Чудо-закладка
Чудо-закладка
Тема | Имя собственное | |
Цель темы
|
Научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные | |
Планируемый результат | Знать, уметь различать и правильно писать имена собственные и нарицательные | |
Основные понятия | Понятия: – имя существительное (без определения); – имя собственное; – имя нарицательное; – многозначные слова, омонимы (без определения); – правила правописания имен собственных. |
|
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир | |
Ресурсы: – основные – дополнительные |
Учебник «Русский язык», ч. 1, Рабочая тетрадь № 1 Тема: «Имя собственное» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал |
|
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах |
Технологическая карта изучения темы «Имя собственное».
Технология проведения
|
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
|
Диагностирующие задания каждого этапа
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Iэтап. Работа со словами, имеющими разные значения. Цель – актуализировать знания о словах, имеющих разные значения.
|
Iэтап. Работа со словами, имеющими разные значения. Задание 1. Прочитай слова и назови их значения: коса, роза. Коса – волосы, орудие труда, отмель (Слово «коса» одинаково произносится и пишется, но имеет разное значение). Роза – цветущее растение, женское имя (Слово «роза» одинаково произносится, но имеет разное значение и написание).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными. Цель – установить различие по принадлежности имен существительных: собственных и нарицательных.
|
II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными. Задание 1. Первоклассник. Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Владимире по улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ними бежит собака Дружок. В классе Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку «Репка». Задания к тексту: 1. Прочитай текст. 2. Подчеркни слова, которые пишутся с заглавной буквы, но не являются началом предложения. 3. Работа со словосочетаниями, в результате которой дети знакомятся со словами – названиями и именами собственными и формулируют правило вместе с учителем о правописании имён собственных. первоклассник Вова Макаров город Владимир улица Лесная друг Юра учительница Ольга Михайловна сказка «Репка» собака Дружок 4. Школьники сравнивают свой вариант правила с текстом правила в учебнике в рубрике «Узелки на память». Задание 2. Учебник, ч. 1, урок 7, задание № 5. Задание к тексту: – беседа по картинке; – подбери каждому ребёнку имя. Задание 3. Рабочая тетрадь, задание № 1. При выполнении этого задания дать образец записи первого имени «Ася» в единственном числе. Задание 4. Рабочая тетрадь, задание № 2. Задание 5. Учебник «Русский язык», уроки 9-10, задания № 1,2,3,4.
|
II этап. Работа с именами существительными: собственными и нарицательными. Рабочая тетрадь, задание № 3. 1. Прочитайте текст «Моя семья», назовите имена и отчества родителей Игоря Свиридова. 2. Можно ли, прочитав текст, определить отчество Игоря? (Игорь Иванович). 3. Выпишите из текста «Моя семья» имена и отчества родителей Игоря Свиридова. 4. Запишите имя и отчество мальчика. Познавательные УУД – логические действия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IIIэтап. Виды собственных имен существительных. Цель – познакомить с видами имён собственных; – учить различать, употреблять в речи и правильно писать имена существительные: собственные и нарицательные.
|
III этап. Виды собственных имен существительных. Задание 1. – Прочитай слова левого столбика. – Прочитай слова, обозначающие названия детей (мальчик, девочка). – Прочитай слова, обозначающие названия животных (собака, корова). – Прочитай слова, обозначающие названия городов и улиц. – Прочитай слова, обозначающие названия профессий (учитель, директор). – Прочитай слово, обозначающее название литературного произведения. девочка Альма мальчик Иван Степанович собака Лесная корова Ольга Михайловна город Зорька улица Аня учитель Москва врач Колобок сказка Игорь – Прочитай слова правого столбика. – Подбери каждому названию соответствующее имя собственное. Рекомендации учителю: для выполнения задания удобнее, если все карточки со словами крепятся к доске магнитами и при выполнении задания передвигаются и группируются. Задание 2. Рабочая тетрадь, задание № 6. – Прочитай имена людей парами. – Можно ли считать, что в каждой паре записано одно и то же имя? – Запиши только полные имена людей. Задание 3. Рабочая тетрадь, задание № 5. – Прочитай клички животных. – Выбери клички для кота или кошки. – Выбери клички для собаки. – Запиши две клички для кота и кошки. – Запиши две клички для собаки. Задание 4. Рабочая тетрадь, задание № 14. Задание 5. Закончи предложения: Школьникам делает прививку врач ______________________________. В школе работает учительница _________________________________. Слова для справок: Мария, Валерий Петрович, сестра, Дружок, Степа, зайчик, Дымка, Роза Макаровна. Задание 6. Учебник, урок 8, задание 3.
|
III этап. Виды собственных имен существительных. Задание. 1. Прочитайте текст и слова для справок. 2. Впишите в текст подходящие по смыслу имена собственные. 3. Напишите название текста.
_________________________
Летом _______ ________ отдыхает у бабушки. Её зовут ______ _______. Они живут в поселке _________на берегу озера ________. Дом охраняет собака _________. Слова для справок: Петров, Мария Ивановна, Горки, Дружок, Нина, Лесное, Гришина, Иван Васильевич. Общеучебные УУД.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IVэтап. Образование имён собственных от нарицательных. Цель – учить образованию имен собственных от нарицательных. |
IVэтап. Образование имён собственных от нарицательных. Задание 1. – Прочитай текст. Летний отдых. Летом Нина Гришина отдыхает у бабушки. Её зовут Мария Ивановна. Они живут в поселке Горки на берегу озера Лесное. Дом охраняет собака Дружок. – Подчеркни слова, которые имеют несколько значений (Горки, Лесное, Дружок). – Объясни значения каждого слова (Горки – название посёлка, горки – возвышенности на местности; Лесное – название озера, лесное – признак предмета, лесное хозяйство; Дружок – кличка животного, дружок – ласковое название друга). Вывод: слова, обозначающие названия и признаки предметов, могут становиться именами собственными. Задание 2. Учебник, урок 7, задание № 4. Задание 3. Рабочая тетрадь, задание № 7. Задание 4. Рабочая тетрадь, задание № 4. Задание 5. Образуй и запиши фамилии: 1. От имени человека ( Иван – Иванов; Пётр – …; … – …). 2. От названия профессии ( портной – Портнов; кузнец – …; … – …). 3. От названия животного (заяц – Зайцев; мышка – …; … – …). Материал для учителя:Сергей – Сергеев; водолаз – Водолазов, медведь – Медведев. Задание 6* Прочитай слова, образуй и запиши имена собственные.
Информация для учителя:
Задание 7** (познавательное задание). Верите ли вы, что в России есть город Зима? Верите ли вы, что в России есть река Мама?
|
IV этап. Образование имён собственных от нарицательных. Задание. Подумай и напиши имена собственные, которые начинаются на букву «М»: – Имя – М______________ – Фамилия – М____________ – Название города – М_____________ – Кличка животного – М_____________ Познавательные УУД – логические действия.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Vэтап. Правописание собственных имен существительных. Цель – формировать умение правописания имен собственных и нарицательных. |
V этап. Правописание собственных имен существительных. Учебник: урок 7, задания № 1,2,3; урок 8, задания № 1,2; уроки 9-10, задания № 5 (только текст Ушинского). Рабочая тетрадь: задания № 8, 11,13. Творческое задание: написать записку учителю, опираясь на образец.
Ольга Ивановна! Я хочу решить пример у доски. Сергей.
|
V этап. Правописание собственных имен существительных. Задание. Миша Комаров прочитал книжку «Каникулы в простоквашино». Ему понравились дядя Федор и кот матроскин. – Прочитай текст. – Подчеркни имена собственные. Исправь ошибки, обоснуй свой выбор. Познавательные УУД – постановка и решение проблемы. |
Контролирующее задание
Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка). |
Диктант. У Антона и Маши Ивановых живёт кот Пушок. Пушок любит катать мяч. Дети часто играют с котом. Задания: 1. Подчеркните имена собственные. 2. Поставьте знак «+» над словом, которое обозначает фамилию человека.
|
Результат и его оценка
|
– Умение различать, употреблять в речи, грамотно писать имена собственные и нарицательные. – Применение полученных знаний в практическом задании (в форме записки). |
Метки: Русский язык