Урок 9 (7 класс). Тема: Морфемный и словообразовательный разбор (§ 5)
Урок 9 (7 класс). Тема: Морфемный и словообразовательный разбор (§ 5)
Урок № 2
Ход у рока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания
(§ 5, Упр. 26, тетради собрать на проверку).
3. Синтаксический разбор предложений.
- Вспомните правописание корней -гор---гар-.
Солнце г. . рячо. Он всегда г. . рячо спорил.
- Разберите по составу слово горячо в обоих предложениях.
¾ Чем отличаются разборы?
(В первом случае горячо – краткое прилагательное, -о--окончание;
во втором предложении горячо – наречие, -о--суффикс. )
— В чём отличие морфемного разбора от словообразовательного?
4. Закрепление.
Задание l.
- Ha доске записаны слова. Прочитайте, выделите суффиксы.
Бетонщик, строитель, писатель, пищеварение, железнодорожник, гимнастика, оперировать, механизация, кривизна, просматривать,
девчушка, искристый.
Задание 2.
- Выполните морфемный разбор слов.
Беззвучный, окрепнуть, жаркий, приземистый, водительский, переводчица, педагогический, домишко, задумчивый, волнистый, сшить, преподаватель, мыть.
Задание 3.
- Вспомните порядок словообразовательного разбора.
- Выполните словообразовательный разбор следующих слов.
Секретный –
Парашютистка –
Учительница –
Стройность –
молчаливость –
объединит –
Задание 4.
- Вспомните способы словообразования.
- Составьте словообразовательную цепочку со следующими словами.
Свет, забота, талант, сад, лес.
Задание 5.
¾ Чем отличаются сложные слова от сложносокращённых?
- Расскажите о соединительных гласных.
Буквенный диктант. (Укажите соединительную гласную о или е)
- Я зачитываю слова, ребята проставляют в тетрадях только буквы: е или о.
Нефт. . воз, лед. . кол, болеутоляющий, путешествие, огнестрельный,
благословить, полководец, природоведение, водоснабжение, нов. . сёл,
длинн. . хвостый, мороз. . стойкий.
(Ответы: е, о, е, е, е, о, о, о, о, о, о, о. )
Задание 6. Упр. 23.
- Обозначьте части, из которых состоят слова (см. стр. 207 учебника).
Задание 7. Орфографическая диктовка.
- Объясните все орфограммы, встречающиеся в тексте, выделенные слова
разберите по составу.
Золотая осень
Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты. Главная кузница по чеканке золотых монет — берёзовая роща. Рядом с каждой берёзой-наковалъней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается слетом за дождь и туманы, солнце и ветер.
(Ф. Нестеров. )
*3адание 8.
- Склоняется ли существительное полдороги!
*3адание 9.
- Замените русскими синонимами слова иноязычного происхождения:
апатия, альтруист, каллиграфия, пессимизм.
5. Выводы по уроку.
— Какие способы образования слов вам известны?
— Что называется словообразовательным разбором?
— С помощью чего образуются слова в русском языке?
— Какие трудности с разбором слов возникли у вас на сегодняшнем уроке?
6. Домашнее задание. § 5, Упр. 24
Т. В. Сведенцова, МОАУ СОШ № 31, город Киров
Метки: Русский язык