Классный час . Дискуссия "Давайте дарить доброту"
Классный час . Дискуссия "Давайте дарить доброту"
Прогнозируемые результаты
- Узнать правила поведения межличностного общения.
- Научить, эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, закрепить базовые навыки общения
- Развивать позитивные качества личности: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, уверенность в себе.
Правила поведения на нашей дискуссии.
Нужно:
- Смотреть на того, к кому ты обращаешься.
- Выражать своё мнение, начинать речь словами «я», «я считаю», «я чувствую»,
« я думаю» « я не согласен» « так будет лучше»
- Внимательно слушать , когда говорят другие.
- Уважать чужое мнение.
- Говорить искренне.
- Шутить и улыбаться.
- Говорить по одному.
План занятия
- Разбор понятий.
- Наша тема и беседа вокруг неё
- Работа по произведениям
- Тематическая игра
- Ваши вопросы
- Домашнее задание
Работа ведётся
– Через осмысление и толкование мудрых изречений
– Через раскрытие сути прочитанных в классе художественных произведений, в своё время глубоко прочувствованных детьми.
– Через проведение тематической игры
– Через дружеский спор и выяснение истины.
– Через работу над творческим заданием
Оборудование
Музыкальный центр, проектор, выставка книг, таблички с надписями.
Ход занятия
– Разбор понятий
Цель: определить своё «Я» , суметь доказать правильность выбранного ответа, создать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.
Звучит музыка «Если добрый ты» Б. Савельев, М Пляцковский.
Дети входят в класс. На трёх столах в классе «стоят» слова : « Я люблю быть добрым» « Я могу помочь любому» « Я умею дружить»
Четвёртый стол без названия для не определившихся по понятию ребят
Дети ,прочитав названия ,выбирают то, которое, они считают, подходит для него.
Сегодня наш классный час пройдёт в форме дискуссии.
Кто из вас может объяснить это слово?
– Это дружеский спор.
– Давайте прочитаем, что об этом сказано в словаре.
– Сегодня, на нашем занятии, мы попробуем в дружеском споре выяснить, как нужно поступать в разных ситуациях.
– Посмотрите на доску. Прочитайте, как называется тема нашего занятия.
(Дети читают) Давайте дарить доброту.
– Прослушайте два мудрых изречения, две мудрых мысли. Первая принадлежит величайшему мыслителю древней Греции– Аристотелю, который жил примерно 2300 лет тому назад.
(Чтение с доски ) ( компьютерное проецирование)
« Чтобы делать добро, надо им обладать» Аристотель.
– Как вы понимаете это изречение?
(Дети, прочитав и подумав, объясняют)
– А как вы понимаете мысль Льва Николаевича Толстого– великого русского писателя с мировым именем, который жил и творил во второй половине
19 го века и начале 20 го века.
« Когда хорошие люди бездействуют, торжествует зло» Л. Н. Толстой
(Дети, прочитав и подумав, объясняют)
– А мы можем творить добро? Как?
А можем ли мы помешать злому человеку? Как?
– Работа по произведениям
К проведению этого занятия мы прочитали и разобрали много произведений.
(На доску проецируются иллюстрации из произведений с изображением героев, и ребята отгадывают о каких произведениях пойдёт речь на данном классном часе)
Давайте вспомним их содержание ответив на вопрос : « Какие добрые дела сделали герои этих произведений?»
На доске высвечиваются следующие произведения:
- Совесть. А. Гайдар
- Силач. А Кузнецов
- Разговор. А. Лившиц
- Рассказ о неизвестном герое. С. Маршак
- Про одну девчонку. А Шилов
- Цветик– семицветик. В. Катаев
- Доброта. Л. Николаенко.
– Теперь пусть каждый из вас подумает, какое доброе дело может сделать он.
– Для этого он запишет своё дело на волшебном свитке, и оно обязательно исполнится.
/ Используется приём свитка. Дети записывают своё доброе дело , которое они могут сделать и заворачивают край листа, чтобы следующий не видел сделанной записи, и передаёт другому. В итоге получаются свитки добрых дел, которые учитель читает вслух.
Перед учителем и детьми раскрывается целая палитра добрых дел. /
Дети выясняют, какие дела можно сделать сразу, а к каким нужно готовиться, чтобы они получились от души и сердца.
– Видите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно обязательно исполняется.
Такова сила добра.
Может быть, именно поэтому в древней азбуке буква Д обозначала добро, М-мысль,
З– землю, Л-людей.
– Давайте попробуем с данными словами составить предложение
( Учиться делать добро на земле)
– Вот видите, люди во все времена учились делать добро. И мы сегодня будем учиться делать добро.
Вывод детей и учителя сводится к тому, что каждому человеку, неважно, взрослый он или маленький, нужно, чтобы рядом был тот, кто умеет дружить, оказывать помощь в трудную минуту, сочувствовать, сорадоваться ему.
А теперь объясните, почему вы сели именно за столик с таким названием?
( Дети дают объяснение своему выбору, приводят примеры из своей жизни, повторяют итог сделанный ранее, тем самым, запоминая его )
Следующее упражнение дискуссии проводится для выработки цели занятия: научить, эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, закрепить базовые навыки общения
- Упражнение « Закончи предложение»
Цель: осмыслить понятия «друг», «дружба»
Участникам предлагается закончить предложение, текст которого записан на доске:
– « Настоящий друг-это тот…»
– « Друзья всегда …»
– « Я могу дружить с такими людьми, которые …»
– « Со мной можно дружить потому, что …»
Дети в своих группах обсуждают ответы и дают его на обсуждение всего коллектива.
Работа по этому упражнению заканчивается итогом:
Друзья это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.
Учитель просит рассказать ситуацию из жизни, с учётом выбранной темы на столе.
Давайте снова вернёмся к произведению В. Катаева « Цветик-семицветик»
– Пусть наш волшебный цветок поможет убедиться в силе добра. Кто желает стать лепестками этого цветка?
Начинается игра. Желающие дети ( их 7 человек) становятся в круг, берутся за руки, образуя «лепестки». Со словами: Лети , лети , лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли– быть по– моему вели
– один из лепестков отрывается и летит, к кому хочется из класса. Он обращается к другу с ласковыми словами и добрыми пожеланиями.
– Творческое задание.
Цель: нацелить ребят на следующее занятие, развивать любознательность в изучении новых слов.
Сегодня я вам прочитаю одну сказку, которая послужит нам темой следующего классного часа.
« Сказка о сердце»
Когда-то , в древние времена, жили люди, которые очень увлекались разными соревнованиями.
Они состязались в беге, в прыжках, в испытании силы мускулов, даже в испытании мощи черепа… Всё это каждого радовало или огорчало, вызывало счастливый смех или горькие слёзы.
Однажды, во время очередных соревнований, человек, которого никто не видел до этого, обратился к ним со следующими словами: « Вы состязаетесь в проявлении силы разных частей тела. Но вы забыли о самом главном, о Сердце… Упражняйтесь в проявлении мощи Сердца!»
Люди не могли понять, как это делать. Тогда неизвестный им человек дал такой совет:
« Упражняйтесь в проявлении великодушия!»
Но люди продолжали растерянно смотреть друг на друга. Они так и не поняли, о чём говорил незнакомец, что он им предлагал.
А вы, ребята, поняли, что незнакомец предлагал людям?
Ваше задание / В словаре найти и дать объяснение этому слову, записать пример великодушного поведения/
А сейчас подведём итог нашему занятию
– Попробуйте правильно закончить изречение, первая часть которого дана на доске.
– Спеши делать добро, не……………(ожидая благодарности)
– Делай хорошее не за что-то, а……………(просто так)
– Чтобы поверить в добро, надо……………. ( начать делать его)
– За зло не платят………………. ( злом)
Дорогие ребята , пусть наши занятия принесут вам только пользу, научат дарить тепло людям
Классный час заканчивается исполнением песни « Дорогою добра» М. Минков, Ю. Энтин
Дети встают в большой круг и взявшись за руки исполняют песню.
Пояснительная записка
Наверное , никто не помнит точно, когда мы осознали, что голубое над нами– небо, что солнце греет, что люди вокруг самые разные. Но каждый когда-то понял всё это. И чтобы понять, вышел за порог своего дома, вышел погулять.
Это взрослые думают, что гулять значит дышать свежим воздухом. Ребёнок, гуляя, непрерывно изучает.
Малыши совсем не любят оставаться исследователями– одиночками . Вот из-за угла появился ещё один открыватель; и наступает общение.
Как много в жизни значит человеческое общение. Оба понимают друг друга почти с полуслова, а то и вовсе без слов. Ребёнок, лишённый общества, потеряет много такого, что никогда и ни где не сможет наверстать.
Разговор пойдёт о предмете , которого нет в учебном плане. Назвать его можно по-разному, например, первоосновами этики и психологии общения.
В учебном плане школы этот предмет отсутствует, но реально он существует.
Культура общения основана на соблюдении правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении столетий. Этикет определяет формы общения: как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя за столом, какие и как дарить подарки и т. д.
Но только знаний правил этикета недостаточно, для того чтобы стать культурным человеком.
К. Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчёркивал роль духовно и нравственного воспитания, как основы развития индивидуальности.
Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми
Достичь этого можно, как показывает опыт, по определённой программе.
В нашей школе, придя в 1 класс, для детей разрабатывается перспективный план работы на всю начальную школу. Одним из разделов которого является нравственное воспитание. Составляя план работы по нравственному воспитанию, я использую в своей работе программу Н. А. Юдиной
« Навстречу» г. Глазов, респ. Удмуртия.
Классный час «Давайте дарить добро» входит в раздел нравственного воспитания
Форма проведения : классный час
Участники мероприятия: учащиеся 1-2 классов
Время проведения– 45 минут
Мероприятие проводится: по программе нравственного воспитания
Цели мероприятия:
1 Узнать правила поведения межличностного общения.
2 Научить, эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации,
закрепить базовые навыки общения
3 Развивать позитивные качества личности: уверенность в своих силах,
доброжелательность, терпимость, уверенность в себе.
В программе такого мероприятия желательно использовать игры, позволяющие организовывать свободное общение, применить способности самовыразиться, самоутвердиться
Я определила педагогические технологии реализации содержания воспитывающей деятельности: традиционные – классный час , нетрадиционные – дискуссия , ролевая игра, приём « свитка»
Соблюдены педагогические принципы: системности, доступности, индивидуальности коллективности
Литература
– Гин. А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. -М. : Вита-Пресс, 2002
– Дереклеева Н. И. Научно– исследовательская деятельность классного руководителя в школе. -М. : Вербум-М, 2000
– РожковМ. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. -М. : ГИЦ Владос, 2001.
– Журнал « Начальная школа» -2002.
– С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
4-е издание г. Москва 2001.
Метки: Воспитательная работа