Задания по теме «Виды подчинения придаточных»
Задания по теме «Виды подчинения придаточных»
1. Среди предложений найдите сложноподчиненное с последовательным подчинением частей. Напишите номер этого предложения.
(4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх.
(6)Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше при носить потомства, а значит – дохода. (7)Что же получается: деньги вместо души. ? (8)Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9)Что ста нет с нашим разумом и нашим сердцем? (10)Не покинет ли нас доброта навсегда?
2. Среди предложений найдите сложноподчиненное с однородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.
(5)В известном смысле можно предполагать, что третья опасность, т. е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привела к появлению и первых двух. (6)Когда красота и тайна теряют смысл и становится позволительным всё, что было непозволительно, когда ценности со знаком минус, постепенно перерождаясь, переходят в положительное качество, – теряет смысл и та сумма законов, которая содержит в моральных границах жизнь. (7) Мы уже привыкаем к парадоксам, каждый из которых должен бы ужасать: чтобы сохранить мир – накапливать оружие, способное десятки раз уничтожить планету; чтобы казаться сильным – отнимать действительную силу, заражая воздух, воду и землю и получая продукты питания, напичканные ядами; чтобы выполнить продовольственную программу – сгонять с земли людей и объявлять их селения неперспективными, запахивая под культуру по имени бурьян; чтобы стать богатым – продавать богатства; чтобы очиститься от скверны – плевать в прошлое.
3. Среди предложений найдите сложноподчиненное с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) . . . Мама, мама! (2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, – он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. (4)А может быть, они были и грубее, руки твои, – ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки. (5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
4. Среди предложений найдите сложноподчиненное с последовательным подчинением частей. Напишите номер этого предложения.
(8) Я расхохотался и вспомнил то время, когда на Пушкина у нас некоторые литературные организации смотрели почти так же, как мой шофер на ирисы. (9) Лично я теперь держу один из самых близких мне томов Пушкина на прикроватном столике вместе с некоторыми другими целебными источниками нашего русского языка. (10) Ежедневно на сон грядущий я принимаю некоторую дозу целебной речевой воды, чтобы прикоснуться к святому, отделаться от той словесной отравы, которую вынужден принимать в себя ежедневно.
Е. Е. Земскова, МБОУ СОШ № 13, г. Королёв, Московская область
Метки: Русский язык