9 класс. Школьный этап. Всероссийская олимпиада
9 класс. Школьный этап. Всероссийская олимпиада
1 вопрос. Проверка знаний по орфоэпии.
В одной из книг по стилистике были приведены такие примеры к различным языковым явлениям:
1. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят – бегут и будят сонный брег, бегут и бле-щут и гласят…
2. Пора, пора, рога трубят…
3. Радиоузел, аудиоанестезия, плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга.
4. После всех мучительств мстить было её целью.
Напишите, как называются эти явления.
2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики).
Что на основании употребления заглавных букв можно сказать о значении слов Чешский Лес, Сахар, Солнце, Учитель?
3 вопрос. Поиск этимологических связей слов.
Напишите, есть ли исторически родственные слова в предложениях:
1. Приближался праздничный день.
2. Товарный состав шёл порожняком.
Обоснуйте свой ответ.
4 вопрос. Определение устаревшего значения слова с помощью анализа контекста.
Сформулируйте и прокомментируйте значение выделенного слова: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»).
5 вопрос. Решение речевой проблемы на стыке грамматики и культуры речи.
Объясните иностранцу, как по-русски правильно сказать, если речь идёт о лице мужского пола: наш забияка или наша забияка, наш знаменитость или наша знаменитость. Объясните своё решение.
6 вопрос. Исторические процессы, изменившие морфемную структуру слова.
Сделайте разбор данных слов с исторической и современной точки зрения: бельё, забыть, вкус, наречие, басня, удилище. Какой исторический процесс произошёл с морфемным составом слова радушный?
7 вопрос. Фразеология.
Докажите, что данные устойчивые обороты заимствованные: альтер эго, альма-матер, статус-кво, терра инкогнита. Каково их значение?
8 вопрос. Задание на морфологию.
Найдите среди данных слов глаголы 2 спряжения: бороться, вылететь, расхотеть, отдышаться, спать. Ответ обоснуйте.
9 вопрос. Задание на синтаксис.
Найдите среди данных предложений сложные:
1) Первый тост был выпит, как читатели, может быть, и сами догадаются, за здоровье но-вого херсонского помещика.
2) Нет здесь никаких грибов, и мы снова возвращаемся домой с пустыми лукошками.
3) Живу где придётся.
4) Князь Василий говорил всегда лениво, как актёр говорит роль старой пьесы.
Объясните своё решение.
10 вопрос. Задание на решение теоретико-лингвистической проблемы, по истории языкознания.
Выберите из данного списка фамилию учёного, разработавшего теорию, которая легла в основу стилистической дифференциации русского литературного языка: А. Х. Востоков, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Реформатский. Как кратко принято называть эту теорию? В какой работе учёного она описана?
Метки: Русский язык