Урок 8 (7 класс) Тема: Словообразование и орфография ( § 5, 2 урока)
Урок 8 (7 класс) Тема: Словообразование и орфография ( § 5, 2 урока)
Цели: а) повторить однокоренные слова;
б) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;
в) отработать навык морфемного и словообразовательного разбора; вспомнить порядок синтаксического разбора;
г) научить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
д) р/р. Отработка навыков по составлению словосочетаний и предложений.
Урок№1
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята заполняют карточки друг друга, подписывают их и сдают на проверку учителю.
3. Предложение для синтаксического разбора.
(По карточке работают 2 ученика)
- Спишите, вставьте пропущенные буквы, произведите синтаксический разбор предложения, выполните разбор по составу всех слов в предложении.
Ран(нн)им утром тр. . пшки перег. . р. . живают серебр. . н(нн)ые струнки паутинок.
(Ф. Нестеров)
4. Вопросы к классу.
— Что изучается в словообразовании?
— Что называется морфемой?
— Как называется изменяемая часть слова?
— Какие значимые части могут входить в состав основы?
— Что общего между приставкой и суффиксом?
— В чём различие между приставкой и суффиксом?
— Какие способы образования вы знаете?
— Чем отличается словообразовательный разбор от разбора по составу?
5. Закрепление.
Задание 1.
- Одинаковы ли основы у следующих слов? Слова запишите, основы выделите.
Круглый, круг; назначить, назначаю; мужественный, мужественная; сказочно, сказочный; братский, братство; учёный, учёного; строитель, строительство; чистый, чище; дежурный, дежурство; общественный, общественного.
Задание 2. Упр. 25 (устно).
- Прочитайте текст. Все ли выделенные слова являются однокоренными, укажите все орфограммы в первом предложении.
Задание 3.
- Вспомните и расскажите о правописании гласных в корне.
(Безударные гласные в корне бывают: проверяемые; непроверяемые; чередующиеся. Написание чередующихся гласных зависит от: ударения
(-гор-/-гар-. . . )\ согласной корня (-раст-/-ращ-/-рос-; -лаг-/ -лож-);
суффикса -а (-мер-/-мир-; -пер-/-пир-. . )
- Данные словосочетания распределите по трём колонкам, найдите и подчеркните устойчивое сочетание, объясните его значение.
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
зависит от ударения | зависит от согласной корня | зависит от суффикса -а- |
Заросли черёмухи; запереть дверь; выращено в огороде; загореть на пляже; положить чемодан; гореть на работе; блестящая вода; дети росли; блистающий простор; постелить постель; приложить ладонь; загорелые плечи; замирать от восхищения; догорающий огонь; перетереть посуду; собираться в дорогу.
Задание 4 (устно).
- Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые.
(запись на доске)
свето– вор– светотень, водововоз, ярмарка, интерьер,
водо– елки– залежи, горелки, договор
яр– ер-
интерь– воз-
зал– марка-
гор– ежи-
дого– тень-
Задание 5.
- Выпишите из данных ниже слов только однокоренные. Составьте с любыми из слов словосочетания.
Загорелый, гористый, загореть, пригорюниться, горчить, загораю, городской, загораешь, горбиться, пригореть, горчица, горемыка, горе, горький, пригорок.
Задание 7.
- Вспомните правило о слитном и дефисном написании слов.
Орфографическая диктовка.
Русско-немецкий, ярко-зелёный, двухгодичный, светло-синий, пятнадцатилетний, серо-белый, пятиметровый, иссиня-чёрный, центробежный, механико-технологический, жилищно-строительный, отчётно-выборный, трёхгодичный, жаропонижающий, западно-восточный правосторонний, дикорастущий.
* Задание 8.
- Определите части речи по суффиксам, приведите примеры слов.
-Нибудь; -ельн; -ек; -ива; -либо; -оньк; -юшк; -чик; -то.
6. Выводы.
— Какие слова называются однокоренными?
— Какие орфограммы мы с вами сегодня повторили?
7. Домашнее задание. § 5, Упр. 26.
Т. В. Сведенцова, МОАУ СОШ № 31, город Киров
Метки: Русский язык