Задание по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
Задание по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
1. Среди предложений найдите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, – забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться. (11) Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка» стали переписывать друг у друга. (12)Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13)Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
2. Среди предложений найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.
(9)Что ста нет с нашим разумом и нашим сердцем? (10)Не покинет ли нас доброта навсегда? (11)Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем! (12) Горе у товарища – мы не спешим ему на помощь. (13) Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, – мы снова проходим мимо. (14)Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости!
3. Среди предложений найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(9) Он сжато передал моряку то, о чем мы хорошо знаем, закончив объяснение так:
(10) – Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. (11) Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. (12) Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. (13) Новая душа будет у него и новая у тебя.
4. Среди предложений найдите сложное предложение, одна из частей которого соединяется бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(1)Писать о Вас, Михаил Михайлович, нелегко, потому что надобно писать так же мастерски, как пишете Вы, а это, я знаю, не удастся мне. (2)Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете. (3)Немногие наши писатели обладают этим уменьем в такой полноте и силе, как Вы. (4)Но, вчитываясь в книги Ваши, я нашёл в них ещё одно, более значительное достоинство и уже исключительно Ваше; ни у кого другого из русских художников я его не вижу.
5. Среди предложений найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
(8)Ведь нет красоты в пустыне, красота – в душе араба. (9)И в угрюмом пейзаже Финляндии нет красоты, – это финн её вообразил и наделил ею суровую страну свою. (10)Человек научился говорить прекрасными, певучими словами о диком рёве и вое зимних метелей, о стихийной пляске губительных волн моря, о землетрясениях, ураганах. (11)Человеку и слава за это, пред ним и восторг, ибо это сила его воли, его воображения неутомимо претворяет бесплодный кусок Космоса в обиталище своё, устраивая Землю всё более удобно для себя и стремясь вовлечь в разум свой все тайные силы.
Е. Е. Земскова, МБОУ СОШ № 13, г. Королёв, Московская область
Метки: Русский язык