Тема урока: «Не с прилагательными», 6 класс
Тема урока: «Не с прилагательными», 6 класс
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, проектор, презентация, таблица, карточки.
Цели:
Обучающая:
- Познакомить учащихся с правилом написания нес прилагательными.
- Сформировать знания условий выбора написания нес именами прилагательными, умение правильно применять правило написания нес именами прилагательными.
Развивающая:
- Обогащать словарный запас, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
- Совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников.
- Умение работать в парах и индивидуально.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Методический комментарий: Данный урок проводится по методическому комплексу Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова.
Ход урока
Приветствие, информация о количестве отсутствующих. Запись темы урока в рабочую тетрадь. Целью на данном этапе является настрой учащихся на урок, предполагающий изучение новой темы в большом разделе русского языка «Морфология». |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя | Примечание |
Оценивают свою готовность, настрой на работу. |
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех сегодня в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Многое сможете узнать Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» |
Слайд 1 |
Целью на данном этапе является повторение написания не с разными частями речи. Контроль каждого учащегося в устной форме. |
||
Работают в парах. Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, предъявляют результат. В словах (не)брежный, (не)веселый. Прилагательное. Отвечают на вопросы. Запись числа и темы урока в рабочую тетрадь. |
Учитель организует деятельность обучающихся по актуализации знаний о написании не с глаголами и с существительными. Посмотрите внимательно на слова, написанные на экране, и объясните правописание слов. Þ (не)настье; Þ (не)друг, а враг; Þ (не)невидеть Þ (не)брежный; Þ (не)решительность; Þ (не)правда; Þ (не)годование; Þ (не)веселый; Þ (не) работает. Обобщение по вопросам:
– с существительными? – с глаголами? 2. В каких случаях не пишется раздельно – с существительными? – с глаголами? В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы? А данные слова являются какой частью речи? А почему вы испытали затруднения в данных словах? Тема нашего урока «Правописание не с прилагательными». Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске. 1) Познакомиться с_____ 2) Научиться __________ |
Слайд 2 Слайд 3 |
|
||
1 учащийся работает у доски, заполняя таблицу, остальные в тетрадях. |
Учитель организует ситуацию решения учебной задачи, поиска теоретического основания.
(Не) настье застало нас в дороге. Он сказал (не)правду. Его называют (не) поседой. В его движениях была видна (не)решительность, а робость. (Не)ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. (Не)воля – самое большое (не)счастье.
|
Слайд 4 |
ТАБЛИЦА
Существительное | |
слитно | раздельно |
Ненастье | Не решительность, а робость |
Непоседой | Не ловкость, а расчет |
Неволя | |
Несчастье | |
Неправду |
Написание не с прилагательными соответствует правилу не с существительными. ничуть не, совсем не, далеко не, нисколько не – с именами прилагательными пишутся раздельно. Данное правило также распространяется и на краткие прилагательные. Работа в парах |
Ненастье– ненастный Непоседой– непоседливый Неволя– невольный Несчастье – несчастный Неправду– неправдивый Не решительность, а робость – не решительный, а робкий. Не ловкость, а расчет – не ловкий, а расчетливый. Сформулируйте правило написания не с прилагательными. Учащимся предлагаются следующие словосочетания, необходимо определить написание не сданными прилагательными: совсем не глубокая река далеко не удачный ответ ничуть не интересный рассказ вовсе не широкая дорога Проверим правильность выводов по учебнику, о чем мы вообще не говорили? Составить памятку написания не с прилагательными. Давайте с вами посмотрим, какая у вас должна была получиться таблица в тетрадях Не слитно 1. Если прилагательное не употребляется без не; 2. Если прилагательное можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением. Не раздельно 1. Если есть противопоставление с союзом а; 2. Если есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не и др. |
Слайд 5 |
||||||
4. Закрепление учебного материала Учащимся предлагается выполнить несколько заданий, заключающих в себе самостоятельную работу, работу у доски, тестовую работу. Целью данного этапа является систематизация полученных знаний и навыков правописания не с прилагательными. Применение новых знаний в учебной деятельности. |
||||||||
Работа по учебнику (упражнение 305), с комментированием. Работа у доски, выполняют предложенное контрольное задание Оценивают результаты. Письменная самостоятельная работа с последующей проверкой (упр. 308) |
Учитель организует деятельность обучающихся по первичному закреплению новых знаний о написании не с прилагательными. (Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не) Учитель предлагает выполнить контрольное задание, оценить результаты. (В один столбик выпишите прилагательные с приставкой не, в другой – прилагательные, которые без не не употребляются) Невежливый, нездоровый, невесёлый, недружелюбный, невнимательный, неглупый, небрежный, неприятный, нерешительный, неуклюжий, непослушный. Составьте три словосочетания с любым прилагательным.
(Списать, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания) Проверяем. |
|||||||
5. Обобщение изученного материала, задание на дом. Учащиеся делают выводы. Задание на дом даётся в форме упражнения по карточкам |
||||||||
Учащиеся делают выводы, устно. Участвуют в диалоге с учителем. Самостоятельно, сверяют результаты с ответами на слайде. Оценивают работу. Делают выбор задания и записывают его в дневнике. |
Учитель организует диалог, позволяющий обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения. Итак, какова была наша цель? Добились ли мы поставленной цели, давайте расскажем, что мы сегодня узнали о правописании не с прилагательными? Задание. Кодовый диктант: 1. Некрасивый поступок. 2. Неряшливый вид. 3. Неглубокая речонка. 4. Неглубокий, но рыбный пруд. 5. Не широкая, а узкая канава. 6. Невысокий кустарник. 7. Небрежный почерк. 8. Недорогой, но красивый платок. 9. Необыкновенный. 10. Не сильный, а слабый. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 с с с с р с с с с р Ребята, на столе у каждого из вас лежат по три кружка разного цвета. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. (на белый лист бумаги наклеиваем цветной кружок)
Домашнее задание: На усмотрение учителя ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК |
Слайд 6 Слайд 7 |
||||||
Н. П. Васильченко, МКОУ "Первоалейская СОШ", п. Алейский, Алтайский край
Метки: Русский язык