Виды словарных диктантов
Виды словарных диктантов
В нашей работе над словарными словами используем такие виды диктантов:
• Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке словарное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
• Картинный диктант
o Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
o Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, проставляя знак ударения.
o Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно, записывают слово, являющееся названием изображённого предмета, выделяют в нём безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения
• Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)
o Учитель предлагает детям или карточки-картинки, или карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, или слова на слух и задания:
1. Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй – слова-названия растений.
2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О, а в третий – слова, в написании которых нужно запомнить гласную Е.
3. Выписать только слова из «словаря»:
«Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы, как на подбор!
На грядке сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом!»
Е. Трутнева.
• Диктант с использованием загадок.
• Диктант по памяти.
1. Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.
2. Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную Е.
• Диктант с комментированием.
o Учитель называет слово из «словаря» или однокоренные ему слова. Один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.
• Творческий диктант.
Заменить развёрнутое определение одним словом: человек, едущий на транспорте – пассажир; деревянный ящичек для ручек и карандашей – пенал и т. д.
Проверку выполнения провожу по-разному: взаимопроверка, сопровождать объяснением правильности написанного, с помощью сигнальных карточек.
Для работы с трудными словами использую так же минуты, отведённые на чистописание. При написании строчных букв использую слова типа: ветер, герой, народ, отец и т. д.
Метки: Русский язык