Метод ассоциативного запоминания слов
Метод ассоциативного запоминания слов
Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика
1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.
2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе-ре-за.
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е. , б_е.
4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
– цвету;
– месту расположения;
– форме;
– звучанию;
– действию;
– вкусу;
– материалу;
– назначению;
– количеству
и т. д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Словарное слово
* береза – по цвету _бЕлая
* береза – кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:
б_Е. реза – б_Е. лая,
– гр_Е. бень (_Е. )
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е реза
л
а
я
6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
г_А. зета – бум_А. га,
к_А. рман – дыр_А. ,
д_И. рект_О. р – кр_И. к, р_О. т,
к_О. нцерт – н_О. та, д_О. , х_О. р,
з_А. вод – труб_А. ,
к_О. рабль – в_О. лны, б_О. цман, к_О. к,
ин_Е. й – б_Е. лый, сн_Е. г,
л_А. донь – л_А. па,
к_А. пуста – з_А. яц
к_А. рандаш – гр_А. нь, бум_А. га,
с_О. бака – хв_О. ст
Метки: Русский язык