10 класс. Школьный этап. Всероссийская олимпиада
10 класс. Школьный этап. Всероссийская олимпиада
1 вопрос. Проверка знаний по орфоэпии.
Напишите, какие закономерности в области современного литератур-ного произношения отражают следующие примеры:
1) брОня – закрепление лица, предмета, услуги за чем-кем-либо; бронЯ – защитная металлическая оболочка;
2) жалюзИ (фр. ), пулОвер (англ. );
3) славянИн, христианИн – ростовчАнин, орловчАнин;
4) каталОг, некролОг, диалОг – филОлог, кардиОлог.
2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики).
Дайте историко-лингвистический комментарий к выделенным написа-ниям в словах огородить – заграждение, холодильник – охлаждать, просвещение народа.
3 вопрос. Поиск этимологических связей слов.
Среди заимствованных слов найдите заимствования из тюркских языков: коттедж, алфавит, карандаш, хобби, башлык, экипаж, хронометр, территория, тулуп, рапорт, портфель, сарафан, лаборатория. Объясните своё решение.
4 вопрос. Определение устаревшего значения слова с помощью анализа контекста.
Сформулируйте и прокомментируйте значение выделенного слова: «В угольной из этих лавочек, или, лучше в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар…» (Н. В. Гоголь, «Мёртвые души»).
5 вопрос. Решение речевой проблемы на стыке грамматики и культуры речи.
Основными критериями хорошей речи являются правильность, точ-ность и ясность. Какие из них критериев нарушены в данных предложе-ниях?
1) Иваненко уволил Петренко.
2) Придя домой, мне стало грустно.
3) Всем командировочным предоставляется место в гостинице.
Объясните свой ответ.
6 вопрос. Авторские неологизмы.
Определите, каким способом словопроизводства созданы приведенные ниже неологизмы В. Маяковского.
Пошляпно (наречие), бегня (существительное), бредь (существительное), косоного (наречие), раздождиться (глагол), юбилеить (глагол), вкресленный (причастие), плоскокрыший (прилагательное).
7 вопрос. Фразеология.
Назовите автора и источник крылатого выражения: (1) А судьи кто? (2) пир во время чумы (3) А ларчик просто открывался (4) Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие.
8 вопрос. Задание на морфологию.
В газете появилась статья «Иваненко уволил Петренко». Рассмотрим следующие утверждения:
(1) Иваненко и Петренко – мужчины
(2) Иваненко и Петренко – женщины
(3) Иваненко – мужчина, Петренко – женщина
(4) Иваненко – женщина, Петренко – мужчина
Какое утверждение правильно? Ответ обоснуйте.
9 вопрос. Задание на синтаксис.
Какой вид синтаксического целого Д. Э. Розенталь описывает так: «На основе синтаксического параллелизма и лексического повтора строится …. Чаще всего он оформляется как сложноподчиненное предложение, в первой части которого сосредоточены однотипные придаточные предложения с параллельным построением и анафорой, а во второй – главная часть высказывания. По размерам первая часть обычно превосходит вторую и произносится с интонацией повышения, усиливаю-щей момент ожидания второй части. На месте стыка двух частей происходит перепад интонации и наблюдается пауза»? Для чего он используется?
10 вопрос. Задание на решение теоретико-лингвистической проблемы, по истории языкознания.
Выберите из данного списка фамилию филолога конца ХIХ – начала ХХ века, основной труд которого состоял из учения о двусоставных и односоставных предложениях, учения о словосочетании, учения о коммуникации как психологической основе всех разновидностей предложения, учения о частях речи (морфологии как учении о грамматических категориях частей речи), учения о словообразовании как особом разделе грамматики): Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, А. А. Шахматов. Как называется этот труд?
Метки: Русский язык