Всероссийская олимпиада по русскому языку, 11 кл
Всероссийская олимпиада по русскому языку, 11 кл
I ТУР
Задание 1. Орфоэпия
В строчках А. С. Пушкина встречается акцентологическая норма (норма
ударения) нач. 19 в. Найдите отступления от современной орфоэпической
нормы, прокомментируйте.
***
Зевес, балуя смертных чад,
Всем возрастам даёт игрушки:
Над сединами не гремят
Безумства резвые гремушки.
Ах, младость не приходит вновь!
***
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пёстрых изразцах.
***
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил.
Ответы:
1) сединАми – совр. седИнами
(балУя – совр. норма, Зевес, младость – не акцентологическая норма)
2) нет отступлений (на стенАх – на стЕнах совр. равноправные варианты)
3) издАвна – совр. Издавна
Оценка:
За каждую пару с комментарием – по 3 б.
За доп. комментарии к балуя, стенам и т. д. – по 1 б. За неправ. вариант – минус
1 б.
Итого: 10 б.
Задание 2. Орфография
Среди шуточных советов по старому русскому правописанию находим
следующий: «Псалтырь пиши не покоем, но псями. Кое общение псу со
псалмом?» О написании каких букв идёт здесь речь? Как следует понимать эту
фразу?
Ответ.
Речь идёт о написании букв «покои» и «пси». Смысл фразы: слово «псалтырь»
нужно начинать с буквы «пси», а слово «пёс» – с буквы «покои»; в самом деле,
«кое общение псу со псалмом», ведь ничего общего у слов «пёс» и «псалтырь»,
как и у обозначаемых ими понятий, нет.
Следует также добавить, что «пси» писалось только в заимствованных из
древнегреческого языка словах, а «покои» – во всех славянских.
Оценка:
За называние букв – 1 балл; за указание особенностей правописания слов
псалтырь и пёс – 2 балла, за комментарий смысла фразы – 3 балла, за
разграничение написания букв – 2 балла.
Итого: 8 баллов.
Задание 3. Диалектная система русского языка
Напишите словарную статью на выделенное слово для диалектного словаря по
следующему контексту (ударный гласный подчёркнут): Избушка у меня
маленькая была – не повернуться, потом сыновья помогли, подростили её
(Большеречье). В словарной статье нужно отразить толкование, дать
грамматические пометы и пример употребления слова.
Ответ:
Подростить, -щу, -стишь, сов. Увеличить, расширить за счёт пристройки. –
Избушка у меня маленькая была – не повернуться, потом сыновья помогли,
подростили её (Большеречье).
Оценка:
2 балла за верное толкование (1 за идею расширения, 1 за упоминание
пристройки); 2 балла за грамматические пометы; 1 балл за верное оформление
примера (иллюстрации).
Итого: 5 баллов.
Задание 4. Лексика. Фразеология
Какие устойчивые выражения с числом 7 имел в виду автор стихотворения
«Сонет к семи» В. Куприянов? Восстановите их исходную форму. Определите,
что является фразеологизмом, а что пословицей. Дайте толкование
фразеологизмов. В стихотворении есть также трансформированные перифразы
с числом 7, выпишите их. Что они обозначают?
В глаголе «есмь» зачатие семи.
Семь ниспровергло башню Вавилона,
И семь холмов – столицы мира лоно.
Свет семицветным явлен пред людьми.
Семь – основанье лунного закона.
Земные тайны за семью дверями.
Семь дней творенья как закон прими,
Как семя, чьё движенье неуклонно.
Семь раз отмерив, свой закончи труд.
И семь ветров твой пот седьмой смахнут.
В седьмое небо вглядывайся зорко.
Пусть, отвергая многословный бред,
Рабочая и мудрая семёрка,
Удваиваясь, дарит вам сонет!
Приведите ещё фразеологизмы, пословицы и поговорки с числом семь (до
десяти примеров).
Ответ:
Фразеологизмы:
1) за семью замками – тщательно спрятано, охраняется, недоступно,
2) семь потов сошло – затрачено много усилий для выполнения чего-либо,
или сгонять семь потов – изнурять работой,
3) на семи ветрах – находящийся на открытом возвышенном месте, на
пересечении всех дорог, в центре событий,
4) быть на седьмом небе – чувство восторга, блаженства, радости,
Пословица:
семь раз отмерь – один раз отрежь.
Перифразы:
1) город на семи холмах – Рим, а также Москва,
Оценка:
За каждое правильное фразеологическое выражение – по 1 б. и по 1 б. за
толкование (всего 8 б. )
За каждую правильную пословицу и перифразу – по 1 б. (всего 2 б. )
Доп. баллы по 0,5 б. за выражения с 7.
Итого: от 10 б.
Задание 5. История русского языка
Выберите из предложенного списка фамилии лингвистов отечественного
языкознания XIX века, которые занимались изучением древних языков и
памятников: В. Е. Адодуров, Ф. И. Буслаев, А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Ф.
Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба.
Поясните, какая научная проблематика разрабатывалась этими учёными и
какие памятники письменности (жанровые формы) ими изучались.
Ответ:
Ф. И. Буслаев, А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Ф. Ф. Фортунатов.
Ф. И. Буслаев показал глубокую связь истории языка с историей народа,
доказал необходимость исследования народных говоров. Он впервые публикует
редкие рукописи разных жанров XI-XVIII вв. (духовные сочинения, большой
корпус делового содержания, учительские книги, грамоты, хронографы).
А. Х. Востоков – один из первых учёных, который обратился к изучению языка
народной речи, отражённой в памятниках местной письменности и говорах. Им
был составлен «Опыт областного великорусского словаря», впервые издано
«Остромирово Евангелие», подготовлен к печати «Изборник великого князя
Святослава Ярославича 1073 г. ».
И. И. Срезневский занимался изучением славянских языков и памятников
русской старины. Его труд – «Мысли об истории русского языка».
А. А. Шахматов начал свою деятельность в науке с изучения памятников
новгородской письменности (летописей). Его заслугой является разработка
вопроса о происхождении русского языка и его наречий, который
рассматривается в связи с общим развитием славянства и его письменной
культуры.
Оценка:
за указание фамилий Ф. И. Буслаева, А. Х. Востокова, И. И. Срезневского, А. А.
Шахматова – по 1 баллу за каждый. За конкретизацию научной проблематики
того или иного учёного – по 1 баллу за каждый. За указание конкретных
памятников (или жанровых форм), изучаемых тем или лингвистом, – по 2
балла за каждый.
Итого: 16 баллов.
Задание 6. Морфемика. Словообразование
Вы знаете лишь две последние буквы слова: «-ло». Попытайтесь привести как
можно больше слов разных частей речи (не повторяйте слова одной то же части
речи!) с конечным отрезком «-ло». Какой словарь может помочь вам в этих
поисках?
Определите, в какую часть слова (морфему(-ы)) входят эти буквы.
Ответ:
Самостоятельные части речи: зеркало – сущ. , смело, мало – нар. , бело – кр.
прилаг. , весело – категория состояния, принесло – глагол в форме прош. вр. .
Служебные части речи: около – предлог, было – связка и частица.
Вводное слово – бывало. Междометие – алло.
«Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка (любое издание),
«Обратный словарь русского языка».
Корень-окончание (зеркал-о, бел-о), корень-суффикс (смел-о, весел-о),
суффикс-окончание (принес-л-о, бы-л-о как связка), корень (около, было как
частица, алло).
Оценка: 1 балл за каждое слово.
по 1 баллу за указание словаря.
1 балл за каждое верное распределение морфемного членения.
Итого: в зависимости от кол-ва найденных слов.
Задание 7. Морфология
Внимательно прочитайте стихотворение Мориса Карема в переводе Валентина
Берестова.
Море качает волну не спеша.
Часы баюкают время.
Звезды качает ночная темень.
А я, от радости чуть дыша,
Баюкаю малыша.
Рожь баюкает ветер, шурша.
Небо – ночных соловьев,
Аллея качает ветви дубов,
А я, погода плоха ль, хороша,
Баюкаю малыша.
Определите падежи употребленных в тексте существительных, применяя все
известные школьникам приемы (на что можно опираться, определяя падежи?).
В каких случаях падеж может быть установлен легко, без труда, а в каких
случаях можно ошибиться? Чем объяснить такие трудные случаи?
Ответ:
Море (И. п. ) качает волну (В. п. ) не спеша.
Часы (И. п. ) баюкают время (В. п. ).
Звезды (В. п. ) качает ночная темень (И. п. ).
А я, от радости (Р. п. ) чуть дыша,
Баюкаю малыша (В. п. ).
Рожь (И. п. ) баюкает ветер (В. п. ), шурша.
Небо (И. п. ) – ночных соловьев (В. п. ),
Аллея (И. п. ) качает ветви (В. п. ) дубов (Р. п. ),
А я, погода (И. п. ) плоха ль, хороша,
Баюкаю малыша (В. п. ).
Падеж можно определить: 1) по окончанию, 2) по предлогу, 3) по вопросу, 4) по
синтаксической функции существительного в предложении, 5) при
параллелизме по структуре соседнего предложения.
Падеж легко определить, если нет омонимии форм (волну), по грамматическим
характеристикам сочетающихся форм (часы баюкают).
Падеж трудно определить при омонимии (совпадении) словоформ, например, у
одуш. сущ. В. п. =Р. п. , у неодуш. сущ. В. п. =И. п. и т. д.
Оценка:
1 зад. – 0,5 баллов за каждый правильно определенный падеж.
За каждый прием определения падежей – 1 балл.
По 1 баллу за указание на каждую причину лёгкого или затруднительного
определения падежей.
Итого: 16,5 б.
Задание 8. Синтаксис
Даны 2 группы примеров с неполными предложениями:
А. 1) – Как дела больного? – Больного – не знаю, а мои отвратительны.
2) Я надела синее платье, а сестра – зелёное.
Б. 1) – Сходи на берег, – посоветовал мужчина. – Моторка там из района.
2) – Падает, падает! – кричали дети.
Определите, чем различаются предложения этих двух групп, и ответьте на
вопрос, почему основной сферой употребления неполных предложений
является разговорная речь, особенно – диалог? Что ограничивает их
использование в официально-деловой и научной сферах речи?
Ответ:
в группе А недостающие члены предложения можно восполнить из других
частей текста, т. е. из ближайшего контекста: как больного дела, мои дела
отвратительны; сестра надела зелёное платье;
в группе Б слов для восполнения нет, для точного понимания нужен более
полный контекст, хотя ситуацию можно понять в общих чертах: моторка из
района пр ишла (приплыла, доставлена), падает, видимо, то, за чем дети
наблюдают в небе (звёзды, воздушные шары, воздушный змей и т. п. ).
Неполные предложения широко употребляются в диалоге, т. к. в
непосредственном общении легко можно понять смысл предложения исходя из
контекста, ситуации, а если нет, можно переспросить собеседника. В
официально-деловой и научной речи такие предложения недопустимы, т. к. они
могут существенно исказить смысл текста, что может привести к
непоправимым ошибкам в его восприятии или непониманию (например, можно
неверно понять важный документ, неверно истолковать научную концепцию).
Оценка:
по 2 б. за верный комментарий к группам предложения; 3 б. за верный ответ на
вопрос.
Итого: 7 б.
Задание 9. Нормы русского языка (культура речи)
К. И. Чуковский ввёл в научный обиход термин «канцелярит». О каком явлении
идёт речь? Приведите собственные примеры использования канцелярита в
речи.
Ответ:
К. И. Чуковский под канцеляритом понимал немотивированное и неумеренное
употребление слов, форм, конструкций официально-делового стиля
(канцелярский слог). Примеры К. И. Чуковского: Дачник говорит жене: «Тебя
не лимитирует плащ?»; Рыбак спрашивает рыбака: «какие мероприятия
предпринимаете вы для активизации клёва?»; примеры Ю. В. Фоменко (Типы
речевых ошибок. Новосибирск, 1994): Ваш дом ещё не окабелён; Приношение
и распитие спиртных напитков строго воспрещается.
Оценка:
3 б. за пояснение термина «канцелярит»; по 2 б. за верный подбор примера.
Итого: в зависимости от кол-ва примеров.
II тур. Перевод текста на древнерусском языке
Выполните перевод древнерусского текста. Обратите внимание на особенности
чтения следующих букв: h читается как е, ú читается как о.
È . . /. ãðîçíî îáh ñèëû åëèêèà, êðhïêî áüþùåñÿ, . . /. íåìîùíî áh
ìhñòèòèñÿ íà òîì ïîëh Êóëèêîh: áh ìhñòî òî òhñíî ìåæó Äîíîì è
Ìå÷åþ. Íà òîì áî ïîëh ñèëíèè ïëúöè ñúñòóïèøàñÿ, èç íèõú æå
ûñòóïàëè êðîàûà çàðè, à íèõ òðåïåòàëèñÿ ñèëüíèè ìëúíèà îò
îáëèñòàíèà ìå÷íàãî. È áûñò• òðóñêú è çóêú åëèêú îò êîïåèíàãî
ëîìëåíèÿ è îò ìå÷íàãî ñh÷åíèÿ (Сказание о мамаевом побоище).
Вопросы к тексту:
1. Назовите слова современного русского языка, этимологически родственные
слову íåìîùíî. Ответ аргументируйте.
2. Какой частью речи является слово òhñíî? Назовите грамматические
признаки.
Ответ:
Перевод: И грозно обе силы (полки) великие, ожесточенно сражаясь, не могли
вместиться (расположиться) на том поле Куликовом: то место между Доном и
Мечею тесно. На том поле сильные полки сошлись, от их битвы выступало
кровавое зарево, трепетали сильные молнии от блеска мечей. И был треск и
звук велик от ломки копий и от сечи мечами (Сказание о мамаевом побоище).
Ответы на вопросы:
1. Этимологически родственными словами к слову íåìîùíî являются
такие, как мочь, невмочь, правомочный, мощный и т. д. Приведённые
примеры демонстрируют историческое чередование ч//щ и
этимологически восходят к одному праславянскому корню *mogti.
2. Словоформа – прилагательное ср. р. ед. ч. , Им. п. , которое употребляется
в краткой форме: то место … тесно.
Оценивание перевода текста:
учитывается общее понимание смысла текста – до 2-х баллов, точность
передачи лексико-грамматических особенностей – до 3-х баллов.
Итого: до 5 баллов.
Оценивание ответов на вопросы:
за адекватное указание родственных слов – по 1 баллу, при наличии историко–
лингвистического комментария (в 1 вопросе) – до 3-х баллов, за указание
соответствующей части речи и её грамматических признаков (во 2 вопросе) –
по 1 баллу за часть речи и каждый грамматический признак.
Итого: более 10 баллов.
Метки: Русский язык