Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Всероссийская олимпиада по русскому языку, 11 кл

Всероссийская олимпиада по русскому языку, 11 кл

I ТУР

Задание 1. Орфоэпия

В строчках А. С. Пушкина встречается акцентологическая норма (норма

ударения) нач. 19 в. Найдите отступления от современной орфоэпической

нормы, прокомментируйте.

***

Зевес, балуя смертных чад,

Всем возрастам даёт игрушки:

Над сединами не гремят

Безумства резвые гремушки.

Ах, младость не приходит вновь!

***

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пёстрых изразцах.

***

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил.

Ответы:

1) сединАми – совр. седИнами

(балУя – совр. норма, Зевес, младость – не акцентологическая норма)

2) нет отступлений (на стенАх – на стЕнах совр. равноправные варианты)

3) издАвна – совр. Издавна

Оценка:

За каждую пару с комментарием – по 3 б.

За доп. комментарии к балуя, стенам и т. д. – по 1 б. За неправ. вариант – минус

1 б.

Итого: 10 б.

Задание 2. Орфография

Среди шуточных советов по старому русскому правописанию находим

следующий: «Псалтырь пиши не покоем, но псями. Кое общение псу со

псалмом?» О написании каких букв идёт здесь речь? Как следует понимать эту

фразу?

Ответ.

Речь идёт о написании букв «покои» и «пси». Смысл фразы: слово «псалтырь»

нужно начинать с буквы «пси», а слово «пёс» – с буквы «покои»; в самом деле,

«кое общение псу со псалмом», ведь ничего общего у слов «пёс» и «псалтырь»,

как и у обозначаемых ими понятий, нет.

Следует также добавить, что «пси» писалось только в заимствованных из

древнегреческого языка словах, а «покои» – во всех славянских.

Оценка:

За называние букв – 1 балл; за указание особенностей правописания слов

псалтырь и пёс – 2 балла, за комментарий смысла фразы – 3 балла, за

разграничение написания букв – 2 балла.

Итого: 8 баллов.

Задание 3. Диалектная система русского языка

Напишите словарную статью на выделенное слово для диалектного словаря по

следующему контексту (ударный гласный подчёркнут): Избушка у меня

маленькая была – не повернуться, потом сыновья помогли, подростили её

(Большеречье). В словарной статье нужно отразить толкование, дать

грамматические пометы и пример употребления слова.

Ответ:

Подростить, -щу, -стишь, сов. Увеличить, расширить за счёт пристройки. –

Избушка у меня маленькая была – не повернуться, потом сыновья помогли,

подростили её (Большеречье).

Оценка:

2 балла за верное толкование (1 за идею расширения, 1 за упоминание

пристройки); 2 балла за грамматические пометы; 1 балл за верное оформление

примера (иллюстрации).

Итого: 5 баллов.

Задание 4. Лексика. Фразеология

Какие устойчивые выражения с числом 7 имел в виду автор стихотворения

«Сонет к семи» В. Куприянов? Восстановите их исходную форму. Определите,

что является фразеологизмом, а что пословицей. Дайте толкование

фразеологизмов. В стихотворении есть также трансформированные перифразы

с числом 7, выпишите их. Что они обозначают?

В глаголе «есмь» зачатие семи.

Семь ниспровергло башню Вавилона,

И семь холмов – столицы мира лоно.

Свет семицветным явлен пред людьми.

Семь – основанье лунного закона.

Земные тайны за семью дверями.

Семь дней творенья как закон прими,

Как семя, чьё движенье неуклонно.

Семь раз отмерив, свой закончи труд.

И семь ветров твой пот седьмой смахнут.

В седьмое небо вглядывайся зорко.

Пусть, отвергая многословный бред,

Рабочая и мудрая семёрка,

Удваиваясь, дарит вам сонет!

Приведите ещё фразеологизмы, пословицы и поговорки с числом семь (до

десяти примеров).

Ответ:

Фразеологизмы:

1) за семью замками – тщательно спрятано, охраняется, недоступно,

2) семь потов сошло – затрачено много усилий для выполнения чего-либо,

или сгонять семь потов – изнурять работой,

3) на семи ветрах – находящийся на открытом возвышенном месте, на

пересечении всех дорог, в центре событий,

4) быть на седьмом небе – чувство восторга, блаженства, радости,

Пословица:

семь раз отмерь – один раз отрежь.

Перифразы:

1) город на семи холмах – Рим, а также Москва,

Оценка:

За каждое правильное фразеологическое выражение – по 1 б. и по 1 б. за

толкование (всего 8 б. )

За каждую правильную пословицу и перифразу – по 1 б. (всего 2 б. )

Доп. баллы по 0,5 б. за выражения с 7.

Итого: от 10 б.

Задание 5. История русского языка

Выберите из предложенного списка фамилии лингвистов отечественного

языкознания XIX века, которые занимались изучением древних языков и

памятников: В. Е. Адодуров, Ф. И. Буслаев, А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Ф.

Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба.

Поясните, какая научная проблематика разрабатывалась этими учёными и

какие памятники письменности (жанровые формы) ими изучались.

Ответ:

Ф. И. Буслаев, А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Ф. Ф. Фортунатов.

Ф. И. Буслаев показал глубокую связь истории языка с историей народа,

доказал необходимость исследования народных говоров. Он впервые публикует

редкие рукописи разных жанров XI-XVIII вв. (духовные сочинения, большой

корпус делового содержания, учительские книги, грамоты, хронографы).

А. Х. Востоков – один из первых учёных, который обратился к изучению языка

народной речи, отражённой в памятниках местной письменности и говорах. Им

был составлен «Опыт областного великорусского словаря», впервые издано

«Остромирово Евангелие», подготовлен к печати «Изборник великого князя

Святослава Ярославича 1073 г. ».

И. И. Срезневский занимался изучением славянских языков и памятников

русской старины. Его труд – «Мысли об истории русского языка».

А. А. Шахматов начал свою деятельность в науке с изучения памятников

новгородской письменности (летописей). Его заслугой является разработка

вопроса о происхождении русского языка и его наречий, который

рассматривается в связи с общим развитием славянства и его письменной

культуры.

Оценка:

за указание фамилий Ф. И. Буслаева, А. Х. Востокова, И. И. Срезневского, А. А.

Шахматова – по 1 баллу за каждый. За конкретизацию научной проблематики

того или иного учёного – по 1 баллу за каждый. За указание конкретных

памятников (или жанровых форм), изучаемых тем или лингвистом, – по 2

балла за каждый.

Итого: 16 баллов.

Задание 6. Морфемика. Словообразование

Вы знаете лишь две последние буквы слова: «-ло». Попытайтесь привести как

можно больше слов разных частей речи (не повторяйте слова одной то же части

речи!) с конечным отрезком «-ло». Какой словарь может помочь вам в этих

поисках?

Определите, в какую часть слова (морфему(-ы)) входят эти буквы.

Ответ:

Самостоятельные части речи: зеркало – сущ. , смело, мало – нар. , бело – кр.

прилаг. , весело – категория состояния, принесло – глагол в форме прош. вр. .

Служебные части речи: около – предлог, было – связка и частица.

Вводное слово – бывало. Междометие – алло.

«Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка (любое издание),

«Обратный словарь русского языка».

Корень-окончание (зеркал-о, бел-о), корень-суффикс (смел-о, весел-о),

суффикс-окончание (принес-л-о, бы-л-о как связка), корень (около, было как

частица, алло).

Оценка: 1 балл за каждое слово.

по 1 баллу за указание словаря.

1 балл за каждое верное распределение морфемного членения.

Итого: в зависимости от кол-ва найденных слов.

Задание 7. Морфология

Внимательно прочитайте стихотворение Мориса Карема в переводе Валентина

Берестова.

Море качает волну не спеша.

Часы баюкают время.

Звезды качает ночная темень.

А я, от радости чуть дыша,

Баюкаю малыша.

Рожь баюкает ветер, шурша.

Небо – ночных соловьев,

Аллея качает ветви дубов,

А я, погода плоха ль, хороша,

Баюкаю малыша.

Определите падежи употребленных в тексте существительных, применяя все

известные школьникам приемы (на что можно опираться, определяя падежи?).

В каких случаях падеж может быть установлен легко, без труда, а в каких

случаях можно ошибиться? Чем объяснить такие трудные случаи?

Ответ:

Море (И. п. ) качает волну (В. п. ) не спеша.

Часы (И. п. ) баюкают время (В. п. ).

Звезды (В. п. ) качает ночная темень (И. п. ).

А я, от радости (Р. п. ) чуть дыша,

Баюкаю малыша (В. п. ).

Рожь (И. п. ) баюкает ветер (В. п. ), шурша.

Небо (И. п. ) – ночных соловьев (В. п. ),

Аллея (И. п. ) качает ветви (В. п. ) дубов (Р. п. ),

А я, погода (И. п. ) плоха ль, хороша,

Баюкаю малыша (В. п. ).

Падеж можно определить: 1) по окончанию, 2) по предлогу, 3) по вопросу, 4) по

синтаксической функции существительного в предложении, 5) при

параллелизме по структуре соседнего предложения.

Падеж легко определить, если нет омонимии форм (волну), по грамматическим

характеристикам сочетающихся форм (часы баюкают).

Падеж трудно определить при омонимии (совпадении) словоформ, например, у

одуш. сущ. В. п. =Р. п. , у неодуш. сущ. В. п. =И. п. и т. д.

Оценка:

1 зад. – 0,5 баллов за каждый правильно определенный падеж.

За каждый прием определения падежей – 1 балл.

По 1 баллу за указание на каждую причину лёгкого или затруднительного

определения падежей.

Итого: 16,5 б.

Задание 8. Синтаксис

Даны 2 группы примеров с неполными предложениями:

А. 1) – Как дела больного? – Больного – не знаю, а мои отвратительны.

2) Я надела синее платье, а сестра – зелёное.

Б. 1) – Сходи на берег, – посоветовал мужчина. – Моторка там из района.

2) – Падает, падает! – кричали дети.

Определите, чем различаются предложения этих двух групп, и ответьте на

вопрос, почему основной сферой употребления неполных предложений

является разговорная речь, особенно – диалог? Что ограничивает их

использование в официально-деловой и научной сферах речи?

Ответ:

в группе А недостающие члены предложения можно восполнить из других

частей текста, т. е. из ближайшего контекста: как больного дела, мои дела

отвратительны; сестра надела зелёное платье;

в группе Б слов для восполнения нет, для точного понимания нужен более

полный контекст, хотя ситуацию можно понять в общих чертах: моторка из

района пр ишла (приплыла, доставлена), падает, видимо, то, за чем дети

наблюдают в небе (звёзды, воздушные шары, воздушный змей и т. п. ).

Неполные предложения широко употребляются в диалоге, т. к. в

непосредственном общении легко можно понять смысл предложения исходя из

контекста, ситуации, а если нет, можно переспросить собеседника. В

официально-деловой и научной речи такие предложения недопустимы, т. к. они

могут существенно исказить смысл текста, что может привести к

непоправимым ошибкам в его восприятии или непониманию (например, можно

неверно понять важный документ, неверно истолковать научную концепцию).

Оценка:

по 2 б. за верный комментарий к группам предложения; 3 б. за верный ответ на

вопрос.

Итого: 7 б.

Задание 9. Нормы русского языка (культура речи)

К. И. Чуковский ввёл в научный обиход термин «канцелярит». О каком явлении

идёт речь? Приведите собственные примеры использования канцелярита в

речи.

Ответ:

К. И. Чуковский под канцеляритом понимал немотивированное и неумеренное

употребление слов, форм, конструкций официально-делового стиля

(канцелярский слог). Примеры К. И. Чуковского: Дачник говорит жене: «Тебя

не лимитирует плащ?»; Рыбак спрашивает рыбака: «какие мероприятия

предпринимаете вы для активизации клёва?»; примеры Ю. В. Фоменко (Типы

речевых ошибок. Новосибирск, 1994): Ваш дом ещё не окабелён; Приношение

и распитие спиртных напитков строго воспрещается.

Оценка:

3 б. за пояснение термина «канцелярит»; по 2 б. за верный подбор примера.

Итого: в зависимости от кол-ва примеров.

II тур. Перевод текста на древнерусском языке

Выполните перевод древнерусского текста. Обратите внимание на особенности

чтения следующих букв: h читается как е, ú читается как о.

È . . /. ãðîçíî îáh ñèëû åëèêèà, êðhïêî áüþùåñÿ, . . /. íåìîùíî áh

ìhñòèòèñÿ íà òîì ïîëh Êóëèêîh: áh ìhñòî òî òhñíî ìåæó Äîíîì è

Ìå÷åþ. Íà òîì áî ïîëh ñèëíèè ïëúöè ñúñòóïèøàñÿ, èç íèõú æå

ûñòóïàëè êðîàûà çàðè, à íèõ òðåïåòàëèñÿ ñèëüíèè ìëúíèà îò

îáëèñòàíèà ìå÷íàãî. È áûñò• òðóñêú è çóêú åëèêú îò êîïåèíàãî

ëîìëåíèÿ è îò ìå÷íàãî ñh÷åíèÿ (Сказание о мамаевом побоище).

Вопросы к тексту:

1. Назовите слова современного русского языка, этимологически родственные

слову íåìîùíî. Ответ аргументируйте.

2. Какой частью речи является слово òhñíî? Назовите грамматические

признаки.

Ответ:

Перевод: И грозно обе силы (полки) великие, ожесточенно сражаясь, не могли

вместиться (расположиться) на том поле Куликовом: то место между Доном и

Мечею тесно. На том поле сильные полки сошлись, от их битвы выступало

кровавое зарево, трепетали сильные молнии от блеска мечей. И был треск и

звук велик от ломки копий и от сечи мечами (Сказание о мамаевом побоище).

Ответы на вопросы:

1. Этимологически родственными словами к слову íåìîùíî являются

такие, как мочь, невмочь, правомочный, мощный и т. д. Приведённые

примеры демонстрируют историческое чередование ч//щ и

этимологически восходят к одному праславянскому корню *mogti.

2. Словоформа – прилагательное ср. р. ед. ч. , Им. п. , которое употребляется

в краткой форме: то место … тесно.

Оценивание перевода текста:

учитывается общее понимание смысла текста – до 2-х баллов, точность

передачи лексико-грамматических особенностей – до 3-х баллов.

Итого: до 5 баллов.

Оценивание ответов на вопросы:

за адекватное указание родственных слов – по 1 баллу, при наличии историко–

лингвистического комментария (в 1 вопросе) – до 3-х баллов, за указание

соответствующей части речи и её грамматических признаков (во 2 вопросе) –

по 1 баллу за часть речи и каждый грамматический признак.

Итого: более 10 баллов.

Метки: Русский язык