Метод мини-сочинения на заданную тему
Метод мини-сочинения на заданную тему
Направленность |
Русский язык | Количество | 25-30 | Возраст детей | 10-15 | |
Тип | Урок-исследование | Место проведения | Класс | |||
Задачи | Анализ собственных сочинений с целью выявления признаков связности и целостности | |||||
Результат | Данная методика позволяет детям научиться создавать целостные и связанные тексты. | |||||
Ресурсы | Тексты сочинений. | |||||
Не секрет, что создание полноценных, связанных текстов является проблемой для многих учеников младшего, среднего, а часто – и старшего звена. Методика мини-сочинения на заданную тему позволяет эффективно решать вопросы связности и целостности текста путем анализа собственных сочинений по некоторым критериям. Небольшой объем сочинения позволяет не запутаться в логике рассуждения (описания или повествования) и более наглядно проследить грамматическую и смысловую связь в тексте. Данный эксперимент был проведен среди учеников шестых классов. Тема сочинения: «Если бы я был свободен». Полученный материал не только послужил объектом анализа самих школьников, но и в обобщенном виде позволил учителю-предметнику основание судить об уровне психолингвистической компетенции учащихся (в частности, о степени сформированности механизма внутреннего программирования, понимания речевых произведений). Написанные сочинения не превышают объема 15 предложений. В рамках данного объема ученик самостоятельно проводят анализ формальной грамматической связности и смысловой целостности созданных текстов. Критерии анализа могут быть выбраны в учителем, но можно выделить наиболее общие из них (описанные В. И. Карасик) : – конститутивные признаки текста – жанрово-стилистические признаки – содержательные – формально-структурные. Анализ формально-грамматических признаков сочинений моих ребят показал, что ученики способны сформировать целостное, композиционно завершенное речевое произведение, в рамках которого все предложения связаны с предыдущим контекстом. Кроме того, наличие аналитической формулировки ядерного смысла будущего текста (т. н. инициальной фразы или экспликации замысла) в текстах свидетельствует о намечаемой общей теме создаваемого дискурса.
|
||||||
Метки: Русский язык