Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок 8 (7 класс) Тема: Словообразование и орфография ( § 5, 2 урока)

Урок 8 (7 класс) Тема: Словообразование и орфография ( § 5, 2 урока)

Цели: а) повторить однокоренные слова;

б) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

в) отработать навык морфемного и словообразовательного разбора; вспомнить по­рядок синтаксического разбора;

г) научить различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

д) р/р. Отработка навыков по составлению словосочетаний и предложений.

Урок№1

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята заполняют карточки друг друга, подписывают их и сдают на проверку учителю.

3. Предложение для синтаксического разбора.

(По карточке работают 2 ученика)

  • Спишите, вставь­те пропущенные буквы, произведите синтаксический разбор предложения, выполните разбор по составу всех слов в пред­ложении.

Ран(нн)им утром тр. . пшки перег. . р. . живают серебр. . н(нн)ые струн­ки паутинок.

(Ф. Нестеров)

4. Вопросы к классу.

— Что изучается в словообразовании?

— Что называется морфемой?

— Как называется изменяемая часть слова?

— Какие значимые части могут входить в состав основы?

— Что общего между приставкой и суффиксом?

— В чём различие между приставкой и суффиксом?

— Какие способы образования вы знаете?

— Чем отличается словообразовательный разбор от разбора по составу?

5. Закрепление.

Задание 1.

  • Одинаковы ли основы у следующих слов? Слова за­пишите, основы выделите.

Круглый, круг; назначить, назначаю; мужественный, мужествен­ная; сказочно, сказочный; братский, братство; учёный, учёного; строитель, строительство; чистый, чище; дежурный, дежурство; общественный, общественного.

Задание 2. Упр. 25 (устно).

  • Прочитайте текст. Все ли выделен­ные слова являются однокоренными, укажите все орфограммы в пер­вом предложении.

Задание 3.

  • Вспомните и расскажите о правописании гласных в корне.

(Безударные гласные в корне бывают: проверяемые; непроверяе­мые; чередующиеся. Написание чередующихся гласных зависит от: ударения

(-гор-/-гар-. . . )\ согласной корня (-раст-/-ращ-/-рос-; -лаг-/ -лож-);

суффикса -а (-мер-/-мир-; -пер-/-пир-. . )

  • Данные словосочетания распределите по трём колонкам, найдите и подчеркните устойчивое сочетание, объясните его значение.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

зависит от ударения

зависит от согласной корня

зависит от суффикса -а-

Заросли черёмухи; запереть дверь; выращено в огороде; загореть на пляже; положить чемодан; гореть на работе; блестящая вода; дети росли; блистающий простор; постелить постель; приложить ладонь; загорелые плечи; замирать от восхищения; догорающий огонь; перетереть посуду; собираться в дорогу.

Задание 4 (устно).

  • Соедините слова правого и левого столби­ков так, чтобы получились новые.

(запись на доске)

свето– вор– светотень, водововоз, ярмарка, интерьер,

водо– елки– залежи, горелки, договор

яр– ер-

интерь– воз-

зал– марка-

гор– ежи-

дого– тень-

Задание 5.

  • Выпишите из данных ниже слов только однокоренные. Составьте с любыми из слов словосочетания.

Загорелый, гористый, загореть, пригорюниться, горчить, заго­раю, городской, загораешь, горбиться, пригореть, горчица, горемы­ка, горе, горький, пригорок.

Задание 7.

  • Вспомните правило о слитном и дефисном написа­нии слов.

Орфографическая диктовка.

Русско-немецкий, ярко-зелёный, двухгодичный, светло-синий, пятнадцатилетний, серо-белый, пятиметровый, иссиня-чёрный, центробежный, механико-технологический, жилищно-строительный, отчётно-выборный, трёхгодичный, жаропонижающий, западно-восточный правосторонний, дикорастущий.

* Задание 8.

  • Определите части речи по суффиксам, приведите примеры слов.

-Нибудь; -ельн; -ек; -ива; -либо; -оньк; -юшк; -чик; -то.

6. Выводы.

— Какие слова называются однокоренными?

— Какие орфограммы мы с вами сегодня повторили?

7. Домашнее задание. § 5, Упр. 26.

Т. В. Сведенцова, МОАУ СОШ № 31, город Киров

Метки: Русский язык