Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Всероссийская олимпиада по русскому языку, 9 кл

Всероссийская олимпиада по русскому языку, 9 кл

Максимальное количество баллов – 94 (за оба тура)

I ТУР

Задание 1. Фонетика

Объясните произношение выделенного слова в стихотворении С. Орлова:

Есть где-то моря-океаны,

Где волны до неба летят,

А здесь у руля капитаны

Спокойно в туманы глядят.

Ни лоции нет, ни компаса–

Знакомая с детства река,

Как выверена по ватерпасу,

Пустынна, тиха и гладка.

Найдите пару / пары слов, в которых вариант постановки ударения возможен по

такой же причине, обоснуйте свой выбор комментариями ко всем парам:

Орган – оргАн, договОр – дОговор, шАсси – шассИ, звОнит – звонИт, Ирис –

ирИс.

Ответ:

Ударение компАса (по ритму стихотворения) возможно в профессиональной

речи моряков. К такому стилистическому варианту нормы относится пара

шАсси (в речи работников авиации) – шассИ (общелитературный вариант).

Остальные пары:

Орган – оргАн, Ирис – ирИс – ударение выполняют смыслоразличительную

функцию,

договОр – дОговор (доп. разг. ) – варианты современной нормы,

звОнит (неправ. )– звонИт (лит. ),

Оценка:

За комментарий ударения компАс – 2 б.

За комментарий шАсси-шассИ – 2 б.

За объяснение других пар – по 1 б. (макс. 4 б. )

Итого: 8 б.

Задание 2. Орфография

К правилу о правописании корней -раст -, -ращ -, -рос – прилагается список

исключений. Назовите эти исключения и ответьте на вопрос: почему среди них

не должно быть прилагательного подростковый?

Ответ:

Ростислав, Ростов, росток, ростовщик, на вырост, отрасль. Прилагательного

подростковый не должно быть в этом списке, поскольку ударение падает на

корень, т. е. слово при правильном произношении не представляет

орфографической сложности.

Критерии оценивания:

За каждое верно указанное исключение – по 0,5 балл,

за правильный ответ на вопрос – 3 балла.

Итого: 6 баллов.

Задание 3. Диалектная система русского языка

Среди диалектизмов (т. е. диалектных слов) можно обнаружить следующие

группы: фонетические, словообразовательные, лексические. Распределите

приведённые ниже диалектизмы по указанным группам: баской – «красивый»,

анженер – «инженер», гуска – «гусыня», мосты – «пол», колфоз – «колхоз».

Ответ:

Фонетические: анженер, колфоз; словообразовательные: гуска, лексические:

баской, мосты.

Оценка:

по 1 баллу за каждое верно распределённое слово.

Итого: 5 баллов.

Задание 4. Лексика. Фразеология

Перифразы широко используются в художественных произведениях и

публицистике. Раскройте смысл перифраз:

1) Чёрное золото

2) Четвероногий друг

3) Тихая охота

4) Царь зверей

5) Солнце русской поэзии

6) Корабль пустыни

7) Северная столица

8) Страна тюльпанов

9) Голубые береты

10) Однорукий бандит

Ответы:

1) Чёрное золото – нефть

2) Четвероногий друг – собака

3) Тихая охота – сбор грибов

4) Царь зверей – лев

5) Солнце русской поэзии – Пушкин

6) Корабль пустыни – верблюд

7) Северная столица – Санкт-Петербург

8) Страна тюльпанов – Голландия

9) Голубые береты – воины-десантники

10) Однорукий бандит – игровой автомат

Оценка:

За каждый правильный ответ – по 1 б.

Итого: 10 б.

Задание 5. История русского языка

Подумайте, к какому древнерусскому глаголу восходят выделенные формы в

следующих стихотворных фрагментах поэтов XVIII века. Дайте

грамматическую характеристику этих устаревших форм.

Прорек, и хлынули реками,

У бога воды из очес;

Вдруг море вздулося буграми

И влажный Каспий в них исчез…

(И. И. Дмитриев. К Волге).

Сие изрекши, амазонка

Низпала в прежню теней тьму.

И ветра глас движеньем тонка

Кончи´лся в зрелищном шуму. …

(В. П. Петров. Ода на великолепный карусель, представленный в Санкт–

Петербурге 1766 года)

О вы! Которых мысли лживы

Развратный омрачают свет,

Невольники мирских сует,

Рабы страстей, доколе живы,

Имея к тленности любовь,

Вы мне, безумствуя, речете,

Что жизнь чрез то свою влечет …

(В. И. Майков. Ода преосвященному Платону …).

Ответ:

выделенные формы прорек, изрекши, речете восходят к др. – русск. ðå÷è / ст. –

сл. ðåøòè / диал. речить 'говорить, молвить, сказать' (Даль В. И. Словарь

живого великорусского языка. – М. : Издательский центр «Терра», 1994. – Т. 4.

C. 94), что этимологически связано с праслав. *rekti (Фасмер М.

Этимологический словарь русского языка. – М. : Издательство «Прогресс»,

1987. – Т. 3. С. 465).

Прорек – форма прошедшего времени, м. р. , ед. ч. ; изрекши – действительное

причастие прошедшего времени в краткой форме, ж. р. ед. ч. (суффикс -ш);

речете – форма настоящего времени, 2 л. , мн. ч.

Оценка:

за указание этимологической основы – 2 балла,

за полную грамматическую характеристику каждой устаревшей формы – 3

балла;

если комментарий частичный – по 1 б. за каждый грамматический признак.

Итого: 11 баллов.

Задание 6. Морфемика. Словообразование

Есть такая известная шутка: «Как правильно сказать: стрижка, брижка и

завижка или стричье, бритье и завитье?». Что нарушили слова-«нарушители»?

Каким языковым явлением можно объяснить появление «незаконных» слов

(окказионализмов)?

Ответ:

Стричь – стрижка, брить – бритье, завивать – завивка.

У каждого производного существительного своя словообразовательная модель,

однако если члены языковой системы оказываются семантически близкими, то

в сознании говорящего они могут сближаться и формально (выравнивание по

аналогии). Синонимические словообразовательные модели оказывают влияние

друг на друга.

Оценка:

За каждое правильное слово по 1 баллу.

За комментарий (словообразовательная модель, суффиксы и пр. ) – 4 балла.

Дополнительные баллы за указание на аналогию, синонимию – 3 балла.

Итого: 10 баллов.

Задание 7. Морфология

Найдите все ошибки в роде существительных:

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живет

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжует.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнет в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живет в шкафу:

Пропали тюль, и тапок,

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мыш ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб все пустить в труху?

…Но есть обжора Время –

Вот кто живет в шкафу. (Б. Ю. Норман)

Ответ:

овощ – м. р. , яблоко – ср. р. , помидор – м. р. , картофель – м. р. , тапка – ж. р. , туфля

– ж. р. , жилет – м. р. , папаха – ж. р. , персоль – ж. р. , шампунь – м. р. путь – м. р. ,

мышь – ж. р. , моль – ж. р.

Всего 13 слов с ошибками в роде. Словоформа баранок может быть как формой

род. пад. мн. ч. (в контексте «умнет без разбору» такая интерпретация

предпочтительней), так и вин. пад. ед. ч. при ошибке – муж. р. (баранок) вместо

жен. р. (баранку).

Оценка:

1 балл за каждое слово (всего 13).

Мотивировка, например роль Ь, дает дополнительно 1 балл.

Комментарий к словоформе баранок – 1 балл.

Итого: 15 баллов.

Задание 8. Синтаксис

Даны пословицы:

С глаз долой – из сердца вон.

На хорошей лошадке по дорожке, а на худой по сторонке.

Ты за дело, а дело за тебя.

Синтаксическая структура этих пословиц не совсем обычна: в них не хватает

компонента, необходимого для построения предложения. Назовите этот

компонент и поясните, почему пословицы обошлись без него и какие формы в

предложении помогают его заменить и понять смысл народной мудрости.

Ответ:

во всех этих пословицах отсутствует глагол, который является необходимым

компонентом для формирования предложения, т. к. выполняет функцию

главного члена предложения – сказуемого.

Отсутствие глагольной формы не сказывается на понимании этих пословиц, т. к.

в 1 предложении глагольную функцию восполняют наречия (долой, вон),

которые имеют пространственное значение и по своей морфологической

природе зависят от глагола; во 2 предложении предложно-падежные формы

сущ. с пространственным значением и пространственным предлогом по

восполняют функцию отсутствующего глагола движения; в 3 предложении

предложно-падежная форма сущ. за дело является частью устойчивого

выражения браться за дело, которое во второй части пословицы обыгрывается.

Оценка:

по 3 балла за полное верное объяснение к каждой пословице (по 1 б. за

частичное объяснение).

Итого: 9 баллов.

Задание 9. Нормы русского языка (культура речи)

Даны предложения, в которых нарушены нормы построения предложений.

Восстановите синтаксическую структуру, указав, в чём была ошибка:

1) Было бы замечательно, если бы в апреле можно было закончить учиться, а

потом веселиться.

2) Современная молодежь на все имеет собственное мнение.

3) Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.

4) Нужно действовать так, чтобы никакому террористу в мыслях не возникло

сделать что-либо ужасное.

5) Мы с Машей с одного года рождения – ровесницы.

6) Вдруг тигр стал не слушать дрессировщика.

7) Везде: на улицах, площадях, парках, садах – ощущался скорый приход

весны.

8) Развлекаясь и если усиленно не заниматься, успешно экзаменов не сдашь.

9) Никто, даже правительство, не отреагировали на выступление шахтёров.

10) Хочется верить, что изменения действительно произойдут к лучшему.

Ответ:

1) Было бы замечательно, если бы в апреле можно было закончить учиться, а

потом веселиться. – пропущена часть сказуемого (начать веселиться).

2) Современная молодежь на все имеет собственное мнение. – обо всём имеет

(ошибка в глагольном управлении)

3) Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью. –

после потери мужа у неё не было желания… (ошибка в употреблении

деепричастного оборота).

4) Нужно действовать так, чтобы никакому террористу в мыслях не возникло

сделать что-либо ужасное. – ни у какого террориста (ошибка в глагольном

управлении).

5) Мы с Машей с одного года рождения – ровесницы. – одного года рождения

(избыточный предлог)

6) Вдруг тигр стал не слушать дрессировщика. – не стал слушать (нарушен

порядок слов с составном сказуемом).

7) Везде: на улицах, площадях, парках, садах – ощущался скорый приход

весны. – на улицах, площадях, в парках, садах (ошибка в употреблении

предлога в однородном ряду).

8) Развлекаясь и если усиленно не заниматься, успешно экзаменов не сдашь. –

развлекаясь и усиленно не занимаясь / если развлекаться и усиленно не

заниматься (ошибка в совмещении разных конструкций в однородный ряд)

9) Никто, даже правительство, не отреагировали на выступление шахтёров. –

никто не отреагировал (ошибка в согласовании сказуемого с подлежащим).

10) Хочется верить, что изменения действительно произойдут к лучшему. –

действительно произойдут изменения к лучшему (нарушен порядок слов).

Оценка:

по 0,5 б. за верное исправление; по 0,5 б. за правильное пояснение ошибки.

Итого: 10 б.

II тур. Перевод текста на древнерусском языке

Выполните перевод древнерусского текста. Обратите внимание на особенности

чтения следующих букв: h читается как е, ``#, " читается как я, W читается как

о, îó читается как у.

Èãîð• æå îçðhú íà íåáî è èäh ñúëíüöå ñòî"ùå àêî ìhñ#ö• è ðå÷å

áî"ðîìú è äðîóæèíh ñîåè%: «èäèòå ëè ÷òî åñò• çíàìåíèå ñå».

Wíè æå îóçðhøå è èäèøà ñè è ïîíèêîøà ãëààìè è ðåêîøà ìîóæè:

«Êí#æå ñå åñò• íå íà äîáðî çíàìåíèå ñå» (Ипатьевская летопись).

Вопросы к тексту:

1. Определите падеж устаревшей формы êí#æå. Какова судьба этого падежа в

истории русского языка? Приведите другие примеры.

2. Формой какой части речи является îóçðhøå? Назовите грамматические

признаки.

Ответ:

Перевод: Игорь же, посмотрев на небо, и увидел солнце, стоящее как месяц,

сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли, что есть знамение это». Они

же, взглянув, увидели все и поникли головами, и сказали мужи: «Князь, это

знамение (есть) не к добру» (Ипатьевская летопись).

Ответы на вопросы:

1. Слово êí#æå употребляется в форме звательного падежа. Îò÷å, ñòàð÷å,

÷åëîh÷å, ëàäûêî, ãîñïîäè – наиболее известные примеры этой формы. В

древнерусском языке звательный падеж выполнял функцию обращения. В

современном русском языке звательный падеж является реликтовой

(исчезнувшей) формой.

2. Îóçðhøå является краткой формой действительного причастия прошедшего

времени, мн. ч. , Им. п. .

Оценивание перевода текста:

учитывается общее понимание смысла текста – до 2-х баллов, точность

передачи лексико-грамматических особенностей – до 3-х баллов.

Итого: до 5 баллов.

Оценивание ответов на вопросы:

за адекватное указание грамматической формы – 1 балл, при наличии историко–

лингвистического комментария (в 1 вопросе) – до 3-х баллов, за указание

грамматических признаков (во 2 вопросе) – 1 балл.

Итого: до 5 баллов.

Метки: Русский язык