Звездный час по разделу "Виды сложных предложений"
Звездный час по разделу "Виды сложных предложений"
Направленность | Русский язык, виды СП. | Количество | 29 учеников | Возраст детей | 15 лет, 9 класс |
|
Тип | Урок-турнир | Место проведения | Класс | |||
Задачи | Развивать умение работать с практическим материалом разного вида, закрепить понятие о смысловых отношениях между частями предложения, умение правильно ставить знаки препинания в СП. Развивать интерес к языку. Воспитывать любовь к родной земле. |
|||||
Результат | Учащиеся четко должны знать строение СП, смысловые отношения между частями ССП и СПП,уметь расставлять и объяснять знаки препинания в предложениях, уметь правильно писать(орфография и пунктуация) и говорить(развитие речи). | |||||
Ресурсы | Мультимедийное устройство, аудио и видеокассеты, портреты башкирских писателей: М. Карима, Х. Давлетшиной,Б. Бикбая,композитора Х. Ахметова,сигнальные и дидактические карточки. | |||||
Нестандартный урок Вид урока. Урок – турнир. Цели урока: 1. Образовательная – развивать умение работать с практическим материалом разного вида, закрепить понятие о смысловых отношениях между частями предложения, умение правильно ставить знаки препинания в СП. 2. Развивающая – развитие интереса к языку 3. Воспитательная – воспитывать любовь к родной земле. Оборудование. Мультимедийное устройство,аудиокассета,портреты башкирских писателей: М. Карима,Х. Давлетшиной,Б. Бик Бая,портрет композитора Х. Ахметова, видеокассета о его творчестве. Пояснительная На предыдущем уроке учащиеся получили задание: составить небольшой рассказ на 3-5 минут о башкир. записка. писателях, используя СП разных видов. 1 команда – о М Кариме, 2 команда – о Х. Давлетшиной, 3 команда - о Б. Бикбае. Межпредметные Культура Башкортостана, 9кл. , История Башкортостана в произведениях художественной литературы, связи. Музыкальная культура. Ход урока. I. Организационный момент. Учитель знакомит учащихся с темой, видом, целями урока. Звучит музыка. Команды (по 5 человек), жюри занимают свои места. Команды приветствуют друг друга. Учитель выполняет роль ведущего. 10 чел. – группа поддержки. Участники команд могут воспользоваться помощью группы(1 раз в тур) 3 раза. II. Турнир «Звездный час» I тур 1 конкурс Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их расстановку. Вечером, перед закатом солнца, сидел он над прудом; широкое пространство вод отражало в себе чистое поле, и наш ребенок задумался…Теперь он совершенно уверился, что любимое его облачко имело женский образ; другое облако также он разглядел лучше: оно имело вид грозного старика с длинною бородою, с нахмуренными бровями; и то и другое облако, достигнув края небес, скрылись одно за другим. 2 конкурс Придумайте начала и запишите полученные предложения, определите вид СП. А. …, что чуть не упал в воду. Б. …, будто долго жила в Англии. В. …, и вы почувствуете прилив сил. 3 конкурс Продолжите ССП так, чтобы их можно было бы использовать при проведении диспутов. Укажите вид придаточных. Докажите, что… Исходя из ваших слов, можно сделать вывод,… Я никак не могу согласиться с тем, как… II тур 1 конкурс Расставить знаки препинания и объяснить смысл предложения. Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми ее признаками светом жгучестью горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня. 2 конкурс В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Знаете ли вы их? Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словами голова, глаз, глаза в следующие тексты. Слово голова в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он … … , а про сообразительного – … … . Голова бывает какая-то – например, … …(у растяпы), … …(у того, кто вечно все забывает), … … (это когда она болит и напрочь отказывается соображать), … … (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат). Глаза бывают разные. У колдунов – … … (или … … ) глаз, таким и … … недолго. … … глазом мелкие предметы видны лучше, чем … …, – ведь речь идет о глазе, снабженном каким-нибудь оптическим прибором (очками, лупой, микроскопом). Глаза у ревизоров (то есть тех людей, которые проверяют, контролируют чью-либо деятельность) – объект особый. Их стараются … … – иными словами, контролеров пытаются обмануть, ввести в заблуждение. Им всячески … … в глаза, убирают с … … доказательства неблагополучного хода дел. Могут для … … и взятку дать. Если все удается, то проверяющие могут … … глаза на все недостатки, то есть сделать вид, что их просто нет. Голова может что-то делать – … … или … … (если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), … … (обычно это происходит с человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки). Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову … … , значит, дела его плохи и он отчаялся в конец. … … тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, … …. Можно голову и вовсе … …, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову … …, если вам никак не хотят верить. Если человек смел, то он не будет бояться высказывать свое мнение кому-то … …,то есть в его присутствии. Критика … …– в отсутствие того, о ком говорят, – это уже никакая не доблесть, а скорее проявление трусости. Голова – это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как … …. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его … …. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой … …! В глазах может … …, … …, … … – признак какого-то неблагополучия, физической усталости. От крайнего изумления глаза могут … …, стать … …. 3 конкурс Игра «Собери стихотворение» Командам даются карточки с разбитым текстом. Надо выслушать тексты, составленные учащимися, затем показать на экране текст Лермонтова. Найти и определить виды СП. («Нищий», «Молитва», «Нет, я не Байрон») III тур 1 конкурс Перед классом портреты башкирских писателей. Учащиеся называют их и читают свои сообщения о писателях на 3-5 минут, используя как можно больше сложных предложений разных видов. 2 конкурс Каждая команда получает по карточке с текстом. Задание на экране: – Угадайте из какого произведения эти строки? Кто их автор? – Найдите ошибки в постановке знаков препинания, исправьте их. Подумаешь любовь! На сердце снизойдет как наважденье И род своей проделке сатана. Все беды от любви и все грехи. Поверь мой сын что одинокий всадник Не может с целым войском воевать. Обычай предков это войско рода На милость сдаться следует ему…
Прощай земля родимого становья Прощай гнездовье сердца навсегда… Хоть боль моя неизгладимей шрама В последний час я позову тебя. (М. Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения») 3 конкурс На экране отрывок из статьи, опубликованной в 60-е годы в республиканской газете. « Их взаимные чувства выраже…ые в любовной ари… . …, прониза…ы светлым радос…ным чу…ством и в л…рическом дует… героев. Он рисует образ с…астья красота музыки оч…ровавшей до безумия подчеркивает красоту дучовного мира наших молодых … ». – Угадайте, о какой опере эти строки? Кто автор оперы? – Вставьте пропущенные буквы и слова, расставьте знаки препинания. – Определите вид СП, объясните знаки препинания в них. III. Подведение итогов. Обобщение. Учащиеся перечисляют основные сведения о сложных предложениях, смысловые отличия ССП, СПП, СБП, повторенные орфограммы. Жюри подсчитывает общее количество баллов и объявляет победителя. – Ребята, Башкортостан – это наша Родина. Нам нужно знать ее прошлое, настоящее и вершить счастливое будущее . Домашнее задание: сочинение на одну из тем: «Моя малая Родина», «Путешествия по родному краю», «Достопримечательности моего родного края» или предложенных самими учащимися. Литература. 1. Литература. Учебник, 9 класс. В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин 2. Культура Башкортостана, 9 класс. С. А. Галин, Г. С. Галина 3. Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября», №40 1998; №11 1999 4. Журнал «Учитель Башкортостана», №2 2007
|
||||||
Метки: Русский язык