Конспект урока русского языка по теме: `Правописание слов с непроизносимыми согласными`
Конспект урока русского языка по теме: `Правописание слов с непроизносимыми согласными`
Данный урок является вторым из серии уроков по правописанию непроизносимых
согласных. На уроке идет работа по формированию орфографических навыков
написания непроизносимых согласных в корне слова. Учащиеся знакомятся с правилом
в стихотворной форме и делают соответствующие выводы о проверке орфограммы.
Цель: Совершенствование умения писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму в словах. Закреплять способы проверки написания слов способом подбора однокоренных слов.
Оборудование: Сборнику упражнений Т. В. Шкляровой, учебник по русскому языку Т. Г. Рамзаевой, карточки со словарными словами, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Орг. момент: Проверка готовности и посадка детей.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Словарная работа:
Новые словарные слова: Чувство, Здравствуй, Лестница (учащиеся обводят новые слова в облачко, выделяют орфограмму, ставят ударение)
– На какую орфограмму эти слова? (непроизносимая согласная в корне слова)
– Как мы проверяем такие слова? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко). А словарные слова нужно выучить и запомнить их написание.
– А какое стихотворение мы знаем про непроизносимые согласные?
– Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
3. Объявление темы урока:
– Над какой темой мы продолжаем работать? ( Непроизносимые согласные в корне)
– Мы будем продолжать учиться писать и проверять слова с непроизносимыми согласными в корне.
4. Работа над темой урока:
а) Письмо по памяти (упр. №303). Взаимопроверка.
б) Игра Запомни, не зевай!
На доске записана рифмовка из слов, прочитайте ее несколько раз, а затем запишите те слова, которые смогли запомнить.
Сонце, чуство, празник,
Серце и проказник,
Лесница и звезный,
Здраствуйте и позний,
Злостный, неизвесный,
Месный, чсный, чес. . ный.
Учащиеся самостоятельно записывают слова, которые запомнили. Проверка проводится фронтально, учащиеся называют непроизносимую согласную, которую написали и подбирают проверочное слово.
5. Физминутка:
– Покажите как движутся названые мною предметы, назовите их название в начальной форме вместе с вопросом.
– в небе самолеты (что? самолет)
– наблюдаем за птичкой ( кто? птичка)
– встретились с лягушатами (кто? лягушонок)
– познакомились с зайчонком (кто? Зайчонок)
– посидели на пеньке (что? пенек)
– Молодцы! Отдохнули и запомнили, что если существительное отвечает на вопрос кто? это одушевленные предметы, а слова, отвечающие на вопрос что? неодушевленные.
в) Выполнение упражнения № 301. Подбор однокоренных слов и написание их вместе с подходящими по смыслу словом.
Счастье счастливый человек
По одному ученики работают у доски, остальные в тетради.
г) Работа по сборнику упражнений Т. В. Шкляровой стр. 36 № 147.
– Спишите текст, вставьте зеленой ручкой орфограммы. Разберите по членам первое предложение. Во втором предложение надпишите над словами части речи.
Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.
д) Запись под диктовку, рядом писать проверочное слово.
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный.
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный-
Этих слов не забывайте,
Букву т в них не вставляйте!
Вывод: Не во всех словах надо писать непроизносимые согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подбирать проверочное слово.
6. Итог:
Обобщение
– Написание слов, с какой орфограммой отрабатывали на уроке?
– Что необходимо помнить, чтобы избежать ошибок при написании слов с непроизносимыми согласными?
– Послушайте стихотворение, в котором говориться о том, как проверить слова с непроизносимыми согласными:
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно нам
Чтоб знать, как написать
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
7. Рефлексия:
– Выполнение какого задания вызвало затруднение?
– Каким образом вы справились с затруднением?
– Кто запомнил правила в стихотворной форме? Помогите своим товарищам, которые не успели запомнить, выучить это правило.
8. Домашнее задание: Упр. №311, прописать по пять раз новые словарные слова.
Метки: Русский язык