8 класс. Школьный этап . Всероссийская олимпиада
8 класс. Школьный этап . Всероссийская олимпиада
1 вопрос. Диалектные произносительные особенности.
В одном из говоров русского языка некоторые слова произносятся так: о[м:]а́н, хо́ло[н:]о, хво[с], о[м:]ерял. Напишите, как выглядят эти слова в литературном языке. Ка-кой процесс произошёл с ними в диалектах?
2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики).
Напишите правильно слово дребе(зж, сж, ж, жж)ащий. Объясните своё решение.
3 вопрос. Поиск этимологических связей слов.
Слова сегодня, спасибо, дотла, нет образовались путём сращения. Объясните, как в каждом конкретном случае происходило сращение.
4 вопрос. Определение устаревшего значения слова с помощью анализа контекста.
Сформулируйте и прокомментируйте значение выделенного слова: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие, ни в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторж-ника…» (А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»).
5 вопрос. Решение речевой проблемы на стыке грамматики и культуры речи.
Объясните иностранцу, как по-русски правильно сказать Брат с сестрой пришёл на каток или Брат с сестрой пришли на каток; Я с мамой пойду в магазин или Я с мамой пойдём в магазин.
6 вопрос. Словообразовательные цепочки и гнёзда.
Напишите словообразовательные цепочки, соединяющие слово таить со словами утаивание, затаённо, таинственность.
7 вопрос. Фразеология.
Подберите эквиваленты к образным выражениям, пришедшим в русский язык из Библии. Образец записи: 1Г, 2Б, 3В…
1) Ноев ковчег 2) Ждать как манны небесной
А) средство спасения А) терпеливо
Б) средство передвижения Б) равнодушно
В) средство связи В) с радостью
Г) средство лечения Г) с нетерпением
Ответ:………………
3) Не от мира сего 4) Посыпать пеплом главу
А) чуждающийся богатства А) глубоко печалиться
Б) чуждающийся реальности Б) много размышлять
В) бедный В) стремиться к чистоте
Г) глупый Г) маскироваться
Ответ:………………
8 вопрос. Задание на морфологию.
Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в рус-ском языке сохранились). Укажите это слово. Ответ обоснуйте.
9 вопрос. Задание на синтаксис.
Проанализируйте с точки зрения односоставности / двусоставности, полноты / не-полноты начало стихотворения К. Чуковского «Телефон»:
(1) У меня зазвонил телефон.
(2) – Кто говорит?
(3) – Слон.
(4) – Откуда?
(5) – От верблюда.
(6) – Что вам надо?
(7) – Шоколада.
10 вопрос. Задание на решение теоретико-лингвистической проблемы, по истории языкознания.
Из словаря какого типа взята следующая статья?
Тайное стало явным – о разоблачении скрываемых неблаговидных дел, фактов. Собств. – русск. Восходит к выражению из Евангелия: Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.
Метки: Русский язык