Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Возможности воспитательной работы в деятельности социального педагога

Возможности воспитательной работы в деятельности социального педагога 1. Новейшие технологии современной работы определяются, или, точнее сказать, диктуются нашей действительностью. Благодаря красиво названному процессу оптимизации образования, сегодня в школах 1 специалист выполняет множество функций. Однако 1 человек не справляется с огромным количеством обязанностей, возложенных на него современной школой. Именно поэтому сегодня осуществление воспитательной деятельности распределяется между учителями предметниками. В нашем учреждении определенный процент этой работы входит и в обязанности социального педагога. Такое совмещение удобно для социального педагога тем, что к участию во внеклассных мероприятиях можно привлечь ребят девиантного поведения, что не всегда станет делать обычный педагог-организатор или заместитель директора по воспитательной работе в силу различных субъективных причин. Таким образом, приобретая дополнительную нагрузку в виде воспитательной работы, социальный педагог использует ее возможности с целью осуществления профилактической работы.

2. Значительную помощь в организации такой работы в нашем учреждении помогло изучение воспитательной модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка, разработанной социальным педагогом Дрейманом. Основная идея которой заключается в следующем: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром. Главное правило при работе с детьми: взрослый принимает решение не вместо ребенка, а вместе с ребенком и в то же время все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Внимательное отношение педагога к детским идеям и предложениям неизбежно приводит к тому, что ребенок из пассивного исполнителя воли взрослых превращается в активного творца, постепенно привыкающего грамотно и самостоятельно организовывать свою деятельность.

3. Так, например, детей, составляющих «группу риска» вашего учреждения, можно привлечь к подготовке и проведению всех мероприятий в рамках Декады «СОС». Как показывает наша практика, ребята, состоящие на учете в различных органах и учреждениях системы профилактики, с огромным энтузиазмом относятся к ответственным поручениям, любят выступать, говорить со сцены, поскольку привыкли быть лидерами, стремятся привлечь внимание окружающих, но чаще всего негативным способом, а, участвуя, в школьном мероприятии они могут достичь всех своих целей, удовлетворить потребность во внимании со стороны сверстников, «легальным» способом, одобренным педагогами, да и ребятами школы.

С целью привлечения к участию в Декаде большего количества ребят, в 2011-2012 учебном году нами был разработан сценарий Декады СОС с торжественным ее открытием и закрытием, на котором подводились итоги декады, вручались призы, благодарственные письма и др.

Девиз Декады СОС «Оставайтесь на линии жизни» звучал со сцены из уст ребят, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, на протяжении всего праздника. Мальчишки, привлекаемые ранее за совершение различных общественно-опасных деяний, с гордостью надели костюмы и то лучшее, что у них было, предварительно самостоятельно отобрали необходимый материал о Декаде СОС и здоровом образе жизни, также самостоятельно договорились с ребятами из театра моды «Лелия», а также с девочками из вокальной студии школы об их участии в открытии Декады СОС. И как результат – вышли на сцену, провели фестиваль, призвав всех учащихся школы к участию в конкурсах и состязаниях в рамках Декады, а также к здоровому образу жизни, и формированию своей собственной активной жизненной позиции.

Такой опыт работы показал, что участие ребят «группы риска» способствует пересмотру ими своих жизненных позиций, а также отношения к употреблению вредных веществ. Положительное влияние выступление таких ребят на сцене оказывает и на других, поддающихся их влиянию, учеников.

4. Исходя из модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка, воспитательная работа социального педагога в нашем учреждении опирается на основные принципы:

• Индивидуально-личностный подход к ребенку;

• Объективный подход к ребенку и его социальной ситуации развития;

• Опора на положительные стороны личности и их развитие;

• Конфиденциальность.

Целью такой деятельности является социальная адаптация личности, склонной к девиациям в поведении.

Задачи:

Ø Формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе воспитательной профилактической работы;

Ø Вовлечение подростков в социально полезную деятельность, формирование у них разносторонних интересов и увлечений;

Ø Воспитание активной личности, формирование у нее положительной самооценки;

Ø Укрепление физического и психического здоровья ребенка;

Ø Формирование основ правовой культуры ребенка;

Ø Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества;

Ø Повышение уровня социальной компетентности личности ребенка;

Ø Обучение методам самовоспитания, саморегуляции, самореализации.

5. Кроме проведения общественно полезных и развлекательных мероприятий, достижению нашей цели способствует использование технологии ролевых игр и тренингов, которые эффективны при освоении и отработке позитивных поведенческих навыков у учащихся (выбор, принятие решений, конструктивное общение, сопротивление внешнему давлению). Но воспитание самостоятельности, опора на мнение детей будет осуществляться не в полной мере, если пользоваться только готовыми тренингами и играми. Именно поэтому, наряду с использованием существующих игр, тренингов и других профилактических методик, мы предлагаем детям придумать и провести свои тренинги для детей на различную тематику. И наиболее удавшимся сценарием, использовать который можно многократно при обсуждении различных ситуаций, стал тренинг «Я бы на твоем месте сделал так…». Смысл работы заключается в том, что группе учащихся задается тема, например, «Употребление пива». Ребята садятся в круг, в центре – ведущий (также из числа учащихся). Каждый из сидящих в кругу предлагает ведущему проблемную ситуацию (например, «Мои друзья ежедневно предлагают мне выпить пива…»), из которой ведущий должен предложить достойный выход. Предложения по разрешению ситуации обязательно обсуждаются, делается вывод о том, продуктивно такое решение или нет. Если же ведущий в какой-то момент затрудняется предложить решение проблемы, то на его место садится тот, кто задал неразрешимую ситуацию и предлагает свое решение. Таким образом, каждый из участников, должен заранее предполагать выход из собственной проблемной ситуации, которую он предлагает разрешить ведущему. В конце круга (либо когда заканчиваются идеи по данной теме) предлагается обсудить, какие способы отказа эффективны, какие негативны (такие способы ребята тоже могут предложить), нужно обобщить все сказанное, помочь сформировать верное представление о поведении подростка в данной ситуации.

6. Среди таких созданных ребятами тренингов есть и другие, напоминающие уже существующие. Например, такие: ребята делятся на две-три группы (по 5-6 человек), им предлагается задание – нарисовать идеальную семью. Далее предлагается отобразить на рисунке какую-либо конфликтную ситуацию (в семье стали злоупотреблять алкоголем, проявлять жестокость к детям, ребенок начал воровать, употреблять спиртные напитки, прогуливать уроки и др. ). Затем ребята должны поместить на своей картине два-три изображения, которые будут символизировать решение данной проблемы (нарисовать, вырезать из журнала, сделать аппликацию и др. ). Идей для проведения тренингов у ребят очень много, они с удовольствием придумывают новые программы, стараются выделиться среди других. Таким образом, дети не только заняты в свободное время, но и подсознательно (равно как и сознательно), учатся бороться с вредными привычками, социальными аномалиями и кризисами, тренируются выходить из трудных ситуаций, проживая их на тренинге.

7. Другая сторона воспитательной работы – это приобщение учащихся «группы риска» к культурным ценностям через участие ребят в акциях в рамках проведения Дня ребенка (20. 11. 2012 – подарки детям в центр помощи семьи и детям, игрушки в детские сады), «Недели добра» (помощь ветеранам в уборке квартир, подарки солдатам, сотрудничество с комитетом солдатских матерей).

Традиционным стало участие ребят в ежегодных акциях «Подарок ветерану», а также в конкурсе чтецов. Конечно, не все ребята, склонные к девиантному поведению, откликнулись на предложения учителей выучить стихотворения, посвященные ВОВ и рассказать их на большую аудиторию, но провести это мероприятия им было только в радость, кроме того, они с удовольствием оформляли грамоты и благодарности и, разумеется, с огромной гордостью вписывали в некоторые благодарственные листы собственные фамилии. С огромной гордость ребята шли накануне 9 мая в квартиры к ветеранам и вручали им подарки, переданные учениками и учителями школы. Возвращаясь, от ветеранов, многие из ребят с грустью отмечали присутствие у себя чувство скорби, поскольку многие ветераны, растрогавшись от внимания школьников и воспоминаний о войне, плакали. Кроме того, ребята чувствуют, что ветеранов становится все меньше, тоже переживают по этому поводу, ведь с каждым годом в школу на праздник могут прийти все меньше и меньше участников военных действий, домой тоже можно прийти не ко всем. А кто-то, такое, к сожалению, тоже случается, умирает прямо накануне дня Великой Победы.

Вывод: Таким образом, систематически интегрируя воспитательную и профилактическую работу, приобщая детей группы риска к общешкольным мероприятиям, мы достигаем главную цель нашей работы: ребенок, склонный к совершению правонарушений, проходит социальную адаптацию. Вместе с тем, мы предупреждаем совершение им правонарушений, потому что, приобщаясь к общественно-полезным делам, чувствуя ответственность, возложенную на их плечи педагогом (доверяющим взрослым), ребята задумываются уже о правильности своих поступков. А кто-то, благодаря тренингам, играм и другим мероприятиям, научится быть более решительным, сумеет сказать «нет» в трудной ситуации (как бы банально это не звучало). И для нас будет радостью победа хотя бы некоторых из этих ребят над своими слабостями и привычками!

8. И в качестве заключения выступления хотим наметить перспективы работы в данном направлении. На основании представленного опыта, в настоящее время мы разрабатываем программу работы клуба «Равные – равным», в рамках которого все перечисленные мероприятия, а также тематические классные часы и другие формы воспитательной работы будут подготавливаться и проводиться учащимися. Поскольку практика работы показывает, что информация, направленная учащимся из уст сверстников (при этом не отличников, а совершенно обычных ребят), доходит до большинства не только быстрее, но и намного качественнее. Она уже не звучит как нравоучение, а слышится как совет, а для кого-то как единственно правильное решение.

Таким образом, возможности воспитательной работы образовательного учреждения способствуют эффективной профилактической работе социального педагога.

Метки: Воспитательная работа