Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

В. А. Караковский

Процессы развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нём потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.

В. И. Даль определяет понятие "сопровождение" как действие по глаголу "сопровождать" – "провожать, идти вместе с кем-либо для проводов". Соответственно "сопроводитель", тот, кто сопровождает, – проводник, провожатый. Приставка "со" в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. В самом общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально его отличает от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы. Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько процесс его развития.

Психолого-педагогическое сопровождение исходит из общей гуманистической цели образования: «максимально раскрыть потенциальные возможности личности ребенка, содействовать полноценному его развитию в личностном и познавательном развитии, создание условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможного и эффективного обогащения им образовательных возможностей. [ 4, с. 6] А так же непрерывное взаимодействие всех специалистов – участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий.

Психолого-педагогическое сопровождение на современном этапе является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Специалист сопровождения в условиях образования должен владеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, способности к системному анализу проблемных ситуаций, направленной на их разрешение, соорганизацию участников образовательного процесса.

Так как объектом сопровождения выступает сам образовательный процесс, а предметом деятельности является ситуация развития ребенка с окружающими, самим собой, с миром в целом, то целью психолого-педагогического сопровождения будет – обеспечение нормального хода развития ребенка с учетом нормы в соответствующем возрасте, саморазвитие и самопознание личности [3, c7]. Учитывая выше изложенное необходимо отметить основные задачи сопровождения, а именно: предупреждение возникновения проблем; помощь на этапе возникновения трудностей и поддержка естественно развивающихся процессов и состояний личности; развитие психологической культуры.

Основнымишкольными специалистами, которые могут осуществлять психолого-педагогическоесопровождение являются учитель, учитель-логопед и педагог-психолог, ведущим принципомкоторых является комплексность и целостность изучения, сопровождения и развития ребенка. Наданном уровне возможно реализовать профилактические программы,охватывающие значительные группы учащихся, осуществлять консультативную, профилактическую, просветительскую работу с администрацией, учителями, родителями и учащимися. Также необходимо выделить три основных компонента: диагностика (отслеживание); отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, которые и составляют структуру последовательного (поэтапного) сопровождения.

В нашем образовательном учреждении представлены различные механизмы психолого-педагогического сопровождения с учетом различия каждой ступени развития ребенка, где наиболее важными направлениями представлены: 1) дошкольное образование; 2) начальная школа; 3) средняя и старшая школа.

Сопровождение дошкольников в нашем образовательном учреждении направленно на определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе для оптимального выбора типа образовательной программы, подготовку для родителей или лиц, их замещающих рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе с целью создания максимально благоприятных условий для развития и обучения ребенка. На этом этапе работают учитель, педагог-психолог и учитель – логопед.

Сопровождение начальной школы направлено на определение готовности к обучению; обеспечение адаптации к школе, новым жизненным условиям ( адаптивность – это новое жизненное качество, которое является результатом сопровождения), на повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержку в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

На данном этапе проходит углубленное изучение с нахождением сильных и слабых сторон, проявляющихся в учебной деятельности – параллельно проводятся занятия учителем, педагогом-психологом и учителем-логопедом.

Сопровождение средней и старшей школы направлено на оптимизацию межличностных отношений в классных коллективах, развитие психологической компетентности, навыков сотрудничества и взаимопонимания у школьников и педагогов, формирование умений самоконтроля и самооценки, создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы и так далее), актуализацию процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников . [2, с. 5] Это завершающий этап, на котором весь учебный процесс строится в непрерывном и тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: администрации школы, учителей предметников, педагога-психолога, родителей и учащихся.

Созданная у нас система сопровождения позволяет постоянно отслеживать динамику данных учащихся и регулировать взаимодействие специалистов различного направления. Это также позволяет создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта – что и является важнейшим условием эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ребёнок. Важнейшими из направлений психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей, решение актуальных воспитательных задач, выявление отношений ребенка с обществом сверстников, поддержка одаренных детей и детей, попавших в трудную ситуацию, оказание психологической помощи в зависимости от выявления проблемных точек в развитии (выраженность агрессивности, тревожности, коммуникативные проблемы, страхи, отклоняющееся поведение и т. д. ), так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психических феноменов.

Счастливым, успешным, развитым и социально значимым хочет быть каждый человек, независимо от возраста и социального достатка. Некоторым это удается. Но даже у «самых-самых» бывают в жизни ситуации, а иногда целые периоды в жизни, когда обстоятельства, словно сговорившись, не дают возможности достичь запланированной цели и все мы знаем, что периоды эти надо просто пережить, осмотреться, собраться для принятия нужного решения. Но это так трудно сделать в одиночку, когда рядом нет друга или советчика, да и просто опытного и знающего человека, заинтересованного в том, чтобы твоя жизнь вернулась на светлую полосу … Именно для тех, кто проживает «крутой вираж» своего пути или столкнулся с трудностями в преодолении препятствия необходимо психологическое сопровождение осуществляемое психологической службой нашего учреждения.

Список литературы

1. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. –Москва, 2000.

2. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград, 2010.

3. Литяйкина О. Г. Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов – Саранск, 2005.

Кнышова Н. В. ,

педагог-психолог,

МАОУ «Гимназии №39»,

г. Петропавловск-Камчатский