Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бывает, ребенок в одной четверти учится без троек, а в другой – скатывается, или совсем перестает учиться. Такие изменения в результатах обучения происходят постоянно во всех классах.

Почему так происходит? Эти вопросы волнуют не только каждого из нас, учителей, но и администрацию школы, родителей, самих учащихся, так как впереди – ЕГЭ.

И в самом деле, почему дети по-разному усваивают один и тот же материал? Почему один на уроке активный, жизнерадостный, а другой – угрюмый и замкнутый? Почему один старается, а другой и не думает об учебе?

Ответ на этот вопрос обычно у всех одинаковый: «Лентяй! Может учиться, но ленится». Так ли это? Только ли в этом причина? Но что значит «ленится»?

В толковом словаре говорится, что лентяй – это человек, любящий безделье, не желающий трудиться.

Так почему же наши современные дети не хотят трудиться и так ли это?

А так как учение – это огромный труд, соответственно, наши дети уже с первого класса не хотят или не могут учиться?! Откуда это берет начало и в чем причина?

Кого из детей, к какой категории отнести: или он не может хорошо учиться, но хочет; или и не может и не хочет; или же может хорошо учиться, да не хочет.

На примере изучения детей своего класса я попыталась найти причину данной ситуации и раскрыть факторы, влияющие на успеваемость и качество знаний учащихся, начиная с 1 класса.

В первую очередь, я изучила социальное положение семьи, в которой живет и воспитывается ребенок, так как успешно решать проблему развития личности школьника можно только в процессе тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Составила социальный паспорт семей 1 класса,который показал:

Категория семей

Малообеспеченные семьи – 54 %

Семьи, где есть пьющие родители – 72 %

Семьи, родители состоят на учете в милиции – 18 %

Семьи, в которых родители разведены – 18 %

Семьи, в которых дети воспитываются совместно с отчимом или бабушкой – 18 %

Семьи группы риска– 27 %

Семьи, в которых родители служили в «горячих точках» и имеют отклонения в психическом здоровье – 9 %

Многодетные семьи – 27 % (из них 9 % – неблагополучные)

Семьи, в которых есть безработные родители – 54 % (из них 27% – неблагополучные семьи).

Образование родителей: высшее – 9%, средне-специальное – 27%, среднее – 55%, неполное среднее – 9%

При изучении семей выявились следующие типы семей:

1 тип (27 %): семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей.

Частое вмешательство педагога здесь не требуется, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2 тип (9 %): семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети в них находятся в центре «особых» забот родителей, и в связи с этим у детей развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3 тип (36 %): внешне благополучные, но конфликтные семьи. В этих семьях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Полноценное воспитание в них отсутствует, дети предоставлены самим себе. Требуется педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней ребенка.

4 тип (27 %): неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, ссоры, драки, пьянка. Такие семьи требуют постоянного внимания не только педагога, но и общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы ребенка.

Пронаблюдаем дальше, какие же дети приходят к нам из таких семей, с каким уровнем развития и с каким здоровьем, без чего не может быть полноценного обучения в начальном звене школы.

А индивидуальные различия детей заметны именно в начальных классах, особенно у будущих первоклассников.

Изучение учащихся как раз это и подтверждает.

1. Число учащихся, поступивших в 1 класс: 11, из них 4 мальчика и 7 девочек

2. Число детей, прошедших дошкольную подготовку:

в группах ДОУ, но не на постоянной основе – 63 % детей (Гордеева Алина, Гималиев Тахир, Емельянова Лидия, Ибрагимов Сергей, Лучанкина Лия, Мутагирова Резеда, Осипова Ангелина);

посетивших подготовительные занятия при школе – 81 % детей;

– детей, совсем не посещавших ДОУ – 36 % (Давлетшин Амирхан, Свистунов Виталий, Зайцева Аделина, Сметанина Катя);

Наблюдения показывают, что дети, не посещавшие детский сад, не имеют достаточного опыта общения со сверстниками и педагогами, вследствие чего испытывают большие трудности в процессе адаптации к школе. Частые пропуски по болезни, по неуважительным причинам, низкая самооценка, замкнутость и другие личностные проблемы потребовали от них дополнительного продолжительного времени для того, чтобы сориентироваться в новых условиях, научиться взаимодействовать с другими детьми.

3. Знающих буквы или читающих – 0 %.

4. Число детей, знающих цифры и числовой ряд первого десятка – 36 %, умеющих складывать, вычитать в пределах 1-ого десятка – 27 %.

5. Число детей: работающих левой рукой – 0 %.

6. Детей с выраженными дефектами речи и нуждающихся в консультации и занятиях логопеда – 18 % детей (Давлетшин Амирхан, Свистунов Виталий.

Неправильное произношение множества звуков, заикание, нарушение речевого дыхания и скорости речи оказывают негативное влияние на их эмоциональное благополучие, здоровье, вызывают большие трудности в усвоении учебного материала, особенно на уроках русского, татарского языков, обучения грамоте, чтения.

С данными детьми приходится учить не только программный материал, но, и, учитывая их речевые дефекты, постоянно включать в урок упражнения по выработке правильного произношения звуков, объективно подчеркивать достоинства детей, поощрять их общение с другими детьми, анализировать ситуации и обстановки, в которых происходит улучшение или ухудшение речи (на что уходит часть драгоценного времени урока), хотя этим должен бы заниматься логопед еще до школы.

Родителям многократно рекомендовалось показать детей логопеду, но – безрезультатно.

7. Детей, медлительных в речи на начало учебного года – 36 % детей,

детей, проявляющих медлительность в учебной работе – 72 % детей,

детей, делающих лишние движения при волнении – 27 % детей.

8. Детей, делающих лишние движения вне зависимости от волнения – 9 %.

9. Число детей, имеющих отклонения в здоровье при поступлении в школу:

нарушение осанки – 12 детей (100 %) – сколиоз, сколиотическая спина, плоская спина, деформация грудной клетки;

хронические заболевания – 3 ученика (27 %);

нарушения зрения – 1 учащийся (9 %);

дефицит массы тела – 3 ученика (27 %) (Гордеева Алина, Осипова Ангелина, Зайцева Аделина);

избыточный вес – 1 ученик (9 %);

гиперактивность – 1 ученик (9 %).

Данные сведения о здоровье детей помогают правильно оценить физические возможности каждого ученика, оптимально организовать динамические паузы, подвижные переменки, уроки физической культуры и часы здоровья.

10 . В классе 4 мальчика (36 %) – но по результатам исследований психологов, мальчики по своему развитию отстают от девочек на 1 – 1,5 года, хотя календарный возраст одинаков.

Если 3 мальчика пришли с 7 лет, значит, им по уровню развития 5, 5 – 6 лет; Ибрагимов Сергей поступил в 1 класс с 6 лет, следовательно, его уровень развития соответствует уровню 4,5 – 5 летнего ребенка.

11. Детей с нарушениями самооценки – 90 %.

Хотя уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда, но может постоянно изменяться, особенно в кризисные моменты жизни детей. А поступление в школу – это и есть тот самый период, когда очень важен его учет.

54 % детей в начале учения имели заниженную самооценку .

Эти дети часто не уверены в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, испытывают постоянный комплекс неполноценности, который мешает им и в учебе, и в общении.

Им также свойственны пассивность, тревожность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх, на уроках боятся оказаться хуже других или, вступая в контакт, не проявляют инициативу, довольствуются подчиненными ролями.

Завышенную самооценку имели 45 % детей.

Эти дети преувеличивают свои возможности и достоинства, не обращают внимания на недостатки или вообще не признают их существования.

В связи с этим возникает внутренний конфликт, который иногда вызывает у них агрессию, ложь и другие негативные проявления.

Диагностика готовности детей к обучению в школе также показывает, что все дети (100%) имеют низкий уровень психологического, физического и интеллектуального развития.

Очень слабо развиты у детей познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие), устная речь, мелкая моторика рук, отсутствуют умения слушать и слышать, точно выполнять указания взрослых, преобладает внешний и игровой мотив.

Итак, различный материальный достаток семей, разное образование родителей, разное отношение к детям, разные условия для развития детей, разные нравственные устои,

безусловно, по-разному влияют на здоровье детей, на их психику, развитие способностей, на культуру поведения, на уровень подготовленности к обучению в школе, на отношение к труду, на мотивацию учения, на их состоятельность, как личностей.

Говоря иначе, успешность усвоения детьми учебного материала, темп овладения ими, прочность, осмысленность, особенно на первой ступени школы, напрямую зависят от того багажа знаний, умений, навыков, с которым пришел ребенок в школу.

Вследствие этого, начиная уже с первого класса, в учебной деятельности дети испытывают следующие трудности:

– в умении слушать и слышать, запоминать и воспроизводить изученный материал, организовать

рабочее место и поддерживать порядок;

– в умении включаться в работу, работать в заданном темпе, в умении доводить дело до конца;

– в усвоении новых понятий и знаний;

– допускают пропуски, замены, вставки букв в письменных работах;

– испытывают трудности в понимании лексического значения очень многих слов;

– в понимании содержания текста задач и их решении, при решении математических выражений;

– при чтении, пересказе текстов, заучивании наизусть;

– при выполнении заданий для самостоятельной работы;

– невнимательность и рассеянность;

– неусидчивость;

– постоянная грязь в тетрадях и ошибки в работах;

– отсутствие прилежания, интереса к учебной работе.

Отсюда, выбираемый средний темп работы на уроке для такого контингента учащихся, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный.

Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос.

Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы многократное разъяснения почти каждого слова.

Из выше изложенного следует, что перед учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т. е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.

Поэтому в данном направлении я преследую решение следующих целей:

– изучение и определение круга реальных учебных возможностей каждого ученика, его ближайшей зоны развития;

– предоставление возможности на продвижение в интеллектуальном развитии;

– оказание помощи ученикам в развитии индивидуальных способностей – действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде.

Поставленные цели и задачи решаю путем установления доверительных отношений, включением школьников в разные виды индивидуальной и дифференцированной деятельности, организацией и проведением игр, упражнений и тестов профилактического и развивающего характера.

Постоянно изучаю и определяю причины отставания детей в учебной деятельности.

Провожу коллективную, групповую и индивидуальную работу, направленную на:

– восполнение выявленных пробелов в знаниях учащихся;

– систематический контакт с родителями;

– вовлечение детей в культурно-массовую, внеурочную («кружок «Юные умники и умницы») и спортивную деятельность;

– учет читательских интересов;

– ненавязчивый контроль за проведением свободного времени детей, особенно из трудных семей.

Решение учебных задач связываю с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, которые предполагают собой дифференциацию учебного материала, разработку системы заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.

Для развития познавательной активности, как у слабоуспевающих, так и у детей, имеющих повышенные способности, в учебно-воспитательный процесс включаю:

– дидактические игры (сюжетные, ролевые и т. д. );

– наглядность и занимательный материал;

– творческие работы по разным предметам;

– участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней: классный, школьный, муниципальный, республиканский, всероссийский, международный;

– методы научно – исследовательской деятельности;

– проектную деятельность учащихся;

– внеклассные мероприятия по предметам и интегрированные уроки;

– индивидуализацию (учёт не только способностей, но и интересов);

– дифференциацию (разноуровневые задания);

– дидактические и сигнальные карточки, перфокарты, тесты для индивидуальной работы.

Использую методы и приемы различных педагогических технологий:

– игровые,

– личностно– ориентированные,

– развивающие,

– проблемное обучение,

– компьютерные.

Собран разнообразный дидактический и тестовый материал по литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, татарскому языку.

Для проверки знаний учащихся используются тестовые задания разноуровневого характера, а для закрепления и повторения изученного материала – такие формы дифференциации, как записи на доске в двух-трех вариантах, устные задания, индивидуальные карточки:

– по трудности (задания для слабых и способных детей);

– по уровню творчества (задания на поиск закономерностей, исследовательские задания, поиск наиболее рационального способа решения, самостоятельное составление задач, нестандартные задания, задания с недостающими и лишними данными и др. );

– по объему (задания для медлительных детей и дополнительный материал для способных).

Работа детей дифференцируется также по степени самостоятельности, характеру помощи и учебных действий. Способы дифференциации постоянно сочетаются, а задания учащимся предлагаются на выбор, что способствует формированию положительных мотивов, снижению уровня тревожности и сохранению здоровья детей.

Способные дети, решая задачи повышенной сложности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются среди одноклассников.

Учащиеся, выполняя задания невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности.

Использование в учебно-воспитательном процессе (по необходимости) компьютерных технологий, разнообразных форм работы на уроках (групповой, парной, индивидуальной, коллективной), развивающих и творческих заданий (кроссвордов, ребусов, викторин, анаграмм, метаграмм, шарад, логических задач) способствуют развитию у школьников устойчивого интереса к учению, формированию у них умения сотрудничать друг с другом, успешному интеллектуальному развитию и мотивации учения.

Использование методов игровых технологий обеспечивает дидактическую и практическую направленность обучения, развивает навыки общения, способствует эмоциональной и умственной активности учащихся на овладение материалом в новой ситуации.

С этой целью проводятся нестандартные уроки: уроки-путешествия (в Страну Знаний; Сказок и Чудес; в Страну Читалию; по природным зонам и др. ), уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки-аукционы, уроки-зачеты, уроки развития, уроки – КВН и т. д.

Работая в школе с традиционной системой обучения, используются компоненты технологий программно-целевого управления познавательным процессом, в группу которых входят развивающее обучение Л. В. Занкова и В. В. Давыдова, проблемное обучение М. И. Махмутова, информационные технологии ЭВМ.

Поэтапное внедрение методов проблемного и развивающего обучения в учебный процесс способствует целенаправленной и системной работе с учащимися.

Для этих целей подбираются комплексы упражнений, игр для развития интеллектуальных способностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, произвольности и саморегуляции.

Используя их, вводятся проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдение, востребованность опыта учащихся, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий: «Найди лишнее», «Что изменилось», Найди закономерность и продолжи», «Найди одинаковое» и др.

С целью изменения характера объяснения нового материала и превращения его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску, на уроках используется дополнительный материал, проблемные ситуации, интересные рассказы, вызывающие у детей вопросы и желание получить ответ: «А как?», «Так не получается, а может быть надо. . . », «А разве так можно?», которые позволяют вовлекать детей в исследовательскую деятельность, поиск истины, в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов как на уроке, так и в самостоятельном выполнении домашнего задания.

Начиная с первого класса, на уроках дети привлекаются к постановке задач урока, построению его плана, контролю и самоконтролю, рефлексии познавательной деятельности, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. С этой целью организуется деятельность детей в роли учителя, помощника учителя, репетитора, консультанта, что способствует воспитанию чувства взаимопомощи, взаимоподдержки и повышению мотивации учения.

Возрастает количество учащихся, принимающих участие в муниципальных предметных и комбинированных олимпиадах, всероссийских и республиканских конкурсах с 18 % до 100 %.

Хотя результативность олимпиад и конкурсов и важна, но, важнее то, что на олимпиадах и конкурсах происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Участие в них позволяет учащимся познать себя, дает возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. А в целом они служат развитию творческой инициативы, мотивации учения, качественным изменениям в знаниях, умениях, развитии учащихся.

Осуществляя учебно-воспитательную работу с детьми, применяю также разнообразные приемы педагогического воздействия:

– проявление доброты, внимания и заботы к каждому ребенку;

– опору в ребенке на положительные качества характера;

– постановку перед ребенком увлекательной перспективы;

– прием переключения ребенка на интересное, увлекательное дело;

– просьбу, поощрение, поручительство, анализ поступков, иногда и прием взрыва, возбуждение тревоги, активизация сокровенных чувств ребенка с учетом индивидуальных особенностей;

– организацию ситуации успеха в учебе.

Оптимальная система мер по оказанию индивидуальной помощи учащимся предусматривает:

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр. ).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др. ).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др. ).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

Ихсанова М. Г. ,

учитель высшей квалификационной категории,

МОУ «Юлдузская СОШ»