ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА: «ЗОЛОТЫЕ» ПРАВИЛА
ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА: «ЗОЛОТЫЕ» ПРАВИЛА ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА: «ЗОЛОТЫЕ» ПРАВИЛА
Методическая разработка посвящена одной из обязательных тем в рамках дисциплины ОРКСЭ – «золотым» правилам христианской этики. Просто и понятно для детей любого возраста объясняются такие важные понятия, как Добра, Нравственность, Этика.
Цель: Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении
Задачи:
1. Познакомить учащихся с правилом нравственного поведения
2. Научить находить различные способы действий и делать нравственный выбор
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа учащихся
Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Основная часть
1. Словарный диктант.
– По определению вспомните слово.
1)то, что:
– помогает росту души человека;
– помогает другим людям;
– радует Бога. (Добро)
2) то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним: грех. (Зло)
3) религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповеди)
2. Беседа с детьми.
Тема урока сегодня «Золотое правило нравственности».
Давайте разберем тему урока. Подберите существительное к прилагательному золотой.
Что может быть золотым?
Какие значения есть у этого слова?
Что такое правило?
А теперь посмотрите на слайд 6
«Нравственность». Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
А слово этика для вас неизвестно. Послушайте, что «Этика». В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.
«Этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»
3. Беседа с учащимися
Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом. . . Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…
Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Это правило принято называть золотым правилом этики.
В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.
Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.
4. Работа с репродукцией Поленова В. Д. «Христос и грешница».
Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
(Работа по репродукции Паленова В. Д. «Христос и грешница»)
Рассмотрите картину. Как Христос защитил женщину? Почему люди отступили?
5. Работа с таблицей. Заполните таблицу
Я сам хочу так поступать | Варианты действий | Я хочу, чтобы так поступали со мной |
6. Использование золотого правила нравственности в обычной жизни
Работа с вопросами:
1. Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам хотелось воспользоваться без спроса чужой вещью?
2. Какими были способы удовлетворения вашего желания?
3. Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила.
4. Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?
7. Работа с учебником стр. 47. Заполни таблицу.
3. Подведение итогов урока
1. Приведите примеры того, как Золотое правило нравственности действует в жизни.
2. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?
Используемая литература
http://posloviz. ru/category/spletni/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО ЭТИКИ
Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними
1. Продолжи фразу, для этого выбери нужный квадрат и закрась его.
Я своему другу…. .
|
|
|
|||||||||
|
|||||||||||
|
|
||||||||||
2. Заполни таблицу
Я сам хочу так поступать | Варианты действий | Я хочу, чтобы так поступали со мной |
3. Напиши, что значат эти слова
Неосуждение | |
Грех | |
Любить грешника |
4. Объясни, почему сплетню сравнивают с грязью_______________________________________
5. Пословицы и поговорки о слухах и сплетнях.
Чужой рот – не свои ворота, не затворишь.
Пусти уши в люди, всего наслушаешься.
Одна врала, другая не разобрала, третья по-своемупереврала.
Помол знатный: одна мелет вздор, а другая чепуху.
Говорят, что в Москве кур доят, а к нам привезут, они только яйца несут.
Звонить во все колокола.
Всех сплетен не переслушаешь.
Скажешь с ноготок, а перескажут с локоток.
Не все то перенять, что по реке плывет; не все то выслушать, что люди говорят.
Рта людям не завяжешь.
Не носи из домашней избы сору к чужому забору: в сору много находится вздору.
Широкие ворота запрешь, а узкого рта не запрешь.
Наговорила, что наварила, а нет ничего.
Я стояла возле бани, а сказали – возле Вани.
Приехала из города Фетинья и сплетен привезла щепетинья.
Не все то правда, что много говорят.
Какая из пословиц тебе больше всего запомнилась. Возьми карандаш красный и подчеркни её.
Грудьева Н. А. ,
учитель ОПК,
Староминская МБОУ СОШ № 9,
Краснодарский край
Метки: Воспитательная работа