Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок 10 (7 класс). Тема: Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (3 урока, § 6)

Цели: а) повторить грамматические признаки частей речи;

б) от­работать навыки морфологического разбора;

в) продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;

г) р/р. Уметь конструировать предложения.

Урок№1

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания (§ 5, Упр. 24; взаимопроверка).

3. Синтаксический разбор предложения.

Каждое дерево осенью похоже на первосентябръский школьный букет.

(Ф. Нестеров)

— Выделите окончание во всех словах предложения (если это возможно).

— Слова каких частей речи встретились вам в предложении?

4. Составление таблицы о частях речи.

-Какие части речи мы с вами изучили в прошлом учебном году?

5. Закрепление.

Задание 1.

  • Перед глазами учащихся отпечатанный текст.

Из «поучения Владимира Мономаха».

. . . мои или иной кто, слушая эту грамотку,( не) посмейтесь над нею, но примите . . . в сердце . . . и( не) л. . нитесъ, но усердно трудит. . сь.

Везде, куда вы . . . и где остановит. . сь, напойте и . . . просящего. Всего же более убогих ( не) забывайте и подавайте сирот. . , и вдовицу ра(сс, с)удите сами, а( не) давайте . . . губить человека.

. . . чтит. . , как отца. А . . . . Как братьев. Более же всего чтит. . . . . ,

откуда бы он не пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если (не) можете почтить его. . . , то. . . его пищей и питьём; ибо он, прохо­дя, прославит человека по всей . . . или добрым или злым.

Что умеет. , хорошего, того не. . . , а чего не . . . , тому . . . -как отец мой, дома сидя знал пять . . . , оттого и честь ему была от других стран. Ле (н,нн) ость ведь . . . всему дурному: что кто умеет, тот забудет, а чего( не умеет), тому не . . . Добро же творя, не л. . нит. . сь ни на что. . .

Текст даётся в сокращении

(учебник литературы 7-й класс, под ред. В. Я. Коровиной).

— О чём текст ?

— К чему призывает своих детей Владимир Мономах? 

  • Восстановите текст.

(Текст в тетрадь не записывается. )

— Какие буквы пропущены? 

  • Определите части речи выделенных слов.

(Выделенные слова выписываются в тетради. ) 

  • Составьте предложение со словом хорошего так, чтобы оно стало

другой частью речи. 

  • Определите морфологические признаки слов: подавайте, других, братьев.
  • Выполните разбор по составу следующих слов:

рассудите, чтите, не посмейтесь.

Выполните фонетический разбор слова братьев.

  • Выполните морфологический разбор слова не можете.

6. Выводы по уроку.

¾ Какие виды разборов мы сегодня повторили?

¾ Какие виды орфограмм мы сегодня повторили?

7. Домашнее задание. § 6, Упр. 31.

Т. В. Сведенцова, МОАУ СОШ № 31, город Киров

Метки: Русский язык