуализации личности ребенка.

К педагогическим детерминантам было отнесено формирование у педагогов отношения к детям с ограниченными возможностями с точки зрения социальной.

Успех реализации опытно-экспериментальной программы напрямую зависит от учителя, от уровня его подготовки к обучению детей-инвалидов с различной патологией (ДЦП, порок сердца, последствия черепно-мозговой травмы и т. д. ) в обычном классе. Вполне естественно, что учитель в начале работы по проекту не был готов к обучению детей-инвалидов в обычном классе. Одна из причин такого положения заключается в том, что в отечественной педагогике проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы. Постановка проблемы в таком разрезе поднимает вопрос о дополнительном образовании учителя на послевузовском этапе, о компетентной подготовке его к осуществлению исходных положений эксперимента. Спроектирована модель обучения педагогов школы на базе СГПИ и СКИПКРО. За время реализации проекта трижды было проведено обучение педагогического коллектива школы по проблемам: «Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами в массовой школе»; «Методологическая культура педагога инновационной школы» и «Психолого-педагогические основы образования».

Целью профессиональной переподготовки учителя являлась подготовка его к профессиональной деятельности со специфическим контингентом учащихся по программам, востребованным современной жизнью. Направления обучения педагогов способствовали максимальному стимулированию их личностного развития, вооружению их знаниями не только теоретико-методологического и методического плана, но и давали прикладные знания. Ряд педагогов приняли участие в первом всероссийском конкурсе «Организация учебно-воспитательного процесса научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» в номинациях: «Управление образовательным учреждением» и «Модели, технологии, методики, приемы и формы успешного обучения. Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности учителя».

На базе школы проведены межрегиональная научно-практическая очно-заочная конференция по теме «Актуальные проблемы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве» с Интернет-форумом, круглый стол «Образование без барьеров». В этих форумах приняли участие ученые, педагоги образовательных учреждений, психологи, учителя логопеды и социальные педагоги не только Ставропольского края, но и Дагестана, Карачаево-Черкесской республики, Волгоградской области.

По результатам конференции издан сборник материалов. Основные исполнители проекта принимают активное участие в научно-практических конференциях различного уровня. Опубликовано более 30 статей, тезисов, научных сообщений по проблеме.

Изучение теоретической концепции «человеческого достоинства» детей с ограниченными возможностями, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации (В. М. Астапов, О. И. Либединская, Б. Ю. Шапиро и др. ) помогло учителям переосмыслить свои подходы. На итоговом занятии учителя убедительно говорили о том, что интеграция основывается на концепции «человеческого достоинства», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Теоретические знания послужили основой для проективной деятельности учителей, подготовки рефератов и сообщений на итоговых занятиях «Защита проекта собственного опыта». Сообщения стали основой публикаций учителей как на региональных, так и Всероссийских научно-практических конференциях (г. г. Волгоград, Ставрополь, Челябинск, Махачкала и др. ). Таким образом, курсы показали, что инновационные обучающие технологии становятся рабочим инструментом педагога только на основе соответствующей психолого-педагогической подготовки; благодаря курсам повышения квалификации, учителя приходят к более глубокому пониманию проблем детей с ограниченными возможностями, определяют содержание их обучения и воспитания.

Рост объема исследовательской деятельности, выполняемой педагогом в инновационной школе, изменения ее предмета и цели обусловили необходимость освоить исследовательские практики, сформировать новые компетентности. Именно на это были нацелены курсы повышения квалификации по теме «Методологическая культура педагога-исследователя инновационной школы». Повышение квалификации тем самым выступает как средство синергетического управления развитием образования и строится с учетом технологий инновационного менеджмента. Отметим, что педагог, включенный в преобразование педагогической действительности, по-новому видит педагогическую реальность. Создавая и внедряя любую инновацию, он не только объективно выходит на иной уровень информационного обеспечения своей деятельности, но и становится проводником новой информации для других членов профессионального сообщества. Это приводит к уменьшению степени неопределенности профессионального поведения. Подготовка к инновационной деятельности, формирование инициативных групп педагогов, осуществляющих преобразование практики, проявило еще одну компетенцию – педагогов – разработчиков собственных образовательных программ. По теме эксперимента в образовательном процессе апробируются авторские спецкурсы: «Сказкотерапия», «Агрессия в поведении младшего школьника: пути выхода из нее», «Психология успеха», «Компьютерный знайка» и др.

Одним из условий проектирования модели психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями значатся организационные. Следует отметить, что изменения осуществлены и в управленческий деятельности школы. Созданный в МОУ СОШ № 21 ВНИК, стал координатором работы по отработке спроектированной модели в условиях массовой общеобразовательной школы. Внедрена 3-х уровневая система управления опытно-экспериментальной деятельностью. Усилена общественная составляющая: совет эксперимента, совет творческих дел, совет по профилактике, психолого-медико-педагогическая служба.

Главной целью психолого-медико-педагогической службы является создание условий по обеспечению психологического здоровья и личностного благополучия всех субъектов образовательного процесса. Основными функциями данной службы являются:

– консультирование, профилактические мероприятия с учащимися и педагогами;

– проведение диагностического наблюдения; лечебно-профилактических мероприятий; углубленных медицинских осмотров учащихся (массовых и индивидуальных);

– организация массового санитарного просвещения (уроки здоровья, индивидуальные и групповые беседы с детьми и их родителями, постоянно действующая рубрика по пропаганде здорового образа жизни в школьной малотиражной газете, родительский лекторий, тематические классные часы).

Психолого-медико-педагогическая служба функционирует в рамках разработанной программы эксперимента на принципах преемственности и взаимосвязи между различными структурными подразделениями образовательного учреждения.

Общее управление процессом взаимодействия школы с окружающим социумом, учредителем, родительской общественностью и личное участие в образовательном процессе с использованием средств ИКТ помогают осуществлять возможности электронной учительской. В базе данных электронной учительской размещена информация о деятельности органов управления школой, решений, приказов, распоряжений и иных документов, нужных работникам школы.

Обеспечение нормативно-правовых условий предусматривает подготовку документов регламентирующего характера. В контексте нашего исследования это приказы об организации опытно-экспериментальной работе и создании ВНИКа; положения о ВНИКе, о воспитании и обучении детей-инвалидов в школе и на дому; положение психолого-медико-педагогической службы школы, должностные обязанности школьного врача, паспорт здоровья ученика с особыми образовательными потребностями; модель здоровьесберегающего образовательного пространства школы.

Модель школы здоровьесберегающего типа способна:

– осуществлять образовательную деятельность на валеологической основе, (ценностная ориентация на здоровье и здоровый образ жизни, равные права на образование всем детям, в том числе и тем, кто имеет ограничения в здоровье);

– создать условия обеспечивающие возможность каждому участнику образовательной деятельности сохранять и укреплять свое здоровье;

– выстроить образовательный процесс, способствующий совместному обучению и оздоровлению здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями.

Опыт школы показывает, что одним из важных условий качества экспериментальной деятельности является переориентация мышления окружающих на принятие инвалида как равного, но имеющего наряду с общепризнанными – «особые образовательные потребности», удовлетворять которые может учитель, логопед, педагог-психолог, социальный педагог. В основу нашей работы положен тезис Л. С. Выготского о том, что «дефективным ребенка делает не его дефект, а отношение к нему общества и его собственное отношение к себе».

В рамках задач нашего эксперимента выделен компонент «организация образовательного процесса», который рассматривается как построение структуры совместной деятельности детей, родителей, психолого-медико-педагогических кадров. Концептуальной идеей организации образовательного процесса в нашей школе является идея целостности. Воспитание, обучение и оздоровление ребенка осуществляется в единой педагогической личностно ориентированной системе. Методологическую основу деятельности по моделированию и построению системы интегрированного обучения учащихся с ограниченными возможностями составляет личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, И. А. Колесникова, В. В. Сериков и др. ), теория и методика формирования здорового образа жизни (И. И. Брехман, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова и др. ), идеи об интегральных характеристиках человека как личности, индивида и субъекта деятельности, разработанные Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым, В. В. Зинченко и другие.

В нашем представлении этот педагогический элемент включает в себя специально организованную среду, структурированную систему педагогических факторов и условий становления ребенка.

В это создаваемое пространство мы включаем и взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями родственного профиля, а также вузами и организациями специального медицинского, культурного и спортивного профиля. В настоящее время школа тесно сотрудничает с СГПИ, СГУ, Волгоградским государственным университетом, Волгоградским государственным институтом повышения квалификации работников образования, Ессентукским училищем – центром реабилитации молодых инвалидов, межрегиональной общественной организацией детей-инвалидов «Аленький цветочек», социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних с ограниченными возможностями «Вдохновение» (г. Волгоград) и др. Следует отметить, что в школе формируется информационный фонд, в котором содержатся наиболее ценные программы, сведения о научно-практических конференциях и семинарах, проходящих как в Ставропольском крае, так и за его пределами.

У участников образовательного процесса появилась возможность создания, размещения и описания в базе данных ЭУ информационного объекта или ссылки на него, в том числе – подготовка учебных материалов (материалов для своего выступления, задания учащимся, индивидуальных рекомендаций). На сайте школы размещается ежегодный публичный отчет, созданный на базе этих данных ЭУ.

Организация образовательного процесса для детей с инвалидностью, безусловно, имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать. С учетом этих особенностей создана модель Школы индивидуального обучения внутри самой общеобразовательной школы. Занятия в Школе индивидуального обучения проводятся в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится непосредственно в школе, в классе, а часть индивидуально на дому в зависимости от состояния ребенка.

Работа в интегрированном классе предъявляет высокие требования к учителям, которые должны управлять сложной гаммой занятий, проводимых в классе, уметь планировать участие всех учащихся в учебном процессе и понимать, каким образом способствовать обучению, не давая учащимся готовых ответов.

Основной целью школьного педагога-психолога, социального педагога и классных руководителей стало оказание, прежде всего помощи в преодолении школьным сообществом, возникших «психологических барьеров». Первое с чего педагогический коллектив начал работу – это устранение стереотипов сознания самих учащихся, путем проведения профилактических мероприятий, направленных на развитие толерантности (Акции милосердия, Уроки доброты, тематические беседы с учащимися и учителями, индивидуальные консультации с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья; конкурсы рисунков «Образование без барьеров», «Сделаем мир добрее»). Необходимо отметить, что эти мероприятия были систематическими, а не являлись единичными акциями. Результатом стало улучшение доброжелательного взаимодействия учащихся. Многие стали инициаторами вовлечения детей с инвалидностью во все мероприятия класса и школы.

Коррекционная работа включает использование в интегрированных классах всевозможных психологических методов и технологий: беседа, музыкальная и танцевальная терапия, телесная терапия, наблюдение, тренинги общения и сплочения, преодоления агрессивности и др. Особый интерес у детей вызывает применение арт-терапии через использование компьютерных технологий. В школе ведется кружок «Компьютерный Знайка», где дети с ограниченными возможностями в условиях интегрированной группы осваивают основы информационной грамотности по специальной авторской программе (М. В. Рязанцева).

Важнейшей задачей общеобразовательного учреждения с интегрированными классами является подготовка детей с инвалидностью к этапу самостоятельной жизни – путем формирования социального опыта и развития навыков общения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, особый акцент в организации образовательного процесса делается на последовательное получение знаний по психологии и дисциплинам культурно-эстетического направления.

В ходе эксперимента нами выделены факторы, способствующие адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы:

1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда, результатов личностного роста.

2. Скоординированная деятельность педагогического коллектива.

3. Обеспечение позиции субъекта собственного обучения и развития:

– через педагогическую организацию рефлексии и выбор собственной образовательной стратегии;

– участие ребенка и его родителей в планировании учебно–воспитательного процесса.

4. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.

5. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей – предметников, классных руководителей, психолога, родителей по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.

С детьми проводит индивидуальные занятия педагог-логопед. Школьным врачом и педагогом-психологом ведется разработка индивидуальных планов обследования и лечения детей, рекомендаций для родителей по здоровому образу жизни. Социальный педагог вместе с педагогом-психологом проводят индивидуальную диагностико-коррекционную работу с семьями детей с проблемами здоровья. Система физического воспитания ребенка с отклонениями в развитии предполагает правильное рациональное питание, четко организованное расписание, закаливание организма и создание благоприятных условий для развития и коррекции движений. С этой целью используются физкультурные занятия с элементами лечебной гимнастики, применяются упражнения спортивного характера. Занятия ведет специально подготовленный учитель физической культуры по авторским программам для интегрированных групп: «Музыкальное движение» (Ширяева Е. Ю. , Боярская О. Н. ), «Программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Ширяева Е. Ю. , Рязанцева М. В. , Есиков Е. Б. )

С целью усиления оздоровительной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями в школе проводится обучение родителей по теме: «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье».

В процесс реабилитации подключены не только педагоги по физической культуре, но и студенты-практиканты УОР и СГУ в качестве методистов. Как показали наши исследования, педагогическими условиями, повышающими интерес к физическим упражнениям у детей с особенностями в развитии являются: целенаправленные консультации учителей, родителей, обмен опытом, взаимопосещение занятий и их обсуждение. Хорошо зарекомендовывали себя такие формы работы с родителями, как видеолекции, беседы об оздоровительном значении занятий физической культурой и спортом, о здоровом образе жизни, встречи со специалистами, пропагандирующими нетрадиционные системы и методы занятий физическими упражнениями, серии игровых уроков, основанных на опорных постулатах антропофилософской педагогики Штайнера, Монтессори, Декроли.

Разработана составительская программа «Сказочный театр физической культуры» (Ширяева Е. Ю. , Есиков Е. Б. ), которая построена на сюжетных уроках и двигательных рассказах. В настоящее время программа апробируется, отрабатывается оптимальная технология ее реализации в практической деятельности. Непрерывный мониторинг отношения детей к физическим упражнениям, позволяет утверждать, что у здоровых детей в контрольных группах процент увеличения интереса к физическим упражнениям оказался меньше, чем у детей с проблемами здоровья. В результате заметно повысился у респондентов интерес к физическим упражнениям (с 37 до 49 %). Улучшились и параметры психофизиологического, функционального и физического состояния у детей (ЖЕЛ, двигательный тест, проба Штанге, ортостатическая (сесостатическая) проба, точность временного анализа, скорость реакции и др. ).

Диагностика показывает, что интерес к занятиям физической культурой у детей с инвалидностью возрос даже по сравнению со здоровыми сверстниками.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в массовой школе требует определенных материальных затрат на создание материально-технической базы, дидактико-методического комплекса, информационного банка, а в перспективе и медиатеки. Образовательное пространство нашей школы приводится в соответствие с гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников, плавно переходящее в валеологическое, обеспечивающее возможности проведения оздоровительных мероприятий. В школе переоборудованы санитарные комнаты, медицинский кабинет, логопедический кабинет, построен пандус, созданы и функционируют сенсорная комната, дополнительный спортивный зал для ЛФК. Приобретены тренажеры и специальный спортивный инвентарь необходимый для организации двигательного пространства детей ограниченными возможностями на уроках лечебной физкультуры и организации работы по сохранению их удовлетворительного физического состояния; технические средства для просмотра учебных телепередач и организации занятий по музыкотерапии. Статус экспериментальной площадки превратил школу в методический центр по проблемам интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно у нас проходят стажировку директора и их заместители, обучающиеся в СГУ по специальности «менеджер образования», практику студенты психолого-педагогического и специальных факультетов СГПИ, мастер-классы для слушателей курсов повышения квалификации СКИПКРО, научно-практические конференции.

Таким образом, наш опыт работы по продвижению интегрированного образования показывает, что для достижения успеха важен комплексный подход и применение следующих методов (технологий):

– вовлечение родителей детей с ограниченными возможностями в работу созданной на базе образовательного учреждения психологической Школы для родителей, проведение с ними занятий по пониманию инвалидности и интегрированного образования. Желательно общение и занятия с консультантами из числа инвалидов, так как это дает родителям наглядный пример того, что у их детей большие возможности;

– проведение родительских собраний по пониманию инвалидности с родителями здоровых детей, обучающихся в школе и, особенно в интегрированных класса. Такие занятия направлены на преодоление стереотипов в отношении к инвалидности и воспитание толерантности к «другому»;

– просвещение школьников о проблемах детей-инвалидов и их возможностях, построенных в виде «Уроков доброты и милосердия», которые на наш взгляд необходимо включать в образовательные программы всех видов школ;

– работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает вовлечение их в деятельность общественных организаций, что способствует повышению их активности, овладения навыками управления своей жизнью и социальной интеграции. Всю работу целесообразно строить на основе модели социально-психологической реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов;

– важно поддерживать постоянный контакт с чиновниками, ответственными за создание доступной среды жизнедеятельности данного контингента населения. Актуально участие общественных организаций в мероприятиях по контролю за созданием доступной среды жизнедеятельности инвалидов, в том числе и доступного образования (одной школе здесь не справиться, нужны усилия всех заинтересованных сторон);

– взаимодействие со СМИ, направленное на углубление понимания в обществе положения инвалидов, их прав, потребностей, преимущества интегрированного образования;

– поиск решения проблем, касающихся трудностей интегрированного обучения, не зависящих от дополнительного бюджетного финансирования. Очень важно установить партнерские связи со спонсорами, международными донорами, НПО, местными деловыми и промышленными кругами, которые заинтересованы в установлении добрых отношений и оказании поддержки в воспитании будущего страны.

Полученные на сегодняшний день в ходе эксперимента научные разработки, приводят к пониманию того, что методические и организационные изменения, осуществляемые в интересах специфической категории учащихся, при определенных условиях могут принести пользу всем детям. Практика также свидетельствует: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду массовой общеобразовательной школы, как правило, становится катализатором преобразований, ведущих к улучшению условий обучения для всех.

Практико-ориентированный подход стал определяющим при подготовке учебно-практического пособия «Теория и практика гуманистических подходов к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве» и сборника «Программное обеспечение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы», куда вошли научно-методические рекомендации скоординированной деятельности работников социальных институтов по психологическому сопровождению ребенка-инвалида и рекомендации внедрения процессуально технологической модели психологического сопровождения ребенка-инвалида в условиях обучения в обычном классе массовой школы, авторские программы, нормативно-правовые документы и локальные акты.

Теоретическая значимость экспериментальной работы заключается в том, что полученные нами результаты могут служить теоретической базой для решения проблемы подготовки учителей массовой школы к интегрированному обучению детей с проблемами здоровья.

Деятельность по данному направлению будет продолжена даже по окончании финансирования со стороны РГНФ. Логическим продолжение работы школы по проблеме будет исследовательский проект «Я, моя семья, моя школа, мой город, моя страна», к реализации которого педагогический коллектив школы приступает с марта 2008г. Основной принцип обучения школьников в данном проекте: образование должно быть перспективным и непрерывным. Учащиеся получат основы фундаментальных знаний в органичном сочетании с практическими навыками, необходимыми им для дистанционного обучения в будущем.

Предполагается, что третьим этапом длительной программы работы школы по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в гражданское общество будет реализация дистанционного обучения детей – инвалидов города и региона в разрабатываемом ВНИКом проекте «Навыки 21 века».

Это – работа на долгие годы. Радует то, что инициативы педагогического коллектива школы находят поддержку у городской администрации, что нашло отражение в муниципальной, комплексной целевой программе «Образование и здоровье города Ставрополя на 2007-2010 годы», в которой запланировано создание центра дистанционного обучения детей с инвалидностью на базе БММЦ школы и строительство межшкольного оздоровительного бассейна.

В настоящий момент творческая группа МОУ СОШ и социального партнера школы Ставропольской городской общественной организации «Наши дети» приступает к реализации очередного проекта «Создание Центра дополнительного образования детей с инвалидностью», получившего в 2007 году грант Международного гуманитарного общественного фонда «Знание».