Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Менеджеру школы
  • БИБЛИОТЕЧНАЯ ИННОВАТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ МБОУ «СОШ № 30 С УИПОО «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» г. НИЖНЕВАРТОВСКА

БИБЛИОТЕЧНАЯ ИННОВАТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ МБОУ «СОШ № 30 С УИПОО «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» г. НИЖНЕВАРТОВСКА

БИБЛИОТЕЧНАЯ ИННОВАТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ МБОУ «СОШ № 30 С УИПОО «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» г. НИЖНЕВАРТОВСКА БИБЛИОТЕЧНАЯ ИННОВАТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ МБОУ «СОШ № 30 С УИПОО «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» г. НИЖНЕВАРТОВСКА

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Бернард Шоу

Инновационная деятельность школьных библиотек необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени – означает умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности.

Определимся с понятиями: инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.

Инновационная деятельность – процесс создания, освоения и распространения инноваций. Инновационная деятельность может быть направлена как на получение нового (в нашем случае библиотечного-информационного) продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы. Что касается школьной библиотеки, то здесь инновациями будут являться новые, нетрадиционные продукты, услуги, технологии, которые позволяют эффективно (минимум затрат – максимум результата) обслуживать наших пользователей.

Инновацией является только внедренная идея, к замыслам данное понятие не относится. При этом надо учесть, что если для крупных и средних библиотек некоторые продукты и услуги являются уже традиционными (виртуальная справка, корпоративные каталоги, использование внешних баз данных и МБА с помощью цифровой фотокамеры и др. ), то для школьной библиотеки, в силу ее специфики (ресурсная база, кадровый состав), внедрение таких продуктов и услуг будет являться инновациями.

Школьная библиотека сегодня – это культурно-образовательный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательного процесса. Ведущая идея, центральная задача российской образовательной политики сегодняшнего дня – модернизация системы образования, т. е. комплексное, всестороннее обновление всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни.

В условиях модернизации образования повышается роль и значение школьных библиотек в решении педагогических, воспитательных, и социальных функций образовательных учреждений. Библиотека как структурное подразделение школы становится центром информационного сопровождения интеллектуального развития школьника, а сотрудник библиотеки – равным партнером учителя в решении этой важнейшей педагогической задачи.

Современный сотрудник школьной библиотеки – это и учитель, и библиотекарь, и педагог-организатор внеклассной работы, и информационный менеджер, и специалист по связям с общественностью.

Большинство школьных библиотекарей стремятся поддерживать свою профессиональную компетентность на основе самообразования, чтения специальной литературы, обмена опытом с коллегами. Однако глобальные изменения в общественной и педагогической сфере развиваются так стремительно быстро, что решать эту задачу своими силами с каждым годом становиться все труднее.

Усложнение функций школьных библиотек требует включенности их специалистов в систему непрерывного образования, постоянного пополнения профессиональных знаний, формирования новых умений и навыков. Только на основе обучения современный специалист может сохранить устойчивость на рынке труда, быть профессионалом своего дела.

Библиотечная инноватика – новое самостоятельное направление библиотековедения, определяющее специфику изменений в библиотеках, методику изучения, осуществления и управления инновациями в библиотечном деле. Как научное направление оно нацелено на решение проблем совершенствования библиотечной деятельности на основе синтеза новых знаний, идей, изобретений и технологий, разработку вопросов планирования, организации и реализации инновационной деятельности библиотек.

Для развития инновационной деятельности библиотечному специалисту необходимы как специальные знания, умения и навыки: стратегического, программно-целевого планирования, проектной работы и пр. , так и коммуникативные и управленческие умения: отстаивать свою точку зрения, вести диалог, определять «фронт» первостепенных задач, брать на себя ответственность за инициативу, доводить дело до конца, работать в «команде».

Руководитель библиотеки может выполнить возложенные на него задачи, если будет знать стратегические перспективы развития своей школы, будет включен в команду «новаторов» педагогической деятельности, а не поставлен перед решением только текущих проблем учебной и воспитательной работы школы.

Он должен знать, вникать и разбираться в тех проблемах, которые стоят перед всем педагогическим коллективом, тогда он сможет определить стратегию информационного сопровождения этой работы. Здесь результативность инновационной коммуникации будет зависеть от руководителей школы, из понимания значимости совместной работы библиотекаря и педагогического коллектива, разъяснения целей, задач и этапов модернизации образовательной деятельности в стране на примере своей школы.

Об информационной системе и инновационной деятельности библиотеки МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура» г. Нижневартовска

Традиционно наши пользователи привыкли к мысли, что в библиотеке можно получить любую информацию. Теперь в условиях информационного перенасыщения выполнять свои основные функции школьной библиотеке (фондообразование, информационно-библиографическое и абонентское обслуживание) без Автоматизированной Информационной Библиотечной Системы становится затруднительно.

АИБС «МАРК– SQL» приживалась в нашей библиотеке с большим трудом. Но со временем мною оценились возможности одноразового ввода данных и многоразовое их использование для поиска документов, печати подобранной информации, передачи массивов данных различным пользователям, подготовки изданий таких как: (аннотированные списки литературы, бюллетени новых поступлений, библиографические указатели литературы и т. д. )

Очень удобен многоаспектовый поиск введенных данных по различным признакам и их сочетаниям без формирования дополнительных картотек и указателей.

Автоматизированный учет и ведение статистики во многих процессах достаточно продуктивны в работе. На данный момент базы данных библиотеки МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура» содержат и предлагают пользователям более 2500 аннотированных документов в БД «книги», 220 наименования в БД «учебники», ведется инвентарная книга основного фонда, книга безинвентарного учета учебного фонда, ведутся книги суммарного учета основного и учебного фонда в «МАРК-SQL».

Программа АИБС «МАРК– SQL» непроста в применении, руководство для пользователя к ней написаны профессиональным языком для программистов, и поэтому она требует наличия сайта поддержки, горячей консультационной линии или связи по электронной почте с ее разработчиками.

И вот, готовясь к данной статье, я наткнулась в №2/2009 газеты «Библиотека в школе» на статью Ирины Кузиной и Анастасии Чебановой «МАРК-SQL»: новая жизнь», которая знакомит читателей с возможностями программы дистанционного изучении АИБС «МАРК-SQL». Обучающая интернет – система представлена разработчиками на сайте WWW. INFORMSYSTEMA. R . Зарегистрировавшись, каждый желающий становится слушателем курса, а когда возникают какие-либо вопросы по использованию данной системы, можно послать сообщение своему тьютору с просьбой прояснить тот или иной вопрос.

Несколько слов о медиаресурсах МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура»: в библиотеке созданы суммарный и предметный ЭК ННИ (502 наименования СД, DVD, видео, аудио), которые находятся в свободном доступе для пользователей нашей библиотеки.

Какие инновации в работе школьной библиотеки я могу выделить?

– Удачной творческой находкой стал для нас традиционный ежегодный конкурс мультимедийных работ «Читать – это здорово!», который регулярно проводится Государственной библиотекой Югры. В 2009 году В рамках Года молодежи за Участие в III окружном конкурсе мультимедийных работ «Читать – это здорово!», посвященном 75-летию Государственной библиотеки Югры в номинации «Анимационные поздравления» (презентации): занял II место – Ивашов Дмитрий Юрьевич (г. Нижневартовск МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура») за работу «Праздничная ода Государственной библиотеке Югры в день 75-летнего юбилея»; также отмечен специальным дипломом с вручением призов: Горьков Антон Владимирович (г. Нижневартовск МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура») за работу «Комический рассказ в стихах «Сережка и библиотека».

– В 2010 году Государственной библиотекой Югры предлагалась тема: «Григорий Бакланов и его герои. Библиотека. Чтение». Конкурс проводился в рамках проекта «Большое чтение на 60-й параллели» и был посвящен 65-летнию Победы в Великой Отечественной войне. Участник и победитель конкурса – Горьков Антон 11 «А» кл. (г. Нижневартовск МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура»)

– В 2010 г. пользователи нашей библиотеки участвовали в интернет-викторине "Вопросы истории" (к 80-летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)

– В 2011 г. принимали участие в Межокружной интернет-викторине по краеведению «Югра+Ямал» (ко дню рождения автономных округов)

– Обучающиеся 2-5 кл. МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура»г. Нижневартовскас удовольствием приняли участие в конкурсе детского рисунка «Страна БезОпасности" проводимого в рамках Всероссийского образовательного проекта "Культура Безопасности". Итоги публикуются на сайте видеостудии "Премьер–УчФильм" http://www. uchfilm. com. Мы заработали Диплом конкурса.

– О фонде: доступен и постоянно используется в школьной библиотеке электронный каталог медиаресурсов в количестве 502 экз.

– Сформирован и применяется учащимися банк рефератов и сообщений школьников в количестве 95 наименований по различным отраслям знаний.

– С использованием программы «MicrosoftOfficePowerPoint» сформирован и активно используется в работе педагогами школы банк электронных презентаций, в количестве 80 наименований по разнообразной тематике: о правилах дорожного движения, о первых космонавтах и космонавтике, о праздниках в разных странах мира, о дружбе народов, о чудесах света, о пожарной безопасности, о произведениях детских авторов, о структуре книг, о справочной литературе, о литературных играх, о библиотечных уроках с применением материалов сети Интернет, по военно-патриотическому воспитанию.

– В программе «MicrosoftOfficePublisher» в шаблоне «буклеты» основаны памятки юному читателю, из которых дети-первоклассники узнают о правилах поведения в библиотеке, об обращении с книгами, о пословицах и поговорках, связанных с книгой; созданы буклеты о здоровом образе жизни, о гражданско-патриотическом воспитании школьников, об известных и знаменитых писателях и ученых и пр.

– Участие в 2008 г. с 7 кл. нашей школы Задесенцевым Сашей в Российском библиотечном конкурсе «Лучик» в номинации «За книжными страницами». Нами был написан сценарий к выпуску «Ералаша» под названием «Космические пришельцы» по мотивам повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!»; создан электронный читательский дневник, посвященный анализу прочитанных книг современных авторов, пишущих для подростков. Все это было отправлено в Москву и, хотя призовых мест мы не получили, но наши читатели 5-7 кл. до сих пор с удовольствием его читают и смеются над сюжетом рассказа.

– На школьном сайте МСОШ №30 в 2009 году была создана страничка «Школьная библиотека», где даны основные сведения: о режиме работы библиотеки МСОШ №30, о правилах пользования библиотекой МСОШ №30, о фонде библиотеки МСОШ №30, создана фотогалерея активных читателей школьной библиотеки, для раскрытия фонда библиотеки был помещен аннотированный указатель литературы для детей серии НФ «Пушкинская библиотека», в количестве 120 экз. , также был помещен обновленный аннотированный указатель литературы для внеклассного чтения детей младшего и среднего возраста серии «Пушкинская библиотека», помещены виртуальные выставки различной тематики, представлены списки рекомендательной литературы для обучающихся различной тематики: детство, исторические романы, фантастика, приключения и др. , создан литературный календарь к юбилейным датам русских писателей.

– В МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура» создана электронная библиотека классических художественных трудов из 30 программных произведений. Использовались при этом такие бесплатные эл. библиотеки как: www. lib. ru. , (библиотека Мошкова) www. klassika. ru. Пользователи нашей библиотеки имеют возможность выбора документов на традиционных или нетрадиционных носителях информации.

– Большой интерес у мальчишек 5-6 кл. вызывают модели самолетов и вертолетов и инструкции по их изготовлению, которые можно вынуть в типах публикации «Бумажные модели» в программе «MicrosoftOfficePublisher», дети с удовольствием после уроков в библиотеке занимаются конструированием.

– Большой популярностью пользуются бумажные модели «Оригами», которые также находятся в программе «MicrosoftOfficePublisher».

– В планах на будущее в обслуживании пользователей школьной библиотеки и их родителей планируем помимо всех перечисленных продуктов и услуг, предложить своим пользователям такую безвозмездную услугу, как передача художественной литературы и стихотворений по электронной почте, согласно оставленным заявкам.

Вообще, школьный сайт – это кладезь информации различного рода. Списки рекомендательной литературы для летнего чтения информируют родителей и, конечно учащихся о той литературе, которую требуется прочесть за каникулы. Методические материалы учителям-предметникам, дидактические материалы по подготовке к урокам, к аттестации учащихся 9-х и 11-х классов по традиционной форме и в виде тестирования тоже находятся на сайтах школьных библиотек как существенных хранителях информации.

Развитие и распространение технологий неумолимо. Значительная часть информационных ресурсов доступна через сетевое пространство. Библиотечными вэб-страницами могут пользоваться все желающие. Страницы имеют ссылки на базы данных, включая специализированные предметные полнотекстовые журналы, газеты, энциклопедии.

Такая доступность материалов, несомненно, поддерживает содержание обучения и поощряет новые формы и методы работы в школе. Отсюда вытекает и следующий фактор силы и значимости современной школьной библиотеки. Автоматизация и компьютеризация образования и библиотечной деятельности, не цель, а средство совместной деятельности библиотекаря и педагогического коллектива. Цель – обеспечение равного доступа к знаниям, информации посредством создания открытой информационно-образовательной среды, позволяющей любому человеку, наращивать свои знания, развивать свои интересы и представления об окружающей действительности, достижениях науки, технологий, культуры и искусства.

Именно для этой цели формируются информационные ресурсы и электронные библиотеки, обеспечивается доступ к мировым ресурсам через глобальную сеть интернет, разрабатываются корпоративные библиотечные сети, создаются консорциумы, в которых школьные библиотеки должны занять свое особенное место.

В этих условиях любая идея творческой личности, связанная с поиском способов вхождения школьной библиотеки в открытую информационно-образовательную среду – является базой для инноваций.

Руководители школьных библиотек – активные и целеустремленные люди, способные к инновационным изменениям. Однако далеко не все специалисты осознают свою роль в процессе модернизации школы, видят конечные цели обновления, понимают задачи и способы развития ресурсов, потенциальные возможности компьютеризации библиотек. Сегодня это необходимо срочно решать. Во-первых, на основе построения эффективных коммуникаций с администрацией школ. Руководитель библиотеки может выполнить возложенные на него задачи, если будет знать стратегические перспективы развития своей школы. Он должен знать, вникать и разбираться в тех проблемах, которые стоят перед всем педагогическим коллективом, тогда он сможет определить стратегию информационного сопровождения этой работы. Здесь результативность инновационной коммуникации будет зависеть от руководителей школы, из понимания значимости совместной работы библиотекаря и педагогического коллектива, вовлечения библиотекаря в команду «новаторов», разъяснения задач и этапов модернизации образовательной деятельности в стране на примере своей школы. Во-вторых, на основе обучения библиотекарей. Освоение новых знаний, умений и навыков позволит им разобраться в ситуации, сформировать убеждения, реализовать потенциал и добиться поставленных целей.

Одна из важных функций школьной библиотеки – служить окном в наш сегодняшний мир, основанный на информации. Поэтому, чтобы называться информационным центром, библиотека должна предоставлять своим читателям возможность пользоваться современными ИКТ, компьютерной техникой, средствами связи, электронными ресурсами, автоматизированными рабочими местами для обучающихся с выходом в Интернет.

Формы и методы обучения в современном мире усложняются и совершенствуются. Естественно, что в связи с этим повышается роль и значение школьных библиотек. Они становятся центрами информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а библиотекари – партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи.

Наша школьная библиотека, сохраняя традиции, ищет новые, современные формы работы с книгой, в помощь общеобразовательному процессу школы. Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (мультимедийные уроки, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место, конечно, по-прежнему занимает книга. Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов. Рассматривая планирование работы на новый учебный год, необходимо учесть те моменты, которые определены стандартами нового поколения. Библиотечно-информационные центры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на различных носителях. Библиотечно-информационные центры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности и дружественности образовательной среды. А квалифицированным библиотечным кадрам необходимо соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.

Моя задача – показать школьникам, что услуги и процессы в библиотеке могут и должны быть гибкими, новаторскими, соответствующими их реальным потребностям, и что библиотека хочет и способна дать им полезные умения, которые они смогут использовать в учении и будущей работе.

Информационные ресурсы

1. Качанова, Е. Ю. Наука работать по-современному. Об инноватике как междисциплинарном направлении // Библиотека. – 2003. – №5. – С. 6 – 8

2. Качанова, Е. Ю. Библиотечная инноватика и инновационная деятельность школьной библиотеки: определяем горизонты развития // Школьная б-ка. – 2002. – №5. – С. 14–22.

3. Крук, Н. В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 43–45.

Улаханова В. С. ,

зав. библиотекой,

МБОУ СОШ № 30,

г. Нижневартовск

Метки: Вопросы управления