Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока по риторике «Деловая речь и компьютер»; 9 класс

Конспект урока по риторике «Деловая речь и компьютер»; 9 класс

Цель урока: углубить знания учащихся о речевых жанрах делового стиля, показать возможности компьютера для составления деловых писем и бумаг.

Задачи урока:

Образовательные:

– расширить представления школьников о речевых жанрах делового стиля;

– закрепить умения учащихся работать с текстом.

Воспитательные:

– содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища;

– воспитывать интерес к электронным ресурсам компьютера.

Развивающие:

– способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

– содействовать развитию логического мышления школьников.

Коммуникативные:

– установить контакт со слушателями благодаря продуманному «слову учителя»;

– вовлечь учащихся в учебный диалог путем организации на уроке беседы.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I. Организационный

момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

– Откройте рабочие тетради, запишите в них дату, вид работы «Классная работа» и тему сегодняшнего урока «Деловая речь и компьютер».

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи в тетрадях учащихся:

Классная работа

Деловая речь и компьютер

Записать на доске дату, вид работы, тему урока

II. Орфоэпическая разминка

III.

Подведение итогов

IV.

Домашнее задание

Метод: слово учителя

Прием: вводное слово учителя

– На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что деловая переписка во всем мире стандартизируется. Сегодня мы узнаем, как в деловой переписке используется компьютер. Мы дадим определение документу и укажем, какие основные требования к нему предъявляются. Но прежде проведем небольшую игру «Найдите третье лишнее», проверим ваши орфоэпические знания.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

– Будьте внимательны. Сейчас я буду диктовать группы слов, ваша задача – выбрать из каждой группы слово с правильно поставленным ударением, т. е. «найти третье лишнее». Работу выполняем на листочках. Приступаем.

Прием: чтение языкового материала

Языковой материал:

1) форзАц, звонИт, феномЕн;

2) углублЕнный, углУбить, красивЕе;

3) щАвель, свЕкла; мАстерски;

4) бАловать, баловАл, бАлую;

5) тОрты, дОговор, воротА.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

– Кто закончил выполнять задание, передайте листочки на первую парту, я пройду собиру.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

– Итак, переходим к изучению темы сегодняшнего урока. Давайте попытаемся дать определение слову документ. Какие толкования этого слова вы знаете?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

– Если иметь в виду точное толкование слова документ, то это любой письменный текст, имеющий юридическую (правовую) значимость. Запишите это определение.

Прием: эвристическая беседа

– А теперь остановимся на основных требованиях к документу. Сформулировать их нам поможет диалог героев на 264-й странице учебника. Давайте прочитаем его.

Прием: чтение языкового материала

Языковой материал: см. Риторика: 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : «Баласс» «С-инфо», 2004. – 272 с.

– Какие требования вы можете назвать?

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

– Скажите:

  • Являются ли письма декабриста из ссылки или письма вашего дедушки с фронта документами?
  • Приведите примеры документов, удостоверяющих личность
Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

– Переходим к практике. Упр. 334-ое на 265-ой странице учебника. Ваша задача – определить тип представленного речевого жанра делового стиля по данным фрагментам текстов. Работаем по группам: 1 ряд – 1,2,3 тексты, 2 ряд– 4,5,6 тексты. Каждый представитель выступит с ответом. Приступаем.

– Каких информационных элементов не хватает в документах?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

– Таким образом, документ – это важная часть деловой переписки, делового этикета. Необходимо соблюдать требования при составлении деловых бумаг.

Вопрос для обсуждения:

Скажите, какую роль тогда играет компьютер в деловой сфере?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

– Итак, мы назвали основные удобства применения компьютера в деловой сфере, дали определение документу, рассмотрели основные требования к деловым бумагам.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

– Откройте теперь ваши дневники и запишите домашнее задание: ваша задача – составить и напечатать на компьютере объяснительную записку директору, учитывая требования при составлении деловых бумаг. Примеры мы с вами сегодня разбирали. Вы все сегодня хорошо поработали, оценки за урок получают… Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Примерный образец записи на листочках учащихся:

1) звонИт,

2) углублЕнный,

3) свЕкла;

4) баловАл;

5) тОрт

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец устного ответа ученика:

Документ – это:

  1. Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо.
  2. Письменное удостоверение, подтверждающее личность предъявителя.
  3. Письменный акт, грамота, рисунок, какое-либо произведение, имеющее значение исторического свидетельства.

Образец записи в тетрадях учащихся:

Документ – это любой письменный текст, имеющий юридическую (правовую) значимость.

Образец устного ответа ученика:

  1. достоверность и объективность;
  2. точность, исключающая двоякое понимание текста;
  3. максимальная краткость и лаконизм формулировок;
  4. нейтральный тон изложения;
  5. юридическая безупречность;
  6. стандартизация языка, использование особых клише;
  7. соответствие нормам делового этикета (выбор устойчивых форм обращения к собеседнику).

Образец устного ответа ученика:

  • Да, это исторические документы.
  • Паспорт, студенческий билет, водительские права и др.

Образец устного ответа ученика:

1. расписка;

2. доверенность;

3. отчет;

4. объяснительная записка;

5. протокол;

6. заявление.

Название, данные паспорта, адресант, дата, подпись.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец устного ответа ученика:

1. При помощи компьютерной программы «текстовый редактор» можно создавать разные документы.

2. Можно создавать документы, используя различные шрифты.

3. Автоматическая нумерация документов.

4. При помощи компьютерной программы можно редактировать текст, заменять его.

5. Компьютерная программа обнаруживает и исправляет некоторые орфографические ошибки.

6. Деловые бумаги могут храниться в памяти компьютера и их легко изменять для конкретного случая.

7. Экономия времени и сил.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Запись домашнего задания

Методическое обоснование урока:

Данный урок проводиться в системе уроков риторики в 9 классе. Это занятие нацелено на углубление знаний учащихся о речевых жанрах делового стиля. Предполагаетсяпоказать возможности компьютера для составления деловых писем и бумаг.

Урок будет включать как устную работу (репродуктивная, эвристическая беседы), так и письменную (орфоэпическая разминка «Найдите третье лишнее», работа по группам).

Метки: Русский язык