Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Классный час "Военный орден в твоей семье"

Классный час "Военный орден в твоей семье"

Цель:

формировать активную гражданскую позицию.

Задачи: 1) пробуждать интерес к своим историческим корням;

2) воспитывать любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Подготовительная работа с детьми: за две недели до мероприятия в классе объявляется акция «Военные следопыты». В ходе этой акции дети проводят поисковую работу в своих семьях. Вместе с родителями просматривают свои семейные архивы, узнают, кто из их родственников воевал, в каких войсках, в каких операциях участвовал, какие награды имеет. По материалам поиска дети готовят рассказы «Военный орден в моей семье».

Музыкальное сопровождение: запись песни «В землянке»; музыкальный фрагмент для минуты молчания (Бетховен «Лунная соната»).

План классного часа:

1. Вступительное слово.

2. Информационный блок «Награды Великой Отечественной войны».

3. Страницы памяти «Военный орден в моей семье» (рассказы детей).

4. Минута молчания.

5. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа:

1. Вступительное слово.

Ученик 1. Орден Красной звезды и медаль За отвагу

Протянул мне сосед чуть дрожащей рукой.

И заплакав, сказал: Этот орден за Прагу,

А медаль получил я за то, что живой.

Я прошел всю войну от Москвы до Берлина,

Кашеварил, солдатушек кашей кормил,

Подвозил на коняжке снаряды и мины,

И России своей – верой правдой служил.

А теперь – я никто, отголосок Победы,

Я песчинка, я миг отгремевшей войны,

Сколько горюшка– горя я в жизни изведал,

Не жалея ни сил, ни себя для страны.

А награды – возьми, это наши награды,

И храни их сынок, чтобы память жила.

А когда я умру, крест поставь да ограду

Да сирень посади, чтоб весной расцвела.

Классный руководитель. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час мы начали со стихотворения об ордене. И это не случайно. Ведь во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии – ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров и на рынках. И как страшно видеть, с легкостью расстаются молодые с военными наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.

Тема нашей сегодняшней встречи: «Военный орден в твоей семье». (слайд 1) Какие они, эти военные ордена, какой ценой они доставались нашим дедам и прадедам? Об этом и будет наш разговор.

Наши ребята подготовили рассказ об орденах и медалях Великой Отечественной войны. После их выступления хотелось бы послушать о реликвиях, которые хранятся в вашей семье. Итак, мы начинаем наш рассказ.

2. Информационный блок «Награды Великой отечественной войны».

Ученик 2. 20 мая 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден Орден Отечественной Войны I и II степени. (слайд 2 – демонстрация иллюстрации) В дальнейшем в описание ордена были внесены некоторые изменения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года, а в статут ордена – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 года. Это была первая награда. Появившаяся в годы войны. Этим орденом награждали и военных, и гражданских, которые отличились в борьбе с фашистами.

Первыми получили эту награду артиллеристы дивизиона под командованием капитана Ивана Ильича Криклий. В бою под городом Харьков они уничтожили 32 вражеских танка и более 300 фашистов. Капитан Криклий не успел получить высокую награду. Он был тяжело ранен и скончался в госпитале.

Всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны этим орденом были награждены около 500 000 человек.

В 1985 году, к 40-летию Победы, этим орденом были награждены все участники Великой Отечественной войны, дожившие до этого праздника.

Ученик 3. В ходе Великой Отечественной войны были учреж­дены ордена, носившие имена великих русских полководцев: орден Суворова, орден Кутузова, орден Ушакова, орден Нахимова, орден Богдана Хмельницкого. (слайды 3-7) Этими орденами награждались выдающиеся совет­ские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев и другие. Орден Александра Невского. (слайд 8) Его вручали офицерам Красной армии, которые нанесли большой урон врагу. Всего же этот орден был выдан более 40 000 раз. Первый такой орден получил командир батальона морской пехоты старший лейтенант И. Н. Рубан. Его батальон смог отразить атаку целого фашистского полка, поддержанную танками.

Ученик 4. 8 ноября 1943 года был учрежден высший военный орден Советского Союза – орден Победы. (слайд 9) Шла война, русскую землю еще топтали фашисты, но весь народ глубоко верил в победу. Орденом Победы награждали полководцев за выдающиеся военные операции, которые изменяли фронтовую обстановку в пользу Советских Вооруженных Сил. Рубиновую звезду ордена Победы, усыпанную бриллиантами, в годы войны получили 11 самых выдающихся советских полководцев. Имена всех кавалеров ордена Победы занесены на мемориальную доску в Большом Кремлевском дворце.

В шкафу заброшенной хрущевки,

На плечиках висел пиджак.

Затёрты были уже нити,

Заштопан был он кое – как.

Носил хозяин одинокий,

Его весною раз в году.

Он ездил на Парад великий,

В столицу Родины – Москву.

Звенели на груди медали,

Для всех прохожих песнь свою.

Блестели ордена все грани,

В нагрудном красочном строю.

Ученик 5. А самой почетной солдатской наградой был орден Славы трех степеней. Он появился в тот же день, что и орден Победы. (слайд 10) Этим орденом награждались бойцы за личный подвиг в боевой обстановке. Орден имеет 3 степени. Высшей является 1-я степень. Награждение производилось последовательно: сначала вручали орден 3-й степени, затем 2-й и, наконец, 1-й степени. Орден Славы напоминает старинный русский сол­датский орден − Георгиевский крест. Об этом сходстве напоминает знаменитая черно-оранжевая ленточка, которая получила название Георгиевской. Получить эту награду было очень трудно − ее полу­чал тот, кто первым ворвался с боем в расположение противника, кто в минуту опасности спас знамя части, тот, кто, рискуя жизнью, спас в бою командира. Полными кавалерами ордена Славы (для этого надо было получить все три степени ордена) стали в годы Великой Отече­ственной войны около 2500 воинов.

Василий Тёркин. − Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще? − Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое −

Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий −

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.

И, явившись на вечерку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я "Казбек".

И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.

− Как, мол, что? − Бывало всяко.

− Трудно все же? − Как когда.

− Много раз ходил в атаку?

− Да, случалось иногда.

И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна. . .

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!

Ждет девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего. . .

− Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечерке,

И девчонка − самый цвет.

− Нет, − сказал Василий Теркин

И вздохнул. И снова: − Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

Ученик 6. Самая почетная солдатская военная медаль − это ме­даль «За отвагу». Ее вручали за личное мужество, проявленное в бою. (слайд 11) В годы войны были учреждены медали за оборону городов-героев Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Киева, а также Кавказа и Советского Заполярья. За освобождение европей­ских городов Белграда, Варшавы, Праги. В День Победы, 9 мая 1945 года, все военные полу­чили медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ». А вот если вы увидите на груди ветерана такую медаль (слайд 12), знайте, что это Герой Советского Союза. Такую медаль вручали человеку, который совершил настоя­щий подвиг! В годы Великой Отечественной войны более 11 000 советских людей стали Героями Советского Союза. Среди них – представители более ста национальностей. Звание Героя Советского Союза (ГСС) является высшей степенью отличия и присваивается за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига. Звание Героя Советского Союза присваивается Президиумом Верховного Совета СССР. Герою Советского Союза вручаются: * высшая награда СССР – орден Ленина; * знак особого отличия – медаль "Золотая Звезда"; * грамота Президиума Верховного Совета СССР.

3. Страницы памяти «Военный орден в моей семье» (рассказы детей).

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интерес­ный рассказ. Мы узнали, как выглядят некоторые ордена и медали Великой Отечественной войны, за какие заслуги Родина давала такие награды. Мы поняли, что каждая такая награда доставалась ценой тяжелого ратного труда, и часто – ценой жизни. Наш долг – сберечь память о подвиге людей старшего поколения, передать эту память своим детям и внукам.

Я помню, дед, блестящие глаза,

Когда ты вспоминал фашизма бойню.

И как в морщинках пряталась слеза,

И как слезу ты смахивал ладонью…

Я в пояс за Победу поклонюсь!

И до краёв тебе стакан наполню.

Клянусь, что не забуду! Да, клянусь!

Я помню, дед! Всё слово в слово помню…

– А теперь мы послушаем ваши рассказы. Какие награды хранятся в вашей семье, какие подвиги связаны с этими наградами, какие име­на вспоминают в вашей семье в День Победы? (слайд 13)

– Представьте себе, что мы сидим с вами в тесной фронтовой зем­лянке. В перерыве между боями. В печурке бьется огонь, на поленьях смола, как слеза. Грустно поет гармошка, и мы слушаем рассказы о далеком фронтовом прошлом. . . (слайд 14)

Звучит песня «В землянке». Дети по очереди встают и рассказывают о результатах своих поисков.

Ученик 7. Вот вечный памятник – огонь горит…

Я на него могу смотреть так долго.

И в этот день солдат благодарить

Считаю я своим святейшим долгом.

В толпе я отыскала старика.

Он грустными усталыми глазами.

Смотрел на пламя Вечного огня

И ордена перебирал руками.

Но в глубине его печальных глаз

Я не увидела огня Победы,

В них не было тебя, меня, всех нас…

Война была в них, боль её и беды.

Но вот салюта залп раздался,

Он вздрогнул, будто бы от взрыва.

Закрыв лицо руками, разрыдался,

Лишь повторяя тихо: «Как красиво!»

И подходили девушки к нему,

Цветы дарили, в щёку целовали,

Но все цветы напоминали старику

Те неизбывные его печали.

Нет, не дарите ярко-алых роз:

Они лишь больно сделают шипами.

Как капли крови в отраженье слёз,

Напомнят боль прощания с друзьями.

Букет тюльпанов жёлтых не дарите:

Они разлуку и печаль сулят.

Он их когда-то девушке любимой,

Не зная смысла, подарить был рад.

Я подойду к нему с большим букетом

Цветов обычных, полевых,

Как солнце с розовым рассветом,

Напомнят пусть ему родных….

И кроткая улыбка старика

Понятна мне: он вспомнил отчий дом.

И лучшая награда для меня –

Хоть чуточку согреть его теплом.

Вот я стою, взяв крепко руку друга,

И чувствую такой покой…

Но как же тот покой достался трудно –

Несметно дорогой ценой.

Мне хочется сказать всем ветеранам:

«Спасибо за спасённую страну!

Вы столько горя на войне узнали –

Пред вами я колени преклоню…».

4. Минута молчания.

Классный руководитель. Я думаю, мало, кого не коснулась каким-то образом война, да и в мирное время трудно сказать, что её нет. Низкий поклон всем кто победил себя в войне…

Ребята, мы послушали расска­зы о далеком героическом прошлом, о мужестве и героизме людей, которые спасли мир от фашизма. Их подвиг – это наша национальная святыня. И мы никому не должны позволить надругаться над этой святыней. Мы должны беречь память об этом подвиге.

9 мая наш народ празднует День Победы. В этот день в небо возносятся залпы салюта, фейер­верки, с самого утра и до поздней ночи звучат песни, проходят торжественные парады. Но ценой этих парадов, этого великого Дня Победы, к нашему глубочайшему сожалению, являются жизни тех, кто ковал ее, жизни миллионов наших соотечественников.

Ученик 8. О войне стихов я не писал,

Но она всегда живёт во мне;

Мне мой дед, когда был жив, сказал:

Хочешь мира – будь готов к войне.

Мир наполнит жизнью и весной,

Осенью пора войне созреть;

Мёртвым будь, когда живёшь войной,

Будь живым, чтоб мирно умереть…

Чтоб построить мир, война идёт,

Змей кусает сам себя за хвост,

Каждого отмеренное ждёт,

Между тьмой и светом тонок мост.

О войне стихов я не пишу,

Но минуту памяти прошу…

Учитель включает музыку. Дети встают. (слайд 15)

Классный руководитель. Прошу садиться.

5. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Ну вот, программа нашего классного часа выполнена. Я хотела бы услышать ваши мнения о сегодняшнем мероприятии. Как вы считаете, нужно ли нам знать о боевых заслугах наших предков? Нужно ли проводить «раскопки» в своих семейных архивах, чтобы узнать, как воевали наши прадеды? Что дала вам такая поисковая работа?

Примерные ответы детей:

– Обязательно нужно знать историю своей семьи, нужно гордиться своими предками.

– Нужно знать, за что давались награды, какой ценой было за­плачено за эти ордена и медали, чтобы беречь их, как драгоценности, и передавать из поколения в поколение.

– Поисковая работа обязательно нужна. Нужно узнавать об исторических событиях от наших ветеранов, они были участниками этих событий.

– Поисковая работа открывает нам глаза на прошлое нашей семьи, страны.

– Нужно знать о том, что пережили наши деды и прадеды, чтобы ценить сегодняшнюю мирную жизнь.

Классный руководитель. Под ратным стягом,

Под ратным стягом

Ходили русичи на бой

Могучим шагом.

И рисковали головой

Под ратным стягом.

И пили чашу все до дна,

Не хмуря брови.

А есть победа хоть одна

Без слез и крови?

И в те, и в эти времена

Заветы святы:

Когда в опасности страна -

Нужны солдаты.

И ратники срывались с мест

На бой кровавый.

Равны Георгиевский крест

И орден Славы!

Высокий доблести полет,

Как луч рассвета,

В наш век к Матросову ведет

От Пересвета.

– Я благодарю вас за внимание. До новых встреч.

Список литературы и ссылки на заимствования:

1. http://medhomes. ru/?p=4232

2. Классные часы: 5 класс / Авт-сост. А. В. Давыдова. – М. : ВАКО, 2008. – 272 с.

3. http://www. rossimvolika. ru/gos-nagrady/

4. http://ru. wikipedia. org/wiki

5. http://www. rusorden. ru/?nr=su&nt=o11

6. http://award. adm. gov. ru/

7. http://www. litera. ru/stixiya/authors/tvardovskij/net-rebyata-ya. html – отрывок из поэмы «Василий Теркин» А. Твардовского

8. http://www. stikhi. com/index. php/ovoyne/orden

Метки: Воспитательная работа