Тема «Способы образования слов», 5 класс
Тема «Способы образования слов», 5 класс
Цели урока:
1. Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения о разделах лингвистики; повторить попутно известные морфемы и их роль;
б) познакомить со способами образования слов (приставочный, суффиксальный, сложение).
Метод познавательный – эвристическая беседа, способ познания – индуктивный.
Практические:
а) закрепить старое умение называть изученные разделы лингвистики, определять их роль;
б) сформировать (новое) умение различать способы образования слов (приставочный, суффиксальный, сложение);
Общепредметные:
а) воспитывать:
– интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала (текст Н. Жукова «Береза»);
– языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
– нравственные качества школьников (патриотическое отношение к культурным и историческим ценностям, уважение традиций русского народа);
б) развивать: память, логическое мышление, речь, способности.
Технологии:
– информационно-коммуникативная
– групповая
Оборудование: мультимедийная установка
карточка с текстом (на каждого учащегося)
Ход урока
- Организационный момент
- Орфографическая разминка: «Назови орфограммы» (Слайд 1)
- Проверка домашнего задания:
Мы продолжаем с вами работу над темой «Словообразование». Вспомнить, что мы уже знаем нам помогут вопросы, ответы на которые вы готовили дома.
- Какие разделы лингвистики вы знаете?
- Что изучает каждый раздел?
- С каким разделом лингвистики мы познакомились на прошлом уроке? Что изучает этот раздел?
- Как (с помощью чего) образуются новые слова?
(Слайд 2)
Учитель: Давайте рассмотрим эти слова. Есть ли слова, значение которых вам непонятно? (Если требуется, объясняю значение слов).
– Что объединяет все эти слова? Как их можно назвать?
– Одинаковое или нет лексическое значение этих слов?
– Что изменяет лексическое значение каждого слова? (Выделяем морфему и определяем ее значение).
– Как вы думаете, от какого слова, с помощью какой морфемы образовалось данное слово?
(Слайды 3-6) По мере разбора слов схема приобретает полный вид.
Учитель: Теперь откройте учебник на стр. 4-5 и прочитайте теоретический материал § 37. Прочитайте пункт первый (далее, второй, третий, четвертый) и ответьте на вопросы:
– Для чего нужен раздел лингвистики «Словообразование»?
– С помощью чего могут образовываться слова?
– Какой способ образования слов называется приставочным?
– Какой способ образования слов называется суффиксальным?
– Какой способ образования слов называется сложением?
– Что есть в учебнике, а на схеме этого нет? О чем мы еще не сказали?
Ваше домашнее задание: упр. 575
Учитель: Все слова языка используются в речи. Давайте прочитаем текст, который есть у каждого из вас.
БЕРЕЗА
Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево. В ней есть все: и бабий ситцевый платок, и русская печь, и половик, и курочка ряба.
Всматриваешься в березовый лес и вспоминаешь трудовые крестьянские руки, делающие любую тяжелую работу…
А молодые березки, тоненькие, пряменькие, приподнимаются к небу, напоминают девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз…
Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство. И в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
(По Н. Жукову)
Учитель:
– О чем этот текст? Какова его тема?
– А основная мысль?
– Каков тип речи? Докажите.
– Какую картину мы видим, читая текст?
(Слайд 7)
Действительно, удивительное дерево – береза! Как много оно значит для русского человека.
– Определите способ образования слов: березки, березовый, приподнимаются,
светлоокую.
– Какова роль словообразования в языке?
– Сколько абзацев, или микротем (этот термин нам пока незнаком, но скоро мы узнаем его) в тексте?
– Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце текста.
Учитель: Переверните листочки. Я диктую вам эти предложения, а вы их записываете.
БЕРЕЗА
Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево. В ней есть все: и бабий ситцевый платок, и русская печь, и половик, и курочка ряба.
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность.
Поставьте друг другу отметки.
Подведение итогов урока.
Е. Е. Земскова, МБОУ СОШ № 13, г. Королёв, Московская область
Метки: Русский язык