ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА – ПРИЗНАК НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА – ПРИЗНАК НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА – ПРИЗНАК НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ
Подготовка специалистов-профессионалов в области качества является основной обязанностью высшего и среднего профессионального образования в удовлетворении потребностей общества и важнейшим условием успешного развития проблем качества.
Оценка качества выпускника ссуза по его знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах, неадекватно характеризует действительное качество подготовки специалиста. Знания и умения – лишь часть свойств личности, влияющая на успешность деятельности специалиста. Часто конкурентоспособность специалиста на производстве определяют его мотивационная готовность, эмоциональная устойчивость, умение управлять своими психическими состояниями. Однако эти параметры не входят в критерии оценки качества его подготовки. В то же время работодатели обращают внимание именно на эти критерии.
Нашей промышленности сегодня требуются личности интеллектуально развитые, прогрессивно-мыслящие, ориентирующиеся в сложных проблемах, понимающие и учитывающие законы развития общества и производства в условиях «качественной» революции. Критерии качества подготовки специалистов среднего звена включают: удовлетворенность работодателя (производство); выпускника (личность); социума (общество); высшей школы потребителя выпускников ссуза (система образования). Именно учебная деятельность может служить основой формирования личности.
Задачи педагога – спроектировать такую учебную деятельность, которая давала бы возможность раскрыть и реализовать потенциал каждого обучаемого. Необходимость разработки психолого-педагогических основ проектирования качественного образования в технических колледжах предопределена рядом образовавшихся противоречий:
– между возросшими требованиями к качеству выпускаемой продукции и реальной подготовкой специалистов к его обучению;
– между возросшими требованиями к специалистам технического профиля и нерешимостью проблемы достижения гарантированного уровня качества выпускников соответствующих учебных заведений;
– между высоким качеством машинного производства техники и низким качеством ее сборки и эксплуатации, где главную роль играет человек и проблема отношений между машиной и человеком, которая остается до конца нерешенной;
– между широким внедрением в производство международных систем качества и отсутствием целевой подготовки специалистов, способных работать в их условиях.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: как, и при каких условиях можно спроектировать систему качественного образования выпускников технического колледжа, ориентированную на их опережающую подготовку в условиях динамично развивающегося производства, и каковы критерии достижения запланированных результатов?
Стремление решить эту проблему стало причиной избрания темы исследования «Проектирование и реализация системы целевой подготовки в области качества студентов в технических колледжах (на примере Сызранского политехнического колледжа)».
Цель исследования: обеспечение требуемого уровня подготовки в области качества у студентов технического колледжа путем проектирования и реализации междисциплинарного комплекса «Качественное образование». («Квалитативное образование»)!
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов по дисциплинам квалитативного цикла в техническом колледже.
Гипотеза исследования: высокий уровень сформированности навыков использования основ метрологии, стандартизации, сертификации, квалиметрии у выпускников технического колледжа может быть достигнутым, если:
– модель подготовки выпускника колледжа дополнить блоком новых личностных свойств, определяющих его квалитативную культуру;
– формирование квалитативной культуры будет проходить не в рамках отдельной дисциплины, а в интегрированной системе дисциплин, связанных общим понятийным аппаратом «качество»;
– в качестве важнейших компонентов квалитативной культуры специалиста технического профиля машиностроительных специальностей считать квалитативные знания, умения выделять квалитативную ситуацию из всего многообразия, умение применять совокупность средств и методов квалиметрии, философию качества и рефлексивные умения;
– в основу процесса формирования квалитативной культуры положить моделирование и сквозное проектирование решения специализированных технических задач.
Данное исследование – это первый шаг комплексного исследования, направленный на выявление причин снижения или роста познавательной активности студентов. Оно включает в себя следующие этапы:
1. Проверка мониторинга знаний студентов, проводимого в ФГОУ СПО «СПК» в
2010-2011 гг.
2. Проведение итогов монографического исследования остаточных знаний
выпускников.
3. Выявление результатов исследования: составление диаграммы.
Следующим шагом в исследовании станет необходимость выявления причины снижения познавательной активности в 2010-2011 гг. по сравнению с предыдущим учебным годом.
Итогом проведенного исследования будут конкретные рекомендации и направления работы преподавателей со студентами.
На основе полученных данных будут выработаны мероприятия, которые позволят не только избежать негативных результатов в дальнейшем, но и сохранить положительную тенденцию и динамику роста конкретных показателей познавательной активности студентов колледжа.
Диаграмма 1 «Результаты исследования динамики познавательной активности студентов»
Из диаграммы 1 следует, что количество студентов колледжа, обучающихся без троек, остается на протяжении четырех лет не только стабильным, но и имеет тенденцию к росту.
Этот интегральный показатель динамики познавательной активности студентов также говорит о достаточно высокой эффективности организованной в колледже учебно-педагогической среды. Это подтверждают и результаты экспериментальных срезов мониторинга, а также итоги монографического исследования выпускников.
Данные всесторонней опытно-экспериментальной проверки разработанной системы подтверждают выдвинутую гипотезу, правильность концептуальных положений о возможности значительного повышения качества подготовки студентов технического колледжа путем организации и использования учебно-педагогической среды личностно ориентированного профессионального образования.
Качество подготовки специалистов – процесс динамический, развитие которого происходит под воздействием систематической оценки и самооценки. Основной целью такой оценки должна являться не моментная констатация того или иного уровня качества подготовки, а повышение этого уровня за счет целенаправленных и последовательно осуществляемых изменений и преобразований в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
Фаизов Г. К. , Фаизова В. Б. ,
ФГОУ СПО
«Сызранский политехнический колледж»,
г. Сызрань
Метки: Вопросы управления