УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИЙ
Инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развития.
Говоря о собственном инновационном опыте можно перечислить несколько основных новшеств в нашей школе:
1. Поисково–исследовательский характер учебной деятельности
2. Координация учебных дисциплин
3. Использование проектного метода
4. Индивидуальные учебные планы в профильной школе
5. Опытно – экспериментальная работа
У наших коллег (в Балашовском р–не Саратовской обл. ) есть и другие инновации:
Новые подходы в системе оценивания
Индивидуальные образовательные маршруты и ряд др.
Модель управленческих действий включает:
1)разработку нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия всех звеньев школьной системы;
2)определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;
3)разработку научно-методического обеспечения инновационного процесса;
4)подготовку педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;
5)обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;
6)обновление материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
7)внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;
8)реализацию системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
9)осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
10)внедрение методики экспертизы инноваций;
11)разработку и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
12)внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;
13)введение дополнительных образовательных услуг.
Управление инновационным процессом осуществляется комплексно и включает следующие аспекты:
1. работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
2. работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
3. работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
4. совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов (2 компьютерных кабинета)
5. осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума (занятия детей в легкоатлетическом манеже);
6. осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
7. осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
В управлении инновационной работой в школе свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью:
1)методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций;
2) методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль);
3)методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива;
4)методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.
Из форм работы можно назвать: обучающие семинары, практические семинары, открытые уроки, мастер – классы, конкурсы, научно-практические конференции, круглые столы.
Основой системы управления в нашей школе является реализация принципов: 1. Принципа открытости
2. Принципа взаимодействия всех субъектов образовательного процесса 3. Принципа востребованности
4. Принципа актуальности
5. Принципа соответствия ресурсам школы
6. Принципа гипотетической эффективности
Инновационные приоритетные направления нашей школы:
Совершенствование структуры образования.
Профильное обучение и предпрофильная подготовка.
Дошкольное обучение.
Проектная деятельность.
Развивающее обучение.
Экспериментальная деятельность ведётся постоянно и имеет следующие направления:
– Формирование инновационного образовательного пространства
– Совершенствование содержания общего образования
– Здоровьесберегающие педагогические технологии и психологическая безопасность образовательной среды
– Внедрение предпрофильной подготовки и профильного обучения (апробация социологического профиля)
– Духовно-нравственное воспитание учащихся
– Внедрение развивающего обучения Л. В. Занкова
– Совершенствование воспитательной системы
2008-2009 учебном году функционировали (1+2+2)
Региональная экспериментальная площадка:
1. Внедрение учебно-методических комплектов (УМК) нового поколения.
«Математика», 7 класс, авторы Г. К. Муравин, О. В. Муравина.
Муниципальные экспериментальные площадки:
1. «Внедрение комплексно – целевой программы «Школа здоровья и развития»
2. «Внедрение технологий развивающего обучения и воспитания: «Система общего развития школьника Л. В. Занкова»
Школьные эксперименты:
1. «Разработка и экспериментальное исследование адаптивной образовательной модели»
2. «Образование единого воспитательного пространства при переходе учащихся из начальной в основную школу»
2010-2011 учебном году функционировали (2+1+1)
Региональные эксперименты
1. «Разработка и экспериментальное исследование адаптивной образовательной модели «Школа надежды и поддержки»
2. «Преемственность в содержании обучения математике между отдельными ступенями средней школы по учебно-методическому комплекту авторов Г. К. Муравина и О. В. Муравиной» («Математика», 8 класс, авторы Г. К. Муравин, О. В. Муравина).
Муниципальный эксперимент
1. «Внедрение комплексно – целевой программы «Школа здоровья и развития»
Школьный эксперимент
1. «Первоклассный английский язык»
В 2011 – 2012 уч. году функционировали (2+3+1+1)
Региональные эксперименты
1. «Разработка и экспериментальное исследование адаптивной образовательной модели»
2. «Преемственность в содержании обучения математике между отдельными ступенями средней школы по учебно-методическому комплекту авторов Г. К. Муравина и О. В. Муравиной»
Муниципальные эксперименты
«Апробация социологического профиля обучения учащихся на III ступени общего образования»
«Внедрение комплексно – целевой программы «Школа здоровья»
«Внедрение программы «Основы религиозной культуры и светской этики»
Школьный эксперимент
«Развитие детского самоуправления в рамках функционирования школьной детской организации «Мы – занковцы»
Консультационный пункт по развивающему обучению Л. В. Занкова на муниципальном уровне
Повышение качества образования и эффективности учебно-воспитательного процесса происходит через осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания.
Педагоги активно внедряют в практику работы следующие технологии:
1. Проблемное обучение (решение нравственных проблем)
2. Технологию развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (проектное обучение, КСО,ТРИЗ)
3. Обучение в сотрудничестве
4. Технологию «Дебаты» (Дискуссия)
5. Технологию критического мышления.
6. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (дифференцированного обучения, новые информационные технологии)
7. Здоровьесберегающие технологии
8. Игровые технологии
9. Технологию интегрированного обучения
10. Технологию портфолио
11. Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (модульное обучение)
12. Технологию педагогической поддержки и сотрудничества.
13. Интерактивные технологии
14. Дистанционные (телекоммуникационные) технологии
15. Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
16. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
17. Технологию модерации и АМО
С сентября по январь 2012 года все учителя прошли курсы Сар ИПК и ПРО на базе нашей школы по теме «Инновационные педагогические технологии в современном образовании», организованные нашим научным руководителем Турышевым Валентином Николаевичем. Каждый учитель на своих уроках применяет элементы всех технологий, зная в совершенстве не менее 4-х технологий, т. е. владеет веером педагогических технологий.
Нововведенческие мероприятия стали неотъемлемой частью обычной, нормальной работы педагогического коллектива. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа – это чисто добровольный вклад, который вносит каждый из нас.
Фролова Л. Д. ,
директор,
МОУ СОШ № 2,
г. Балашов
Метки: Вопросы управления