Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Всероссийская олимпиада по русскому языку, 10 кл

Всероссийская олимпиада по русскому языку, 10 кл

Максимальное количество баллов – 83 (за оба тура)

I ТУР

Задание 1. Фонетика, орфоэпия

В стихотворении Д. Д. Минаева вставлены математические знаки, которые

читаются как обычно. Запишите стихотворение так, как оно читается. Какая

орфоэпическая норма ХIХ в. позволила автору создать каламбур, не нарушая

рифмы? Выпишите эту рифму и дайте к ней комментарий.

Дав(0) кричал я: «Уто+,

Когда на Лизе не женюсь!»

И вот теперь твой муж, смо(3),

К ка (-) евши, размышляет:

«Кто женится, чёрт побери,

Тот в сумас(6)вии блуждает».

Ответы:

Давно ль кричал я: «Утоплюсь,

Когда на Лизе не женюсь!»

И вот теперь твой муж, смотри,

К камину севши, размышляет:

«Кто женится, чёрт побери,

Тот в сумасшествии блуждает».

+ = плюс. Произношение постфиксов глаголов ся и сь в ХIХ в. было с твёрдым

согласным: [са] и [с]. Поэтому рифма точная: утоплю[с] – женю[с].

Современное произношение – с мягкими согласными.

Оценка:

За правильно написанное стихотворение – 4 б. (каждая ошибка – минус 0,5 б. )

За нахождение рифмы – 2 б.

За называние нормы и комментарий – до 4 б.

Итого: 10 баллов.

Задание 2. Орфография

Известно, что в древней кириллице существовали буквы-дублеты, т. е. буквы,

которые использовались для обозначения одного и того же звука. Например,

для обозначения звука [Ф] использовалось две буквы – f (фита) и ô (ферт).

Как вы думаете, с чем может быть связано это явление?

Ответ:

Это явление связано с особенностями произношения заимствованных из

древнегреческого языка слов, наблюдавшихся в богослужебных книгах: в

древнегреческом языке звуки, обозначенные указанными буквами,

произносились неодинаково. В русской орфографии они были закреплены за

разными словами. Например, имя Фёдор следовало начинать с буквы фита.

Ещё одной причиной существования букв-дублетов является то, что в

славянской азбуке по образцу древнегреческого алфавита буквы обозначали не

только звуки, но и цифры, у букв ферт и фита разное числовое значение (как и

в древнегреческом языке), поэтому они обе были заимствованы.

Оценка:

1 балл за указание на то, что разные буквы в русском письме были закреплены

за разными словами, 2 балла – за объяснение особенностей произношения, 1

балл за указание разного числового значения.

Итого: 4 балла.

Задание 3. Диалектная система русского языка

Как будут произносить носители северных говоров звуки, обозначенные

подчёркнутыми буквами: корова, капуста, капитан, коромысло, говорить? С

каким фонетическим явлением связано такое произношение? Укажите, какими

фонетическими чертами эта особенность произношения проявляется.

Ответ.

Все эти звуки произносятся в соответствии с орфографией слов; подобное

произношение связано с оканьем, которое проявляется в том, что в безударных

позициях различаются фонемы (звуки) О и А.

Оценка:

1 балл за указание особенности произношения указанных слов.

1 балл – за указание оканья, 2 балла – за пояснение фонетических черт оканья.

Итого: 4 балла.

Задание 4. Лексика. Фразеология

Какие пословицы использованы в газетных заголовках? Восстановите форму и

сделайте классификацию этих заголовков по способу трансформации

пословиц.

1) Изрядная бочка дёгтя в праздничной бочке мёда.

2) Вот тебе, бабушка, и первое сентября.

3) И в деньгах счастье.

4) В чужой монастырь со своим правовым уставом.

5) На продавца и зверь бежит.

6) Страшнее ласки зверя нет.

7) Бедность – порок.

Ответы:

Возможная классификация:

1. Замена одного компонента:

На продавца и зверь бежит : На ловца и зверь бежит.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день : Вот тебе, бабушка, и первое сентября.

Страшнее кошки зверя нет : Страшнее ласки зверя нет.

2. Замена отрицания на утверждение, и наоборот:

Не в деньгах счастье : И в деньгах счастье.

Бедность – не порок : Бедность – порок

3. Расширение состава:

В чужой монастырь со своим уставом : В чужой монастырь со своим правовым

уставом.

Бочка дёгтя в бочке мёда: Изрядная бочка дёгтя в праздничной бочке мёда.

Оценка:

За восстановленные пословицы – по 1 б.

За классификацию – по 3 б. за каждый верный классификационный признак.

Итого: 10 б.

Задание 5. История русского языка

О каком количестве предметов идет речь в следующих фрагментах из

древнерусских текстов? Дайте каждому словосочетанию словесный

комментарий, а затем запишите ответ цифрами.

1. Ïîëú ÷åòåðòà ñòà äóø• (Жалованная грамота 1454 г. );

2. È äàøà íîãîðîäöû êíÿçþ åëèêîìó ïîëúäåÿòû òûñÿ÷è ðqáëåú

ñåðåáðîìú (Псковская летопись, XIV-XVII вв. );

3. Õîäèøà ïî íåìåöêîé çåìëå ïîëóäðqãîíàäöàòè íåäåëè (Московский

летописный свод, XV в. ).

Ответ:

1. ‘пол четвёртой сотни’, 350 или 300+100/2;

2. ‘пол девятой тысячи’, 8500 или 8000+1000/2;

3. ‘пол второго десятка’, 15 или 10+10/2.

Оценка:

за указание правильного цифрового обозначения – по 2 балла, за

соответствующий комментарий – по 1 баллу.

Итого: 9 баллов.

Задание 6. Морфемика. Словообразование

Очень часто для создания комического эффекта используется прием ложного

толкования слова, например: безграмотный – окончивший школу без грамоты;

астрология – раздел ботаники, посвященный разведению астр, и под.

Даны слова: дистрофик, тысячелистник, странник, гимнаст, тропики.

Попробуйте себя в роли шутливого этимолога, дав им ложное толкование.

Если вам известны прибаутки, ходячие выражения, основанные на этом приеме,

приведите их, например: Художник от слова худо; Выйдет толк – бестолочь

останется.

Ответ:

Примерные толкования: дистрофик – стихотворение из двух строф;

тысячелистник – толстый роман; странник – странный человек; гимнаст –

автор гимнов; тропики – от троп (ласк. -уменьш. ) .

Оценка:

1 балл за подходящее толкование каждого слова (всего 5 баллов).

Дополнительный балл за каждый собственный пример.

Итого: от 5 баллов.

Задание 7. Морфология

Просклоняйте местоимения никто, ничто: вначале без предлогов (1 и 2

столбик), затем с предлогами (3 и 4 столбик). Запишите падежные вопросы.

И. кто?

что? никто ничто никто ничто

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Ответ:

И. кто?что? никто ничто никто ничто

Р. кого? чего? никого ничего ни от кого ни от чего

Д. кому?чему? никому ничему ни к кому ни к чему

В. кого?что? никого ничто ни в кого ни во что

ни про кого ни про что

Т. кем?чем? никем ничем ни с кем ни с чем

П. о ком? ни о ком ни о чем

о чем?

Оценка:

Падежные вопросы – 3 балла (по 0,5 б. за каждый падеж).

Формы слова – 3 балла.

Орфография – 4 балла.

Каждая ошибка – минус 1 балл.

Итого: 10 баллов.

Задание 8. Синтаксис

Определите синтаксическую функцию слов, связывающих части сложных

предложений (если это союзное слово, определите, каким членом предложения

является):

1. Трудно было понять, откуда шёл звук. (И. Тургенев)

2. Шацкий не понимал, что случилось. (К. Паустовский)

3. Мы перебрались в штаб партизанской дивизии, которая в ожидании

всеобщего наступления стояла совсем близко от Ниша. (К. Симонов)

4. Он был удивлён и подозрительно нас расспрашивал, кто мы и почему так

заинтересовались древностями. (К. Паустовский)

5. Ракитин не обнаружил никаких признаков высоты, которую предстояло

отбить. (Ю. Нагибин)

6. Из ответов своей матери Пашка узнал, что зовут его не Пашкой, а Павлом

Галактионовичем. (А. Чехов)

7. Пока моя запущенная квартира не была приведена в порядок, я по

необходимости держался одного моего кабинета. (Н. Лесков)

8. Это был ряд набросков, совершенно не похожих на всё, что Грат писал до тех

пор (К. Паустовский)

Ответ:

1. Трудно было понять, откуда шёл звук. (И. Тургенев) – обстоятельство места

2. Шацкий не понимал, что случилось (К. Паустовский). – подлежащее.

3. Мы перебрались в штаб партизанской дивизии, которая в ожидании

всеобщего наступления стояла совсем близко от Ниша (К. Симонов) –

подлежащее

4. Он был удивлён и подозрительно нас расспрашивал, кто мы и почему так

заинтересовались древностями (К. Паустовский). – кто – сказуемое, почему –

обстоятельство причины (2 ответа!).

5. Ракитин не обнаружил никаких признаков высоты, которую предстояло

отбить (Ю. Нагибин). – дополнение.

6. Из ответов своей матери Пашка узнал, что зовут его не Пашкой, а Павлом

Галактионовичем (А. Чехов). – союз.

7. Пока моя запущенная квартира не была приведена в порядок, я по

необходимости держался одного моего кабинета (Н. Лесков). – союз.

8. Это был ряд набросков совершенно не похожих на всё, что Грат писал до тех

пор (К. Паустовский) – дополнение.

Оценка:

по 1 б. за каждый правильный ответ; если указано только союзное слово, а

функция не определена – 0 б.

Итого: 9 баллов.

Задание 9. Нормы русского языка (культура речи).

Даны примеры, среди которых есть случаи морфологических ошибок

(нарушений норм употребления и образования форм слов). Определите

причину ошибки и укажите правильный вариант:

С пятидесяти рабочими, ситцевая простынь, положь на стол, много блюдцев

разбито, люблю пирожки с повидлой, тапка порвалась, купить подешевше, в

шестистах километрах от Омска, поезжай в Петербург, у обоих подруг,

примерь пальто, ходить на босую ногу, известные профессоры.

Ответ:

С пятидесяти рабочими – с пятьюдесятью (ошибка в склонении числительного),

ситцевая простынь – простыня (ошибка в использовании окончания Им. п. ед. ч. :

нулевое окончание вместо -а)

положь на стол – положи (ошибка в образовании формы повел. накл. глагола)

много блюдцев разбито – блюдец (ошибка в образовании формы Р. п. мн. ч.

сущ. )

люблю пирожки с повидлой – с повидлом (ошибка в выборе рода сущ. ),

тапка порвалась – верный вариант,

купить подешевше – подешевле (ошибка в образовании формы сравнит.

степени наречия)

в шестистах километрах от Омска – верный вариант,

поезжай в Петербург – верный вариант,

у обоих подруг – обеих (ошибка в употреблении формы рода числит. ),

примерь пальто – верный вариант,

ходить на босую ногу – на босу ногу (ошибка в использовании полной формы

прилаг. вместо краткой),

известные профессоры – профессора (ошибка в образовании формы мн. ч. ,

Им. п. сущ. )

Оценка:

по 0,5 б. за правильное исправление (всего 10 примеров), по 0,5 б. за верный

комментарий.

По 1 б. за верно найденные правильные словосочетания (всего 3 примера).

Минус 1 б. , если неверно указана часть речи.

Итого: 13 баллов.

II тур. Перевод текста на древнерусском языке

Выполните перевод древнерусского текста. Обратите внимание на особенности

чтения следующих букв: h читается как е, ``#, " читаются как я, u читается как

у, ^ читается как от.

Ëþáèòè îòüöà ñîåãî è ìàòåð• ñîþ. È ïîñëuøàèòå èõú è ïîèíuèòåñ#

èìú, . . /. è ñòàðîñò• èõú ÷òèòå è íåìîù• èõú è ñêîðá• ñ#êuþ ^ „ñå#

äîóøà ïîíåñèòå íà ñîåé ûè, è áëàãî àìú áuäåòú, è äîëãîëhòíè áuäåòå

íà çåìëè, . . /. è ïðîñëàòåñ# ^ ÷åëîhêú è äîìú àøú áuäåòú î hêè, è

íàñëhäèòå ñûíè ñûíîú ñîèõú, è äîñòèãíåòå ñòàðîñòè ìàñòèòû, î

ñ#êîìú áëàãîäíüñò³è äüíè ñî# ïðåïðîîæàþùå (Домострой).

Вопросы к тексту:

1. Определите падеж устаревшей формы ^ ÷åëîhêú? В чём особенность

склонения этого существительного в древнерусском языке?

2. Формой какой части речи является ïðåïðîîæàþùå? Назовите

грамматические признаки.

Ответ:

Перевод: Любите отца своего и мать свою. И слушайте их и повинуйтесь им,

… и почитайте (уважайте) их старость, их немощь и всякую скорбь от всей

души несите на своей шее, и благо вам будет, и долго будете жить на земле. . . .

И прославитесь среди людей и дом ваш будет во веки, и наследуйте сыновья

сыновей своих, и достигнете глубокой и недряхлой старости, проводя свои дни

во всяком благоденствии (Домострой).

Ответы на вопросы:

1. ^ ÷åëîhêú – форма род. п. мн. ч. (среди людей). В современном русском

языке это существительное имеет супплетивную парадигму склонения:

человек – люди, человека – людей и т. д. , в то время как в древнерусском языке

эта грамматическая особенность отсутствует, причём др. -русск. ÷åëîhêú и

ëþäú – существительные разных типов склонения.

2. Ïðåïðîîæàþùå является краткой формой действительного причастия

настоящего времени, мн. ч. , Им. п.

Оценивание перевода текста:

учитывается общее понимание смысла текста – до 2-х баллов, точность

передачи лексико-грамматических особенностей – до 3-х баллов.

Итого: до 5 баллов.

Оценивание ответов на вопросы:

за правильное указание грамматической характеристики (в 1 вопросе) – 1 балл,

наличие историко-лингвистического комментария – до 3-х баллов; за указание

всех грамматических признаков (во 2 вопросе) – 3 балла, за частичное указание

грамматических признаков – по 1 баллу.

Итого: до 4 баллов.

Метки: Русский язык