Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Звездный час по разделу "Виды сложных предложений"

Звездный час по разделу "Виды сложных предложений"

Направленность

Русский язык, виды СП.

Количество

29 учеников

Возраст детей

15 лет,

9 класс

Тип

Урок-турнир

Место проведения

Класс

Задачи

Развивать умение работать с практическим материалом разного вида, закрепить понятие о смысловых отношениях между частями предложения, умение правильно ставить знаки препинания в СП.

Развивать интерес к языку.

Воспитывать любовь к родной земле.

Результат

Учащиеся четко должны знать строение СП, смысловые отношения между частями ССП и СПП,уметь расставлять и объяснять знаки препинания в предложениях, уметь правильно писать(орфография и пунктуация) и говорить(развитие речи).

Ресурсы

Мультимедийное устройство, аудио и видеокассеты, портреты башкирских писателей: М. Карима, Х. Давлетшиной,Б. Бикбая,композитора Х. Ахметова,сигнальные и дидактические карточки.

Нестандартный урок

Вид урока. Урок – турнир.

Цели урока: 1. Образовательная – развивать умение работать с практическим материалом разного вида, закрепить понятие о смысловых отношениях между частями предложения, умение правильно ставить знаки препинания в СП.

2. Развивающая – развитие интереса к языку

3. Воспитательная – воспитывать любовь к родной земле.

Оборудование. Мультимедийное устройство,аудиокассета,портреты башкирских писателей: М. Карима,Х. Давлетшиной,Б. Бик

Бая,портрет композитора Х. Ахметова, видеокассета о его творчестве.

Пояснительная На предыдущем уроке учащиеся получили задание: составить небольшой рассказ на 3-5 минут о башкир.

записка. писателях, используя СП разных видов. 1 команда – о М Кариме, 2 команда – о Х. Давлетшиной, 3 команда -

о Б. Бикбае.

Межпредметные Культура Башкортостана, 9кл. , История Башкортостана в произведениях художественной литературы,

связи. Музыкальная культура.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель знакомит учащихся с темой, видом, целями урока. Звучит музыка. Команды (по 5 человек), жюри занимают свои места. Команды приветствуют друг друга. Учитель выполняет роль ведущего. 10 чел. – группа поддержки. Участники команд могут воспользоваться помощью группы(1 раз в тур) 3 раза.

II. Турнир «Звездный час»

I тур

1 конкурс

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их расстановку.

Вечером, перед закатом солнца, сидел он над прудом; широкое пространство вод отражало в себе чистое поле, и наш ребенок задумался…Теперь он совершенно уверился, что любимое его облачко имело женский образ; другое облако также он разглядел лучше: оно имело вид грозного старика с длинною бородою, с нахмуренными бровями; и то и другое облако, достигнув края небес, скрылись одно за другим.

2 конкурс

Придумайте начала и запишите полученные предложения, определите вид СП.

А. …, что чуть не упал в воду.

Б. …, будто долго жила в Англии.

В. …, и вы почувствуете прилив сил.

3 конкурс

Продолжите ССП так, чтобы их можно было бы использовать при проведении диспутов. Укажите вид придаточных.

Докажите, что…

Исходя из ваших слов, можно сделать вывод,…

Я никак не могу согласиться с тем, как…

II тур

1 конкурс

Расставить знаки препинания и объяснить смысл предложения.

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми ее признаками светом жгучестью горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.

2 конкурс

В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Знаете ли вы их? Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словами голова, глаз, глаза в следующие тексты.

Слово голова в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он … … , а про сообразительного – … … .

Голова бывает какая-то – например, … …(у растяпы), … …(у того, кто вечно все забывает), … … (это когда она болит и напрочь отказывается соображать), … … (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат).

Глаза бывают разные. У колдунов – … … (или … … ) глаз, таким и … … недолго. … … глазом мелкие предметы видны лучше, чем … …, – ведь речь идет о глазе, снабженном каким-нибудь оптическим прибором (очками, лупой, микроскопом).

Глаза у ревизоров (то есть тех людей, которые проверяют, контролируют чью-либо деятельность) – объект особый. Их стараются … … – иными словами, контролеров пытаются обмануть, ввести в заблуждение. Им всячески … … в глаза, убирают с … … доказательства неблагополучного хода дел. Могут для … … и взятку дать. Если все удается, то проверяющие могут … … глаза на все недостатки, то есть сделать вид, что их просто нет.

Голова может что-то делать – … … или … … (если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), … … (обычно это происходит с человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).

Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову … … , значит, дела его плохи и он отчаялся в конец. … … тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, … …. Можно голову и вовсе … …, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову … …, если вам никак не хотят верить.

Если человек смел, то он не будет бояться высказывать свое мнение кому-то … …,то есть в его присутствии. Критика … …– в отсутствие того, о ком говорят, – это уже никакая не доблесть, а скорее проявление трусости.

Голова – это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как … …. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его … …. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой … …!

В глазах может … …, … …, … … – признак какого-то неблагополучия, физической усталости. От крайнего изумления глаза могут … …, стать … ….

3 конкурс

Игра «Собери стихотворение»

Командам даются карточки с разбитым текстом. Надо выслушать тексты, составленные учащимися, затем показать на экране текст Лермонтова. Найти и определить виды СП. («Нищий», «Молитва», «Нет, я не Байрон»)

III тур

1 конкурс

Перед классом портреты башкирских писателей. Учащиеся называют их и читают свои сообщения о писателях на 3-5 минут, используя как можно больше сложных предложений разных видов.

2 конкурс

Каждая команда получает по карточке с текстом.

Задание на экране:

– Угадайте из какого произведения эти строки? Кто их автор?

– Найдите ошибки в постановке знаков препинания, исправьте их.

Подумаешь любовь!

На сердце снизойдет как наважденье

И род своей проделке сатана.

Все беды от любви и все грехи.

Поверь мой сын что одинокий всадник

Не может с целым войском воевать.

Обычай предков это войско рода

На милость сдаться следует ему…

Прощай земля родимого становья

Прощай гнездовье сердца навсегда…

Хоть боль моя неизгладимей шрама

В последний час я позову тебя.

(М. Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения»)

3 конкурс

На экране отрывок из статьи, опубликованной в 60-е годы в республиканской газете.

« Их взаимные чувства выраже…ые в любовной ари… . …, прониза…ы светлым радос…ным чу…ством и в л…рическом дует… героев.

Он рисует образ с…астья красота музыки оч…ровавшей до безумия подчеркивает красоту дучовного мира наших молодых … ».

– Угадайте, о какой опере эти строки? Кто автор оперы?

– Вставьте пропущенные буквы и слова, расставьте знаки препинания.

– Определите вид СП, объясните знаки препинания в них.

III. Подведение итогов.

Обобщение. Учащиеся перечисляют основные сведения о сложных предложениях, смысловые отличия ССП, СПП, СБП, повторенные орфограммы.

Жюри подсчитывает общее количество баллов и объявляет победителя.

– Ребята, Башкортостан – это наша Родина. Нам нужно знать ее прошлое, настоящее и вершить счастливое будущее .

Домашнее задание: сочинение на одну из тем: «Моя малая Родина», «Путешествия по родному краю», «Достопримечательности моего родного края» или предложенных самими учащимися.

Литература.

1. Литература. Учебник, 9 класс. В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин

2. Культура Башкортостана, 9 класс. С. А. Галин, Г. С. Галина

3. Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября», №40 1998; №11 1999

4. Журнал «Учитель Башкортостана», №2 2007

Метки: Русский язык