Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 6-11 лет. Ч. 1

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 6-11 лет. Ч. 1 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25. 09. 2000);
  • СанПиН 2. 4. 2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20. 02. 1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28. 03. 2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г. );

Цель программы: создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению обучающихся.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи программы:

Здоровьесберегающая структура – соответствие:

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности –

Создание системы внеурочной деятельности по ЗОЖ -

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п. ), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья

Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В здании школы созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все учебные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Большое внимание в школе уделяется качественной организации горячего питания. Технологический процесс приготовления пищи соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Питание учащихся разнообразно, соответствует возрастным потребностям. Поэтому в школе высок процент охвата горячим питанием: в начальной школе – 100 %. Питание осуществляется по графику на переменах. Столовая рассчитана на одновременный заход 200 человек. Особое значение приобретает качественная санитарная обработка столовой посуды. Санитарная обработка производится по установленным требованиям.

Бесплатное питание получают следующие категории обучающихся:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети из малообеспеченных многодетных семей, имеющих 3-х и более несовершеннолетних детей;
  • дети, среднедушевой доход семьи которых ниже прожиточного минимума, установленного по г. Новокузнецку;
  • дети из неполных семей, если родитель (законный представитель) является инвалидом I-II группы или признан безработным в установленном порядке;
  • дети, оба родителя которых являются инвалидами;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В школе создана хорошая материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

  • 1 спортивный зал;
  • 1 актовый зал;
  • кабинет врача;
  • кабинет психолога;
  • столовая на 200 мест;
  • учебные кабинеты начальной школы -11;
  • кабинет музыки

В школе работает медицинский кабинет.

Содержание деятельности

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Направления формирования здорового образа жизни

Содержание

Сроки

Ответственные

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

Составление акта о приемке образовательного учреждения

Август

Директор школы Якушина Е. В.

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся у учителей.

Приобретение оборудования для медицинского кабинета

В течение года

Директор школы Якушина Е. В. ,

мед. работник

Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок

В течение года

Директор школы Якушина Е. В. ,

зав. кабинетами, учителя физического воспитания

Исакова С. Б. , Суетина Р. Д. , Матысон В. Ф.

Организация горячего питания

В течение года

зав. столовой

Лушкина Н. Н.

Заявки на замещение вакантных должностей

Июнь-Август

Директор школы Якушина Е. В.

Повышение квалификации учителей физического воспитания по теме: « Психолого-педагогические основы, теория и методика преподавания физической культуры»

Сентябрь-декабрь

Зам. директора по УВР Иванцова Л. А. , учителя физического воспитания Матысон В. Ф. , Суетина Р. Д.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Составление расписания уроков, занятий ДО, соответствие СанПинам

Сентябрь

Зам. директора по УВР Уланова И. Л.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В течение года

Учителя 1 классов

Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ

В течение года

Учителя 1-4 классов, руководитель ЮИД

Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Анализ урочной и внеурочной деятельности по техническим средствам обучения

О грамотном построении урока (Выявление)

В течение года

Учителя 1-4 классов, зам. директора по УВР Иванцова Л. А. , зам. директора по ВР Зернюк О. А.

Организация методических семинаров, совещаний:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (2 семинара: валеологический семинар «Медико-психологическое обеспечение учебного процесса», «Сила радости»);
  • Реализация блока внеурочной деятельности базисного учебного плана: подвижные игры и лечебная физкультура
  • Формирование культуры здоровья
  • Коррекционно-развивающие занятия психолога : «Профилактика эмоционально-волевых нарушений», «Профилактика поведенческих нарушений»

Октябрь

Апрель

Зам. директора по УВР Иванцова Л. А. , психолог Штеле К. М. , учителя 1-4 классов, учителя физического воспитания Суетина Р. Д. , Исакова С. Б. , Матысон В. Ф.

Тренинг «Профилактика наркозависимости»

Декабрь

Психолог Штеле К. М. , учителя 1-4 классов

Тренинг «Обучение навыкам правильного общения»

Февраль

Психолог Штеле К. М. , учителя 1-4 классов

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры

В течение года

учителя физического воспитания Суетина Р. Д. , Исакова С. Б. , Матысон В. Ф.

Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен, физкультминуток на уроках.

Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п. ).

Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен, подвижных игр на переменах:

В течение года

Учителя 1-4 классов

1 классы:

Динамические паузы в рекреациях; физкультминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания; гимнастика для глаз; физические упражнения для для формирования правильной осанки

2 классы:

Подвижные игры на переменах, физкультминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания; гимнастика для глаз, физические упражнения для формирования правильной осанки

3 классы:

Подвижные игры на переменах, физкультминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания; гимнастика для глаз, физические упражнения для профилактики общего утомления

4 классы:

Подвижные игры на переменах, физкультминутки: для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища, для мобилизации внимания; гимнастика для глаз, физические упражнения для профилактики общего утомления

Дни здоровья

Сентябрь

Май

Учителя физического воспитания Суетина Р. Д. , Исакова С. Б. , Матысон В. Ф. ,

учителя 2-4 классов

Организация утренней зарядки

В течение года

Учителя 1-4 классов

Проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека:

В течение года

Учителя 1-4 классов

1 классы:

1. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

2. Правила поведения на дорогах.

3. Берегите осанку.

4. Специфические средства и неспецифические средства борьбы с гриппом.

5. Твой режим дня.

6. Что такое гигиена.

7. Визит к стоматологу.

8. Я и моя семья за здоровый образ жизни.

9. Правила Мойдодыра.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Классные руководители 1-х классов

2 классы:

1. Что такое гигиена.

2. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

3. Культура питания: самые полезные продукты.

4. Специфические средства и неспецифические средства борьбы с гриппом.

5. Самопознание через ощущение, чувство и образ. Способы проявления эмоций и чувств.

6. Физкультура и спорт.

7. Закаливание.

8. Вредные привычки – мерзкие сестрички.

9. Питание и здоровье.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Классные руководители 2-х классов

3 классы:

1. Начинаем утреннюю гимнастику!

2. Гигиена одежды.

3. Берегите зрение!

4. Специфические средства и неспецифические средства борьбы с гриппом.

5. Что такое ЧС? Поведение в экстремальных ситуациях.

6. Питание и здоровье. Золотые правила питания.

7. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

8. Курению – нет!

9. Я и моя семья за здоровый образ жизни.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Классные руководители 3-х классов

4 классы:

1. Овощи и фрукты – витаминные продукты!

2. Зубы и наше здоровье.

3. Лекарственные растения.

4. Специфические средства и неспецифические средства борьбы с гриппом.

5. Спорт вместо наркотиков.

6. Первая медицинская помощь.

7. Питание и здоровье.

8. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

9. Гигиена мальчиков и девочек.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Классные руководители 4-х классов

Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья:

1-4 классы:

Акция «Спорт вместо наркотиков»

Выпуск листов здоровья

Октябрь

Ноябрь

Врач, учителя 1-4 классов

Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений

В течение года

Учителя 1-4 классов, врач

Рейды:

В течение

года

Зам. директора по БЖ Рябченко Н. С. , зам. директора по АХЧ Вахрушева Л. Н. , врач, учителя 1-4 классов

1 классы:

«Утренняя зарядка»

2 классы:

«Чистый класс»

3 классы:

Чистый класс»

4 классы:

«Внешний вид»

Организация школьной спартакиады

В течение года

Учителя физического воспитания Суетина Р. Д. , Исакова С. Б. , Матысон В. Ф. ,

учителя 1-4 классов

Общешкольные соревнования в 1-х классах:

Спортивный праздник

Мама, я – спортивная семья

Эстафеты в спортивном зале.

Соревнования по прыжкам через скакалку.

Президентские состязания

День здоровья

Сентябрь

Октябрь

Январь

Февраль

Апрель

Май

Классные руководители 1-х классов,

учителя физического воспитания Суетина Р. Д. , Исакова С. Б. , Матысон В. Ф.

Общешкольные соревнования во 2-х классах:

Спортивный праздник

Легкоатлетический «Осенний кросс»

Мама, я – спортивная семья

Эстафеты в спортивном зале.

Игра «Снайпер»

Президентские состязания

Весёлые старты

День здоровья

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Январь

Февраль

Апрель

Апрель

Май

Классные руководители 2-х классов,

учителя физического воспитания Суетина Р. Д. , Исакова С. Б. , Матысон В. Ф.

Общешкольные соревнования в 3-х классах:

Спортивный праздник

Легкоатлетический «Осенний кросс»

Мама, я – спортивная семья

Мини-футбол

Эстафеты в спортивном зале.

Игра «Снайпер»

Соревнования по пионерболу

Президентские состязания

День здоровья

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Классные руководители 3-х классов,

учителя физического воспитания Суетина Р. Д. , Исакова С. Б. , Матысон В. Ф.

Общешкольные соревнования в 4-х классах:

Спортивный праздник

Легкоатлетический «Осенний кросс»

Мама, я – спортивная семья

Мини-футбол

Эстафеты в спортивном зале.

Игра «Снайпер»

Соревнования по пионерболу

Президентские состязания

День здоровья

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Классные руководители 4-х классов,

учителя физического воспитания Суетина Р. Д. , Исакова С. Б. , Матысон В. Ф.

Месячники:

– «Безопасное движение по пути в школу»;

– «Месячник гражданской защиты»;

– «Месячник пожарной безопасности»;

– «Марафон «Мой выбор»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-декабрь

Март

Зам. директора по БЖ Рябченко Н. С. , зам. директора по ВР Зернюк О. А. , учителя 1-4 классов

Походы, прогулки, экскурсии:

Май

Классные руководители 1-х классов

1 классы:

Выезд на природу. День здоровья.

2 классы:

Выезд на природу. День здоровья.

Май

Классные руководители 2-х классов

3 классы:

Выезд на природу. День здоровья

Май

Классные руководители 3-х классов

4 классы:

Выезд на природу. День здоровья

Май

Классные руководители 4-х классов

Организация уроков безопасности:

в течение года

зам. директора по БЖ Рябченко Н. С. , учителя 1-4 классов

1 классы:

Уроки безопасности.

Утренник «Посвящение первоклассников в пешеходы

Игра «Где и куда?» Движение пешеходов.

Урок безопасности. Знание ПДД.

Сентябрь

Октябрь

Январь

Май

Классные руководители 1-х классов

2 классы:

Уроки безопасности.

Праздник «Когда горит зеленый свет – переходи, угрозы нет»

Урок безопасности. Знание ПДД.

Сентябрь

Ноябрь

Май

Классные руководители 2-х классов

3 классы:

Уроки безопасности.

Викторина «Уважайте светофор»

Урок безопасности. Знание ПДД.

Сентябрь

Январь

Май

Классные руководители 3-х классов

4 классы:

Уроки безопасности.

Урок безопасности. Знание ПДД.

Сентябрь

Май

Классные руководители 4-х классов

День защиты детей (1– 4 классы)

Май

Зам. директора по БЖ Рябченко Н. С. , учителя 1-4 классов

Реализация дополнительных образовательных программ

Создание совета по здоровью

Сентябрь

Совет старшеклассников

эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Реализация программ:

-«Школа светофорных наук»;

-«Курение и наркотики»

В течение года

Зам. директора по ВР Зернюк О. А. . , учителя 1-4 классов

Организация конкурсов творческих работ, викторин, акций:

В течение года

Учителя 1-4 классов

1 классы:

Конкурс рисунков и плакатов «Правила Мойдодыра»

Выставка рисунков, фотографий «Как я провёл лето»

КВН «Учимся решать жизненные задачи»

Викторина «Знатоки спорта»

Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья за здоровый образ жизни»

Выпуск живой газеты «Как медведь бросил курить»

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Классные руководители 1-х классов

2 классы:

Конкурс рисунков «Вредные привычки – мерзкие сестрички»

Выставка рисунков, фотографий «Как я провёл лето»

КВН «Учимся решать жизненные задачи»

Викторина «Знатоки спорта»

Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья за здоровый образ жизни»

Выпуск живой газеты «Как медведь бросил курить»

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Классные руководители 2-х классов

3 классы:

Конкурс рисунков «Курению – нет!»

Выставка рисунков и плакатов «Золотые правила питания»

КВН «Учимся решать жизненные задачи»

Викторина «Знатоки спорта»

Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья за здоровый образ жизни»

Выпуск живой газеты «Как медведь бросил курить»

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Классные руководители 3-х классов

4 классы:

Конкурс рисунков «Курению – нет!»

Выставка рисунков и плакатов «Золотые правила питания»

КВН «Учимся решать жизненные задачи»

Викторина «Знатоки спорта»

Конкурс семейных фотографий «Я и моя семья за здоровый образ жизни»

Выпуск живой газеты «Как медведь бросил курить»

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Классные руководители 4-х классов

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Педагогический лекторий:

– « Распорядок дня и двигательный режим школьника»

– «Психологическая помощь семьи. Адаптация ребёнка к школе»

– «Психологические возрастные особенности»

– «Личная гигиена школьника»

– «Воспитание правильной осанки у детей»

– «Причины неуспеваемости»

– «Использование передвижения родителей с детьми для обучения детей навыкам правильного поведения на дорогах»

– «Семейная профилактика проявления негативных привычек»

– «Как преодолеть страхи» ,«Истоки формирования здоровья»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Зам. директора по БЖ Рябченко Н. С. , зам. директора по УВР Иванцова Л. А. , зам. директора по ВР Зернюк О. А. , врач, психолог Штеле К. М. , учителя 1-4 классов

Анализ востребованности

эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных

привычек и т. п.

Индивидуальные консультации и ознакомление родителей с результатами мониторинга по выявлению психического здоровья учащихся 1-х классов.

Ноябрь

Психолог Штеле К. М.

Индивидуальные консультации и ознакомление родителей с результатами мониторинга проведения внешней экспертизы профилактического компонента здоровьесберегающей среды образовательного учреждения

Ноябрь-

Февраль

Психолог Штеле К. М.

Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий

В течение года

Классные руководители 1-4 классов, учителя физического воспитания,

родители

Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей

В течение года

Зам. директора по БЖ Рябченко Н. С. , зам. директора по ВР Зернюк О. А. , врач, психолог Штеле К. М. , учителя 1-4 классов

Метки: Воспитательная работа