Краевед по призванию
Краевед по призванию Историко-краеведческому музею Богословской средней школы исполнилось 30 лет. Организатор и бессменный руководитель музея учитель истории Анатолий Федорович Тарасов 45 лет посвятил краеведению. Несмотря на возраст он не бросил своих сподвижников – сельских краеведов – и музей в новом учебном году по-прежнему продолжает работать.
Краеведом, конечно, надо родиться. Но этого мало, главное – суметь и стать. А для этого необходимо ту искру Божью, которая дана от рождения, раздуть в плодотворный огонь творчества и бросить в него себя без оглядки, без сожаления и сомнения. И это только первый шаг. Дальше – постоянный кропотливый труд, поглощающий все силы: и физические, и духовные. Краевед по сути подвижник, у него на всю жизнь, по словам поэта, одна, но пламенная страсть. И только тот, кто сумеет пронести эту страсть через годы, не изменит своему призванию ни промыслом, ни делом, ни при каких обстоятельствах, только тот станет истинным учителем.
Достойно пронести это почетное звание по жизни чрезвычайно трудно, и не каждому, даже очень яркому от рождения таланту, такое по плечу. Сколько их, подававших большие надежды на творческом старте, погасло до времени и оставило после себя лишь горечь сожаления об утраченном.
Анатолий Федорович сумел пронести эту страсть через годы, не изменив своему призванию ни помыслом, ни делом, и стал истинным краеведом-исследователем. Он снискал известность и признание не только как краевед, организатор музея, но и как исследователь-публицист. Чтобы сделать доступными результаты интересной поисково-исследовательской работы, Анатолий Федорович издал брошюры: «Богословка», «Имени профессора Н. И. Вавилова», «Бельденков» и много других. Брошюры привлекают читателей свежестью, новизной и достоверностью краеведческой информации.
Родился А. Ф. Тарасов в 1942 году в селе Анучине, связанном с дворянской фамилией Араповых. С детства он с интересом слушал рассказы старожилов. Они не отличались глубоким анализом, в них не было побудительных причин и следствий, но в них была сама жизнь. Так он оказался в самобытной исторической ауре. В душе зарождалось не абстрактно-академическое восприятие истории, а личностно-эмоциональное, которое определило его судьбу как краеведа.
По окончании школы Анатолий поступил в Пензенский педагогический институт, где преподаватели В. И. Лебедев, Н. П. Никольская, П. Г. Сумерин пробудили в нем интерес к научному исследованию исторических событий. Уже на втором курсе он подготовил научный доклад «Коллективизация крестьянских хозяйств в Пензенском крае», с которым выступил на Всероссийской межвузовской конференции в г. Вологде. Успешное выступление укрепило его ориентацию на краеведение.
Педагогическую деятельность Анатолий Федорович начал в Сосновском детском доме, где он сделал первые шаги как краевед– организатор. Его воспитанники вели поиск материалов о погибших в годы войны односельчанах. Они нашли место гибели Героя Советского Союза С. Е. Кузнецова, отыскали его мать Марфу Ивановну, организовали с ней встречу.
В 1968 году детский дом закрыли, и Тарасова перевели в Богословскую школу. Анатолий Федорович вспоминает: «Село в то время было небольшое. Жил на квартире у Никишиной тети Поли. К ней коротать вечера собирались бабки со всего села. Они много калякали о прошедших в селе событиях, вспоминали людей, которые умерли, погибли на фронте. Я прислушивался, задавал вопросы, хотелось больше познать историю села».
С началом занятий краеведческо-поисковая работа, начало которой было положено в Сосновке, получила дальнейшее, более качественное развитие. Чтобы расширить возможности сбора и систематизации исторических сведений. Анатолий Федорович организовал при школе краеведческий кружок и штаб «Поиск». В состав штаба вошли директор школы Ю. А. Кузнецов, учителя, члены комитета комсомола, пионерской дружины. Молодой педагог через незримый мостик доверия, когда души ребят особенно открыты для восприятия жизни, повел их вместе с коллегами по тропе памяти.
Земля Богословки имеет богатую историю. Перед юными краеведами Анатолий Федорович поставил трудную, но очень интересную и ответственную задачу – собрать материал об истории села, его быте, обычаях и традициях. Первые исторические сведения, требовавшие проверки и фактического подтверждения, Анатолий Федорович и его воспитанники получили от старожилов села:
А. В. Глуховой, А. И. Володиной, С. С. Глуховой, К. С. Перкиной.
Большой вклад в разгром фашистской Германии внесли и жители Богословки. Среди них были пехотинцы, летчики, танкисты, саперы, связисты. Изучить боевой путь каждого участника Великой Отечественной войны, установить обстоятельства и место гибели земляков оказалось не легко. Сто человек не вернулись с фронта.
Сотни писем писали в Центральный архив Минобороны СССР, райвоенкоматы. Вели переписку с радиокомитетами Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, ГДР. Писали в Москву, в посольства этих стран. Статью Тарасова опубликовал польский журнал. Большую помощь в поиске оказало командование Западной группы войск. Открывались новые имена, новые герои.
Удалось установить боевой путь летчика Б. Ф. Федюшова, повторившего под Сталинградом в августе 1942 года подвиг Н. Гастелло. Долгим был поиск родственников Героя Советского Союза Н. М. Бубнова. Из Белоруссии и с Украины прислали фотографии с места захоронения Безрукова и Сорокоумова. Завязалась переписка с Героем Советского Союза, прославленной летчицей
В. С. Гризодубовой. В ее полку отважно защищал воздушные рубежи Родины В. И. Никишин – один из представителей прославленной династии летчиков Никишиных.
Из ГДР прислали фотографии, письма А. П. Левина и книжку «Спасибо ж, братья» о захоронении советских воинов. Из Польши сообщили: «И. А. Курышев погиб 1. 09. 44 г. , захоронен в Варшаве». Писатель Антоний Юрьев прислал Тарасову свою книгу с дарственной надписью: «Уважаемый Анатолий Федорович, эту книжку посылаю Вам в память и как доказательство того, что в ПНР помнят тех, кто ценою своей жизни освобождал братский народ. С признательностью к Вашему труду. Сохранять память о них. Гданьск. 4. 05. 85 г. Антоний Юрьев».
В результате многолетней кропотливой работы с документами в областном архиве, краеведческом музее, встреч со старожилами села был собран богатейший материал по истории Богословки.
В музее побывали гости из Пензы, районных центров, Польши, ГДР, Кореи. Здесь проходят встречи с ветеранами войны и труда, пензенскими писателями: Л. И. Яшиной, О. М. Савиным, Ф. Н. Ракушиным, Героем Советского Союза М. П. Волковым, капитаном I ранга подводником И. Я. Князевым, музейным работ-
ником из Ленинграда А. Х. Бахтеевым и другими интересными людьми.
Любопытно, что на месте Богословки первоначально проживала мордва-эрзя, да и село называлось Ерзеневка. Потом, во время нашествия монголов село было полностью разорено и сожжено дотла. Долгое время местность пустовала. Только в XVIII веке на месте Ерзеневки возникло новое поселение: «Деревня Гавриловка. А когда в 1712 г. был построен храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возникло и новое название села».
В этнографическом отделе музея поражают не только образцы женских костюмов, характерных для здешних сел. Краеведы пошли дальше, они разучили народные обряды, лирические песни и исполняют их для посетителей, погружая их в атмосферу «преданий старины глубокой».
Этой же цели служат памятники минувшего: фотографии, документы, письма, личные вещи, предметы быта прошлых лет и многое другое.
Вот, например, немецкая бритва в футляре, принадлежавшая В. В. Сорокоумову. Во время братания на фронте Первой мировой войны Василию Васильевичу ее подарил германский солдат…
Усилиями краеведов был установлен и такой любопытный факт: оказывается, местный колхоз, организованный в 1928 году, носил имя Н. И. Вавилова, академика, ученого-селекционера.
В начале 30-х годов правление колхоза оживленно переписывалось с Николаем Ивановичем. Письма приходили на имя председателя колхоза, а отвечали ему всем правлением. Ежегодно по рекомендации Вавилова в Богословку приезжали на практику аспиранты Всесоюзного института растениводства…
Но 13 июня 1943 года на общем колхозном собрании председатель И. В. Лягин поставил вопрос о смене названия колхоза. Ученый, мол, потерял всякую связь с колхозом. Уже три года на множество рапортов ему ответа не было получено ни одного… Поэтому собрание постановило: просить районные и областные организации присвоить колхозу имя Сталина.
Тогда, к сожалению, никто в колхозе не знал, в чем причина молчания Н. И. Вавилова, что еще в 1940 году, в августе, Николай Иванович был арестован, что его обвинили в шпионаже и измене Родине, и что Военный трибунал приговорил его к расстрелу…
Сегодня, правда, к чести Богословки Н. И. Вавилов не забыт. Одна из улиц села носит его имя. В школьном музее выделена специальная экспозиция: «Выдающемуся Ученому и Человеку». Актив музея поддерживал переписку с сыном ученого академиком Юрием Николаевичем. А также – с Всесоюзным институтом растениеводства им. Н. И. Вавилова, с комиссией АН СССР по сохранению и разработке научного наследия академика Н. И. Вавилова…
В год столетия со дня рождения Вавилова по инициативе Тарасова учащиеся провели ярмарку солидарности, а вырученные деньги направили на создание памятника ученому при Полтавской сельскохозяйственной опытной станции, где он начинал в 1910 году работу как практикант. Тогда же в Пензенском педагогическом институте проходила научная конференция, на которой А. Ф. Тарасов выступил с докладом о связях Н. И. Вавилова с колхозниками села и о влиянии ученого на повышение производительности труда сельчан.
Рассказывает музей и о трех Героях Социалистического Труда села Богословки. Это доярка совхоза «Магистральный» Е. А. Лобач, генеральный директор Панкратовского объединения совхозов по производству свинины В. А. Бельденков, ветеран труда Ф. В. Середкин.
Особая гордость школы – выпускник Виктор Володин. Доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Пензенского государственного университета. Он всегда желанный гость в стенах родной школы.
План работы музея – основополагающая часть общешкольного плана воспитательной работы. 700 основных и 800 вспомогательных экспонатов распределены по разделам: «Из истории села», «Этнография», «Гражданская война», «Коллективизация», «История колхоза им. Н. И. Вавилова», «Великая Отечественная война», «Тыл – фронту». Много материалов посвящено истории совхозов «Панкратовский» и «Магистральный». На базе материалов музея работает кружок «Юный краевед». Школьники с большим желанием ведут поисковую работу. Благодаря юным краеведам собран полный материал о награжденных медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Активно продолжается поиск людей, репрессированных в годы сталинизма. Идет сбор материала о судьбе детей, эвакуированных в Богословку в годы войны.
Школьники сами проводят экскурсии. Здесь проходят областные и районные семинары краеведов, встречи с интересными людьми.
За учебный год музей посещают более двух тысяч человек. Знакомиться с его работой приезжают гости не только из областного центра, но и из ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Кореи, Венгрии, Польши…
Анатолий Федорович Тарасов не успокаивается на достигнутом. Он ищет и находит новые формы подачи краеведческого материала. На основе исторических документов он написал пьесу «Утро в барской усадьбе Дубенских». Главные роли исполняют члены кружка «Юный краевед». В пьесе представлен лишь небольшой эпизод из жизни Дубенских, но она имеет успех и нашла своего зрителя. Сегодня Тарасов работает над второй частью пьесы. «Люблю историю, люблю свой край, без этого не мыслю своей жиз-
ни», – признается Анатолий Федорович. Этой любовью он «заразил» и своих воспитанников.
Выступление богословских краеведов на конференциях отличаются разнообразием подачи материала. Доклады Татьяны Советкиной и Олеси Светкиной по теме «Мордовский свадебный обряд» опубликованы в областном сборнике о праздниках и обрядах. Доклады сопровождаются магнитофонными записями, звучат живые голоса свидетелей тех или иных исторических событий больших и малых, стихи, рассказы с элементами театрализации.
За успешное выступление на многих всероссийских и международных конкурсах, конференциях краеведы награждены 40 дипломами, почетными грамотами, ценными подарками.
Сегодня без музея жизнь в селе Богословка была бы неполной. Сколько прекрасных страниц из истории здешних мест оказались востребованными. Сколько людей осознало свою связь с этой древней землей благодаря созданному здесь музею. Благодаря Анатолию Федоровичу и его единомышленникам не зарастает тропа памяти в Богословке. Хочется верить, что поколение, воспитанное на боевых и трудовых традициях, о которых рассказывает музей, будет достойным их продолжением.
Живет в Богословке уникальный краевед – исследователь, учитель, истинный русский интеллигент Анатолий Федорович Тарасов. Любят и уважают его односельчане. И он не одинок. Его ученики – его единомышленники. Они поистине связующее звено поколений.
И сказать, я был удивлен, когда узнал, что подвижник, бессеребренник энтузиаст Тарасов, вот уже сколько лет самоотверженно, бескорыстно делающий великое дело просвещения, даже не почетный работник образования, не Заслуженный работник культуры!
Отдавая себя всецело любимой работе, А. Ф. Тарасов не делит день надвое: половина – школе, музею, а вторая половина – дому, отдыху. Для него все едино. Краеведение стерло границу между этими половинами – оно стало для него смыслом жизни.
В селе далеко за полночь. Один за другим сомкнули ресницы окна многоэтажек. Только из оконных проемов квартиры Тарасова ярко льется свет. Свеча горит, себя сжигая. Убеленный сединой краевед-исследователь работает, для него завтра начинается сегодня.
Схоронив жену, Анатолий Федорович живет один. Но в его жизни все так же, как было и раньше. Увлечение историей, краеведением стало для него смыслом жизни. Наверное, поэтому, напитавшись духом творческого горения, дочь Маргарита пошла по стопам отца, преподает историю. Ведь как это важно: из знания своего прошлого вырастает осознанное и ответственное отношение к настоящему.
А. С. Мальков,
отличник народного просвещения,
член Союза журналистов России,
г. Пенза
Метки: Воспитательная работа