Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Воспитание человеческой души – трудная задача. Как же организовать воспитательный процесс так, чтобы ни один день не пропал даром? Как выстроить свою работу так, чтобы семена доброты, оброненные в детские души, дали дружные всходы? Уроки русского языка дают прекрасную возможность затронуть не только чувства ребенка, но и обратиться к его разуму. Знакомя детей с нравственными понятиями, грамотно подбирая материал, учитель расширяет кругозор ребенка, способствует воспитанию человечности, развивает творческие задатки, учит всматриваться в себя, а заодно решает образовательные задачи конкретного урока.

В мире существует огромное количество профессий и специальностей, одна из которых – учитель начальных классов. Выбрать этот тернистый путь решается далеко не каждый, ведь это путь огромной ответственности перед обществом, государством, учеником. В руках учителя живой материал – дети, пока ещё такие доверчивые, такие непосредственные. Все чаще задумываюсь о том, что педагог – это не столько профессия, сколько образ жизни. Ведь мысли о школе и детях не покидают учителя даже дома! Да и как иначе? Ведь за партами сидит наше Будущее. И то, каким оно будет, зависит и от меня тоже. Осознание этой мысли заставляет творить, придумывать новые формы работы, анализировать, какую силу имеют мои педагогические приемы, как и чем они прорастают в детских душах. Я много думаю о том, как помочь ребенку в его духовном росте и становлении, в его желании стать Человеком.

Идею о преимущественном значении воспитания над обучением поддерживал советский педагог В. А. Сухомлинский: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием» [1].

Все уроки в начальной школе носят воспитательный характер. Но особенную воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Уроки русского языка – не исключение.

«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное», – писал В. Г. Белинский [2]. Работая на уроках русского языка над нравственными понятиями, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Для себя я выработала следующую систему работы.

Для начала знакомлю детей с нравственным понятием. Знакомство может происходить на любом этапе урока: минутке чистописания, словарной работе, изучении нового материала, повторении и т. д.

Покажу систему работы на примере понятия «доброта».

Для того чтобы помочь ученикам понять смысл нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему. Например: доброта, сострадание, чуткость – бессердечие, злобность, жестокость.

После выяснения смысла понятия вместе с детьми проводим наблюдение, какую роль оно играет в нашей жизни. Например, записываем в тетрадях слово ДОБРОТА. Прошу детей подобрать к нему такое слово (существительное), которое для них связано с добротой. Например, мама, папа, бабушка, учитель, природа и т. д. Затем ребята делятся своими ассоциациями. Далее им предлагается подумать над вопросом: «Что произошло бы, если бы вдруг исчезла доброта?» Ребята делают вывод, что на Земле не было бы ни папы, ни мамы, ни природы, а, значит, и их самих…

Возможен и другой вид работы. Предлагаю ученикам написать это же слово и дополнить его глаголами или прилагательными. После того, как каждый учащийся составит свой список, прошу зачитать его. Например, доброта (что делает?) лечит, облагораживает, заботится. Или доброта (какая?) нежная, тёплая, необходимая.

После работы с нравственным понятием на уровне слова и словосочетания можно приступать к работе над предложением. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для нравственного воспитания. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки. «Учись доброму, так худое на ум не пойдет», «Жизнь дана на добрые дела». Дети раскрывают смысл пословиц, приводят примеры из жизни. Далее работу можно усложнить. Учитель предлагает учащимся два слова, например, «красота», «доброта» и ставит задачу самим придумать пословицу. Вот какие пословицы сочинили мои дети: «Не так важна красота, как доброта», «Не родись с красотой, а родись с добротой», «Красота души и доброта – родные сёстры». Далее учитель знакомит детей с народным вариантом пословицы: «Красота до вечера, а доброта на век».

Пословицы можно использовать при изучении различных тем в процессе обучения русскому языку. Например, при изучении безударных гласных в корне слова – «Своя земля и в горсти мила», при изучении парных согласных – «Верная указка – не кулак, а ласка» и т. д.

Поработав с понятием на уровне предложения, можно переходить к работе с текстом. Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя и поэта. Привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно формировать систему нравственных ценностей. Важно только очень ответственно подойти к выбору дидактического материала. Он должен быть и обучающим, и воспитывающим, и приглашающим к размышлению.

Например, в младших классах дети не всегда бывают терпимы по отношению друг к другу. Как помочь детям выбрать правильную линию поведения? Мне, как учителю и воспитателю, помогают небольшие по объёму произведения мастеров слова. В качестве примера приведу рассказ Л. Н. Толстого «Лев и мышка». Прочитав этот рассказ на уроке (в нём всего 8 предложений), дети приходят к выводу, что всегда нужно делать добро, ведь оно к человеку всегда возвращается.

У Льва Николаевича Толстого много коротких рассказов, приглашающих к раздумью.

Подобные тексты позволяют учителю решать и воспитательные, и образовательные задачи. Ведь после размышления над основной мыслью произведения можно предложить учащимся задания по теме урока (найти слова с заданными орфограммами, определить части речи, поработать с предложениями и т. д. )

От слова к словосочетанию, от словосочетания к предложению, от предложения к тексту – такова система работы над нравственными понятиями.

Итак, следующий этап – запись своих мыслей в виде текста.

Детям предлагается придумать текст по заданному началу, которое позволяет мысленно встать на место другого человека. Например:

«На перемене обидным словом обозвали Машу. Я…»

Итогом работы с нравственным понятием является сочинение-рассуждение. Мои третьеклассники рассуждали на тему: «Добрый ли я?». Приведу цитаты из детских сочинений.

«Я люблю животных, особенно бездомных. Мы даже приютили с мамой кошку, назвали её Муся. Я думаю, что мы добрые люди». (Полина Ч. )

«Я стараюсь защищать слабых. А если кто-то что-то забыл, я не жадничаю и делюсь. Я добрый человек». ( Никита Б. )

По предложенной схеме может проводиться работа над любыми нравственными понятиями, такими как скромность, вежливость, великодушие, деликатность, честность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, добросовестность, патриотизм и т. д.

На мой взгляд, не нужно пытаться все вышеперечисленные этапы работы втискивать в один урок, ведь это затруднит работу над образовательными целями урока.

Воспитание души – огромный труд. Ребенок должен адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, иметь стремление стать лучше. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по формированию оценочной деятельности. Особым образом проходит у нас классный час 1 сентября. Дети пишут письма самим себе. В них они перечисляют, чего бы хотели достигнуть в предстоящем учебном году, какие качества хотели бы в себе воспитать. В конце года мы перечитываем письма и анализируем, что достигнуто, а что нет и по какой причине.

Работая над нравственными понятиями на уроках, нужно помнить о том, что воспитание должно осуществляться незаметно. На уроке не должно быть мучительных нравоучений, а должен присутствовать «разговор по душам».

В воспитании все начинается с детства. Учитель начальных классов понимает это как никто другой. Ведь дети, пришедшие в школу, напоминают нежные, только проклюнувшиеся росточки. А то, каким вырастет растение, не окажется ли оно сорняком, зависит не только от семьи и общества, но и от меня, первого учителя.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974

2. Белинский В. Г. Статьи Александра Пушкина. – М: Художественная литература, 1985

Елфимова Л. С. ,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №58,

г. Пенза

Метки: Воспитательная работа