Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 47-48. Тема. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 47-48. Тема. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
1.
Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический I разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Зависевший, умывшись, подействовав, играя. {Зависевший – причастие, остальные слова – деепричастия. ) Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. {Углубляясь – деепричастие несовершенного вида, остальные -; совершенного вида. )
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала:
– Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.
– Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
– Назовите наречные признаки деепричастия.
– Какова синтаксическая роль деепричастия?
2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение
;' видов деепричастий.
[ III. Объяснение темы «Деепричастный оборот»
1. Слово учителя.
При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное – правильно определить его границы.
Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения – обстоятельство.
2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
(Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро». )
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 162: комментированное письмо.
2. Упражнение 163: устный разбор.
Комментарий. Тип речи – рассуждение. Стиль текста – научный.
Дополнительный вопрос:
– Какая наука изучает действие силы? (Физика. )
Примерный вопросный план текста:
I. От чего зависит результат действия силы?
II. Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?
III. Что называется давлением?
IV. Как определить величину давления?
3. Упражнение 164: самостоятельная работа.
Домашнее задание
1. §27.
Упражнение 165.
2.
Цели: закрепить умение находить деепричастный оборот в предложении; показать роль деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; активизировать самостоятельную работу учеников.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы.
– Что такое деепричастный оборот?
– Что общего у деепричастного оборота с причастным?
– Каким членом предложения является деепричастный оборот?
2. Упражнение 165: взаимопроверка; в это время на доске выполняются схемы предложений.
II. Практическое задание
В предложениях, записанных на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Выполняется на доске и в тетрадях. )
1) (Не, ни) останавливаясь он (з, с)делал мне знак и(д, т}ти следом. (В. Пелевин. )
2) Любой лаб. . . ринт можно пройти всё время пов. . . рач. . . вая (на)прав. . . (В. Пелевин. )
Комментарий. В первом предложении – опережающая орфограмма: не с деепричастиями. Предложим ученикам порассуждать, слитно или раздельно пишется деепричастие с не.
Во втором предложении важно правильно (по смыслу) определить границы деепричастного оборота: он начинается с зависимого от деепричастия слова.
1) Не останавливаясь, он сделал мне знак идти следом.
2) Любой лабиринт можно пройти, всё время поворачивая на-щправо.
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 167: устно.
Упражнение 166: комментированное письмо. Необходимо со-– поставить предложения с однокоренными словами – с причастием Ви деепричастием: как меняется смысл предложений? Определим вид причастий и деепричастий.
3. Конструирование предложений.
Упражнение 168: обсуждаем варианты предложений, сконструированных по данным схемам, лучшие записываем на доске и в тетради.
4. Роль деепричастных конструкций в предложении.
Упражнение 169: обсуждение вопросов, письменное выполнение по вариантам (1-й вариант – предложения под цифрами Ни 2, 2-й вариант – под цифрами 3 и 4) с последующей взаимо– проверкой.
Домашнее задание
1. §27.
2. Выписать из художественных произведений пять предложений с деепричастными конструкциями, сделать синтаксический разбор.
Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва
Метки: Русский язык