Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема «Способы образования слов», 5 класс

Тема «Способы образования слов», 5 класс

Цели урока:

1. Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о разделах лингвистики; повторить попутно известные морфемы и их роль;

б) познакомить со способами образования слов (приставочный, суффиксальный, сложение).

Метод познавательный – эвристическая беседа, способ познания – индуктивный.

Практические:

а) закрепить старое умение называть изученные разделы лингвистики, определять их роль;

б) сформировать (новое) умение различать способы образования слов (приставочный, суффиксальный, сложение);

Общепредметные:

а) воспитывать:

– интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала (текст Н. Жукова «Береза»);

– языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

– нравственные качества школьников (патриотическое отношение к культурным и историческим ценностям, уважение традиций русского народа);

б) развивать: память, логическое мышление, речь, способности.

Технологии:

– информационно-коммуникативная

– групповая

Оборудование: мультимедийная установка

карточка с текстом (на каждого учащегося)

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Орфографическая разминка: «Назови орфограммы» (Слайд 1)
  3. Проверка домашнего задания:

Мы продолжаем с вами работу над темой «Словообразование». Вспомнить, что мы уже знаем нам помогут вопросы, ответы на которые вы готовили дома.

  • Какие разделы лингвистики вы знаете?
  • Что изучает каждый раздел?
  • С каким разделом лингвистики мы познакомились на прошлом уроке? Что изучает этот раздел?
  • Как (с помощью чего) образуются новые слова?
Записывается на доске тема урока, кратко формулируются цели.

(Слайд 2)

Учитель: Давайте рассмотрим эти слова. Есть ли слова, значение которых вам непонятно? (Если требуется, объясняю значение слов).

– Что объединяет все эти слова? Как их можно назвать?

– Одинаковое или нет лексическое значение этих слов?

– Что изменяет лексическое значение каждого слова? (Выделяем морфему и определяем ее значение).

– Как вы думаете, от какого слова, с помощью какой морфемы образовалось данное слово?

(Слайды 3-6) По мере разбора слов схема приобретает полный вид.

Учитель: Теперь откройте учебник на стр. 4-5 и прочитайте теоретический материал § 37. Прочитайте пункт первый (далее, второй, третий, четвертый) и ответьте на вопросы:

– Для чего нужен раздел лингвистики «Словообразование»?

– С помощью чего могут образовываться слова?

– Какой способ образования слов называется приставочным?

– Какой способ образования слов называется суффиксальным?

– Какой способ образования слов называется сложением?

– Что есть в учебнике, а на схеме этого нет? О чем мы еще не сказали?

Ваше домашнее задание: упр. 575

Учитель: Все слова языка используются в речи. Давайте прочитаем текст, который есть у каждого из вас.

БЕРЕЗА

Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево. В ней есть все: и бабий ситцевый платок, и русская печь, и половик, и курочка ряба.

Всматриваешься в березовый лес и вспоминаешь трудовые крестьянские руки, делающие любую тяжелую работу…

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, приподнимаются к небу, напоминают девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз…

Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство. И в душе любовно обнимешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

(По Н. Жукову)

Учитель:

– О чем этот текст? Какова его тема?

– А основная мысль?

– Каков тип речи? Докажите.

– Какую картину мы видим, читая текст?

(Слайд 7)

Действительно, удивительное дерево – береза! Как много оно значит для русского человека.

– Определите способ образования слов: березки, березовый, приподнимаются,

светлоокую.

– Какова роль словообразования в языке?

– Сколько абзацев, или микротем (этот термин нам пока незнаком, но скоро мы узнаем его) в тексте?

– Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце текста.

Учитель: Переверните листочки. Я диктую вам эти предложения, а вы их записываете.

БЕРЕЗА

Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево. В ней есть все: и бабий ситцевый платок, и русская печь, и половик, и курочка ряба.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность.

Поставьте друг другу отметки.

Подведение итогов урока.

Е. Е. Земскова, МБОУ СОШ № 13, г. Королёв, Московская область

Метки: Русский язык