Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внеклассное мероприятие " Великий сын земли русской"

Внеклассное мероприятие " Великий сын земли русской" Проект по созданию книги памяти, посвященной 300– летию со дня рождения М. В. Ломоносова

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, импровизированная лаборатория, стол, на котором будет стоять готовая книга, плакаты.

Ход мероприятия:

Звучит торжественная музыка. На экране – портрет М. В. Ломоносова

Ведущий (ученик 10 класса):

Уж 300 лет прошло с тех пор,

Когда российская земля себе во благо

Дала могучий ум, неистовый напор,

Любовь к Отчизне и гражданскую отвагу

Крестьянину, что родом из поморья,

Который, не страшась запретов и изгнанья,

Пришел в Москву наукам дать раздолье,

Царя Петра продолжить начинанья.

Он жил работой, мечтой о прославленье россов,

И это был Михайло Ломоносов!

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор открытия Московского университета.

Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».

Сегодня творческие мастерские, присутствующие здесь, представят свои проекты и помогут чуть больше узнать о Ломоносове – личности, Ломоносове – ученом, Ломоносове – гражданине. Работают следующие творческие мастерские:

«Из недр земли». Ребята расскажут о жизненном пути ученого.

« Великая наука Химия». Из выступления этой команды вы узнаете о роли М. В. Ломоносова в развитии этой великой науки.

« Ломоносов – педагог и стихотворец». Вы услышите стихотворные произведения Ломоносова, узнаете, какое образование ученый читал прогрессивным, направленным на развитие могущества России.

Его слова звучат доныне

Как мудрый молодым завет.

Они важны для нас сегодня,

Хоть минуло немало лет.

И к нам он тоже обращался

Через года,

Через века…

Делами, знаньями в науках

Прославим память земляка!

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 КОМАНДЫ « ОТ НЕДР СВОИХ»

(выступление сопровождается презентацией)

(Выступление построено как диалог старого учителя и любознательного ученика.

Ученик1 : Иван Сергеевич, исполняется 300 лет со дня рождения М. Ломоносова. Чем прославился этот ученый, почему так дорожит его памятью Россия?

Учитель: Имя это человека знают не только в России, но и за рубежом. Велики его заслуги перед мировой наукой и культурой. И ты , гражданин России , должен знать о своем великом соотечественнике .

Родился М. В. Ломоносов 8 ноября (19 – по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии. Мать будущего ученого – Елена Ивановна – была дочерью дьякона. К сожалению, она очень рано умерла, оставив единственного сына сиротой. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – был довольно зажиточным человеком. Василий Дорофеевич волевой, предприимчивый человек, опытный мореход, один из первых в своем крае построил, по-европейски оснастил гукор «Чайка» – двухмачтовый корабль. Использовал его для перевозки товаров по всему побережью Белого моря, Северного Ледовитого океана, Северной Двине.

С 10 лет отец брал сына в плавание.

Ученик 1: Это, наверное, очень интересно! И опасно?!

Учитель: Да ! Не все корабли возвращались с промыслов домой – забирало их суровое море. Не зря старики говорили: « Море кормит, море и хоронит»

Жизнь среди поморов, поморские плавания с отцом, борьба с лишениями, суровыми природными условиями способствовали появлению в М. В. Ломоносове необычайных физических и нравственных сил, закалили его характер, приготовили к борьбе. В нем рано пробудился интерес к чтению, к познанию необычного, нового. Трудные морские переходы физически закалили Ломоносова, развили его ум, наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние.

Ученик 1: Вероятно , Михайло рано научился читать ? Но где? Разве были на Курострове школы?

Учитель: Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он у соседа, крестьянина Шубного, а потом у местного дьяка Сабельникова. Ему удалось раздобыть две лучшие по тем временам книги – грамматику церковно– славянского языка и « Арифметику» Магницкого. Эти книги будущий ученый выучил почти наизусть. Но жажда новых и новых знаний с каждым днем сильнее и сильнее овладевает юным Ломоносовым. Дома обстановка становится невыносимой: мачеха ( отец женился в третий раз) попрекает его книгами и восстанавливает против него отца. И Ломоносов решается уйти из дома навсегда, уйти туда , где возможно осуществление его единственного желания– учиться! Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах. И вот морозной зимой 1730 г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою своих книг – грамматикой и арифметикой, составляющих тогда всю его библиотеку.

Ученик 1: Неужели он отправился в Москву без документов?

Учитель: Конечно, нет! Ломоносов понимал, что в Москву нельзя прийти беспаспортным бродягой – за это били кнутом! Заранее с помощью земляков получив паспорт , Михайло один пешком отправляется вслед за рыбными обозами , направляющимися в Москву.

Ученик1 : Отчаянный поступок! Не всякий так смог бы.

Учитель: Да! Велика была тяга к знаниям.

В январе 1736 года М. В. Ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию.

Ученик 1: Подождите, подождите, насколько я знаю, по указу Синода в академию было запрещено принимать крестьянских детей

Учитель: Ты прав, но Ломоносов выдал себя за сына дворянина и на собеседовании обнаружил такой светлый ум , что на его происхождение закрыли глаза. В академии Ломоносов за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь. Не довольствуясь поурочными заданиями, М. В. Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.

Жизнь этого периода была очень трудной: мизерное жалования , которого едва хватало на хлеб, выдавали нерегулярно , а надо было еще покупать бумагу, одеваться, снимать угол. Но ни голод, ни холод не отвратили Ломоносова от науки. Так прошло 5 академических лет.

Ученик 1: Как сложилась жизнь Ломоносова после окончания академии?

Учитель: 1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ М. В. Ломоносов прибыл в Петербург для обучения в Академии наук, но , проучившись

полгода , Ломоносов как лучший студент Академии вместе с двумя студентами, был направлен в Германию для изучения химии и горнорудного дела.

Ученик 1: Сколько лет он пробыл в Германии?

Учитель: Около 5 года. Ломоносов учился, наблюдал, размышлял, напряженно работал и неотступно думал о России, о ее прославлении.

Ученик 1: Он был настоящим патриотом своей страны!

Учитель: В июне 1741 г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в академии наук. С приходом Ломоносова начался новый период в развитии русской науки, который историками был назван Ломоносовским. М. В. Ломоносов в эти годы (1741-1765) занимался составлением минералогического каталога, физическими, химическими исследованиями, переводами с немецкого на русский язык научных статей и т. д.

В январе 1742 г. М. В. Ломоносов получил звание адъюнкта.

Ученик 1: Что это за звание такое?

Учитель: Адъюнкт– это лицо, занимающее младшую ученую должность в научном учреждении.

Вскоре Ломоносов добивается профессорского звания , пишет одну за другой диссертации по физике и химии. Ломоносов выступает как поэт и филолог, пишет торжественные оды, разрабатывает вопросы русского стихосложения и готовит пособие по риторике. В 1745 году он назначен профессором химии. Добивается открытия первой В России научной химической лаборатории . где ведет научную и экспериментальную работу. Ломоносов работает в области русской истории , права , экономики , содействует развитию просвещения. В 1755 году по его инициативе открыт в Москве первый русский университет. Умер М. В. Ломоносов 4 ( 15) апреля 1765 в Петербурге в возрасте 54 года.

Ученик 1: Да! Интересный и многогранный был человек, много сделал для России, был настоящим патриотом! Каким же качествами нужно обладать, чтобы быть похожим на этого великого человека?

Ученик 2: Наша команда предлагает в книгу памяти «Великий сын великого народа» страничку памятных дат жизни и научной деятельности М. В. Ломоносов и страницу, которая отражает, на наш взгляд, черты личности человека, достойного звания истинного сына земли русской (комментарий страницы)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ИЗ ЖИЗНИ

И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. В. ЛОМОНОСОВА ( не комментируется)

1711, 8 ноября[1]. У крестьянина из деревни близ Холмогор Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой) родился сын Михайло;

1730, декабрь. Ломоносов уходит с обозом в Москву продолжать учение.

1731, 15 января. Зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

1734. Некоторое время обучается в Киево-Могилянской академии, возвращается в Москву.

1735, 23 декабря. Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников направлен в Петербургскую Академию наук для дальнейшего обучения.

1736, 1 января. Прибывает в Петербург, зачислен студентом «на академическом коште».

1736, 5 марта. Внесен в список отъезжающих за границу вместе с Д. И. Виноградовым и Г. У. Райзером.

1736, 23 сентября. Отплывает из Кронштадта с Д. И. Виноградовым и Г. У. Райзером для изучения химии и горного дела.

1736, ноябрь-1741, май. Обучение в Германии.

1739, осень. Ломоносов пишет «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства».

1741, 8 июня. Возвращается в Петербург, где вскоре узнает о смерти отца, последовавшей весной того же года.

1742, 8 января. Ломоносова зачисляют в штат Петербургской Академии наук адъюнктом.

1743-1744, январь. Ломоносов заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству «Краткое руководство к Риторике».

1745, 25 января. Заканчивает диссертацию «О причине теплоты и холода», в которой формулирует молекулярно-кинетическую теорию теплоты. 25 июля. Утвержден профессором химии Петербургской Академии наук.

1747, январь. Заканчивает работу над расширенным вариантом книги по ораторскому искусству (напечатана в 1748 году под названием «Краткое руководство к красноречию»).

1748, 5 июля. Ломоносов формулирует «всеобщий закон природы» – закон сохранения материи и движения. Октябрь. После длительных хлопот Ломоносовым создана первая в России Химическая лаборатория.

1751. Выходит в свет первое «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

1752, 4 сентября. Закончена первая мозаичная картина Ломоносова. Сентябрь. Написана трагедия «Демофонт». Декабрь. Сочинено «Письмо о пользе Стекла».

1754, июнь-июль. Ломоносов составляет проект создания Московского университета.

1755, 26 июля. В Москве торжественно открывается университет; в тот же день в Петербурге Ломоносов произносит «Слово похвальное Петру Великому». Сентябрь. Завершает работу над «Российской грамматикой».

1756. Ломоносов строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы». 1 июля – произносит «Слово о происхождении света».

1757, 1 марта. Ломоносов утвержден членом Академической канцелярии высшего административного органа Академии. 6 сентября – произнесено «Слово о рождении металлов от трясения земли». Написано стихотворение «Гимн бороде».

1757 – начало 1758. Ломоносов работает над «Предисловием о пользе книг церковных в российском языке», где излагает теорию «трех штилей».

1758, 8 марта. Ломоносов назначен директором Географического департамента Петербургской Акдемии наук.

1759. Ломоносов создает ряд навигационных приборов, сочиняет «Рассуждение о большей точности морского пути».

1760. Закончена историческая работа «Краткий российский летописец с родословием». 19 января. Ломоносов становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Апрель. Ломоносова избирают почетным членом Королевской Шведской Академии наук.

1760, декабрь – 1761, июль. Вышли в свет первые две части поэмы «Петр Великий» (осталась незавершенной).

1761, 26 мая. Открывает атмосферу на Венере. Июнь. Посылает в Шведскую Академию свою работу «Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях». 1 ноября. Направляет И. И. Шувалову записку «О сохранении и размножении российского народа».

1763, 10 октября. Ломоносова избирают почетным членом Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Выходит в свет книга «Первые основания металлургии или рудных дел», сочинено «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

1764, 24 января. Ломоносов направляет в Академию художеств «Идеи живописных картин из российской истории». 17 марта. Избирается членом Болонской Академии наук. Закончена мозаичная картина «Полтавская баталия».

1765, 28 января. Ломоносов в последний раз присутствует на заседании Академической канцелярии. 4 апреля. Смерть Ломоносова, через три ф дня погребение на кладбище Александро-Невской лавры «при огромном стечении народа».

Ученик 3:

Ребята, а теперь мы хотели бы проверить, насколько внимательно вы нас слушали и что еще знаете о жизни и деятельности М. Ю. Ломоносова

1. Посчитайте, сколько лет было Ломоносову, он ушел из дома? (19 лет)

2. Какие книги Ломоносов называл « вратами своей учености»?

3. Сколько всего лет учился Ломоносов? ( Москва, Петербург, Германия – около 10 лет )

4. Перечислите заслуги Ломоносова перед Россией?

5. Как связано имя княгини Волконской с именем М. Б. Ломоносова? ( Мария Волконская – жена декабриста – правнучка М. Ю. Ломоносова. Софья Раевская – жена героя Отечественной войны 1812 года – внучка М. В. Ломоносова)

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 КОМАНДЫ « ВЕЛИКАЯ НАУКА ХИМИЯ»

(вступление сопровождается презентацией)

Ученик 1: Наша команда расскажет о том неоценимом вкладе, который Ломоносов внес в развитие химии.

( Импровизированная лаборатория: стол, на котором разложены, камни, стекло, фарфоровая посуда, стоят весы и другие приборы. У стола Ломоносов проводит опыты. На ученике, который со стороны наблюдает за действиями ученого, надет фартук, нарукавники. Рассказывая, он демонстрирует нужные предметы) .

Ломоносов (восклицает):

В земное недро ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой.

(продолжает манипулировать с предметами)

Ученик 2: Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. ”Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. . . ”, – говорил великий учёный.

Ломоносов считал химию своей “главной профессией”, причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач. ”Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”, – писал он. Своей химической лаборатории в России не было и поэтому главной задачей было – добиться ее открытия . Почти сразу же после возвращения из Германии в 1742 г. Ломоносов обращается в Академию с прошением о постройке лаборатории. Строили лабораторию долго, с невероятными проволочками, и все – таки в 1748году лаборатория была наконец открыта. Это было приземистое зданьице – в полтора этажа. Оно занимала всего 6,5 сажень в длину , 5 сажень в ширину. Внутреннее помещение состояло из одной большой комнаты и двух крошечных. В одной комнатушке читались лекции немногочисленным студентам, в другой хранились химические материалы и посуда. Лаборатория Ломоносова располагала целым набором различных весов. Здесь были большие “пробные весы в стеклянном футляре”, пробирные весы серебряные, несколько ручных аптекарских весов с медными чашками, обычные торговые весы для больших тяжестей, однако отличавшиеся большой точностью. В этой лаборатории Ломоносов провел большинство своих химических и физических опытов, составивших славу русской науки.

В своей лаборатории Ломоносов вел большую исследовательскую и научно-техническую работу, выполняя поручения различных ведомств. Он производил анализы минералов и образцов руд, присылаемых со всех концов России, в том числе и с нашего Севера.

Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Он разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые употреблял для создания мозаичных картин; изобрел фарфоровую массу. Создал различные приборы (вискозиметр, прибор для фильтрования под вакуумом, прибор для определения твердости, газовый барометр, пирометр, котел для исследования веществ при низком и высоком давлениях), достаточно точно градуировал термометры.

Ломоносовым было написано много книг, касающихся химии: “Элементы математической химии” (1741 г. ), “О слоях земных” (1742 г. ), “Рассуждение о причинах теплоты и холода” (1744 г. ), “Слово о пользе химии” (1751 г. ), “Слово о пользе стекла” (1752 г. ) и многие другие.

Он вывел великий закон природы о сохранении вещества при химических превращениях, опровергнув бытующее в то время толкование Роберта Бойля о существовании « огненной материи» ( показ фрагмента фильма « Михайло Ломоносов» 1984 года – проведение Ломоносовым опыта)

Ученик 2: В письме к Эйлеру (ученому математику) Ломоносов сформулировал это важное открытие и дал ему образное сравнение: "Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования".

Ученик3: Одной из увлекательных работ в новой химической лаборатории было изготовление окрашенных стёкол. Увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М. Л. Воронцовым. Ломоносова поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол.

Ломоносов:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глазах.

Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса.

Необходимо к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи.

Ученик1: Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё, прессование, шлифовка, полировка, гранение.

Ученик3: В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I.

Ученик 1: Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.

Ученик 3: Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.

За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.

Ученик 4:

Россия всегда ценила заслуги Ломоносова . В1956году постановлением Совета Министров СССР учреждена Золотая медаль имени М. В. Ломоносова. Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова – высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова – одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Вот некоторые имена российских ученых, награжденных золотой медалью имени Ломоносова:

Ученик 5: Мы хотим внести свой вклад в создание книги о Ломоносове и подарить вам несколько работ выполненных в мозаичном стиле ( знамя России, Московский Кремль, храм ), изображение Золотой медали имени М. Ю. Ломоносова и страничку с высказываниями Ломоносова о науке и языке ( работы демонстрируются)

Теория "трех штилей" имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному.

Ломоносов как стихотворец подарил русской поэзии много замечательных произведений: похвальные оды, переложения псалмов, похвальные надписи, послания, стихотворения, героическую поэму, трагедии, переводы.

Выразительное чтение похвальной надписи к статуе Петра Великого

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И словом, се есть Петр, отечества Отец;

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

Ломоносов считал Петра I великим царем, выведшим Россию на путь просвещения. Ему посвящены многие произведения.

Ода– (от греч. – песня) – жанр лирической поэзии, песня торжественного характера, чаще всего в честь победителей в сражениях и на Олимпийских играх, лирическое стихотворение, прославляющее особ, приближенных к власти.

Самую первую свою оду автор написал, еще находясь в Германии 19 августа 1739 года , когда русская армия овладела Хотинской крепостью в Бессарабии.

Значение этой победы для России неоценимо. Взятие неприступной крепости решило в пользу России исход 4-летней войны с Крамским ханством и Турцией. К Хотинской крепости были стянуты отборные вражеские войска численность90 тыс. человек, и она стала неприступным укрепленным лагерем на высокой горе, так что, по словам Русской армии, «. . весьма невозможно , казалось, такого крепкого неприятеля из оного поста выбить…», но крепость все-таки пала.

Россией управляла в то время императрица Анна Иоанновна.

Выразительное чтение оды или отрывка из оды « На взятие Хотина»

В одах за условными фигурами самодержавцев, к которым он обращался, встает единственная героиня Ломоносова – великая и необъятная Россия. Грядущую Россию, которую он видел перед собой,– просвещенная, озаренная научным знанием.

Жизнеутверждающий оптимизм , настойчивая борьба за свое дело , чувство долга по отношению к себе и людям, пламенная любовь к отечеству – вот что составляло главную особенность поэтического мироощущения поэта Ломоносова.

Ученик 3: Наша команда приготовила для книги памяти странички, посвященные педагогической и литературной деятельности М. В. Ломоносова, таблицу « три штиля Ломоносова», высказывания великих людей о М. В. Ломоносове. ( показывают)

Ведущий: Сегодня творческие группы перечислили лишь малую долю тех открытий, которые были сделаны великим ученым. Мы надеемся, что многие из вас, ребята, захотят узнать больше об этом человеке его деятельности, но главное мы поняли уже сейчас: Ломоносов был передовым деятелем своего времени, настоящим патриотом, отдавшим всего себя на служение родине. Ломоносов дал огромный толчок вперед, отразившийся на развитии русской культуры. Он упорно шел к своей цели, преодолевая препятствия, терпя поражения, доказывая свою правоту упорным трудом, но никогда не сдавался, исполненный желанием поднять российскую науку, заставить уважать Россию. Он верил в светлое будущее великого русского народа: «Восстани и ходи, Россия. Отряси свои сомнения и страхи, и радости и надежды сполнена , красуйся, ликуй, возвышайся».

Горячий и неукротимый борец за честь русского народа, за его славу, силу и преуспеяние, Ломоносов всегда будет для нас почетным соотечественником, нашей сбывшейся национальной надеждою!

Выразительное чтение

И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя правды и науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он, верный русскому уму,

завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему…

(Ф. И. Тютчев. Ломоносов)

Ведущий демонстрирует книгу, которая получилась в процессе работы творческой мастерской.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. А. Морозов . Ломоносов , серия ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, « Молодая гвардия» 1995г

Метки: Воспитательная работа