Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Зависимость от табака определяется как болезненный поведенческий паттерн, содержащий элемент принуждения, который не может быть устранен человеком самостоятельно. Он связан с невозможностью обрести безопасность, самоценность и личностное своеобразие.

Это зависимость от людей, вещей и химических препаратов (куда входят алкоголь, наркотики, никотин и др. ), внешних по отношению к человеку, которые применяются, чтобы не чувствовать душевной или физической боли. Человек, который их применяет, из-за сложившейся невротической структуры, не имеет других выборов реагирования на стрессовые факторы и не осознает себя как активного творца собственной жизни, т. е. имеет затруднения в сфере контроля. Курение как зависимость, является привычкой, наносящей вред здоровью и формируется при наличии трех факторов: социального, личностного (или психологического) и физического. Социальный фон составляет отношение общества к потреблению данного вещества: является ли это законным, выгодным государству, признаваемым культурой и т. п. А также представлениями о социальных ролях, задаваемыми СМИ, художественными фильмами, и их жестокостью, Существенной характеристикой социального фона является наличие двойственного отношения к курению: с одной стороны – оно разрешено и поощряется производителями сигарет, с другой – “Минздрав предупреждает…“

Личностный фон создается в процессе жизни каждого индивида и задается глубиной раскола душа/тело или ощущением экзистенциальной изоляции, семейной ситуацией, детскими травмами, степенью освоения способов контроля и т. д.

Физиологический фон существенен по отношению к определенным видам наркотиков, к которым человеческий организм адаптируется таким образом, что человек, который внезапно прекращает принимать вещество, может заболеть или даже умереть. Также, к социальному фону относятся государственные и общественные программы, направленные на поддержку здорового образа жизни, на помощь людям, решившим избавиться от зависимости и др.

Данные групповые занятия, разработанные в программе, учитывают и прорабатывают первый и второй факторы, предполагая, что физиологическая зависимость от никотина образуется в результате долголетнего курения и для подростков не является критичной. Групповая форма работы выступает для подростков в качестве образца социального поведения. А содержание групповых занятий и освоенные техники позволяют участникам приобрести иные способы решения проблем, выборы, альтернативные курению и решают проблему базового раскола.

Табакокурение среди подростков – в наше время стало обычным явлением, которое принимает угрожающие масштабы. Стоит только пройтись по коридорам общеобразовательных школ или понаблюдать за толпившейся группой учащихся за зданием школы. Можно увидеть, что возраст курильщиков в последнее время заметно помолодел. По данным исследования учащихся третьих классов В. А. Барабохиной, в Петербурге 17% детей уже пробовали сигареты, 7% детей в младшем школьном возрасте уверены, что будут курить и дальше. Поэтому в подростковом возрасте в 9-11 классах у учащихся уже появляется зависимости от табакокурения. Наиболее распространено курение среди девушек. Специалисты Московского института медико-социальной реабилитации и столичного Центра по профилактике и лечению табакокурения предупреждают о новом взрыве пристрастия к табаку подростков. Опросы показывают, что позитивное отношение школьников старших классов в благополучных московских школах к сигаретам, то есть одобрение их употребления, составляет 70%.

Курение молодого человека можно охарактеризовать как часть его образа и стиля жизни. Мотивы, побуждающие молодых людей взять сигарету, очень разнообразны. Есть целый комплекс причин. Это и влияние окружения сверстников, т. е. чтобы «быть как все». По их словам, курить модно, это поднимает престиж подростка среди друзей. Конечно, это и личные качества подростка, и ситуация в семье. Провоцирует эту дурную привычку курение родителей, старших братьев и сестер. К сигаретам чаще тянутся те, кто плохо учится, имеет «опыт» употребления алкоголя. Кто-то из подростков таким способом хочет расстаться со своими комплексами или казаться более взрослым. Некоторые затягиваются из чистого любопытства, желания поэкспериментировать, даже не догадываясь о последствиях. Все это отражение определенного психологического самочувствия. И по статистике именно психо-эмоциональные проблемы – ведущая причина того, что тинэйджеры начинают курить.

Первые исследования, связанные с эмоциями и потреблением табака, говорили, что в раннем возрасте курят в основном экстроверты – эмоционально открытые, энергичные, занимающие активную жизненную позицию люди. А с 70-х годов ХХ века результаты опросов показали, что курение присуще молодым, эмоционально и социально подавленным. Сейчас изменился психологический тип юного курильщика. Табачный дым у многих не только не снимает плохого настроения, тревожности, а наоборот, их усугубляет.

В наше время подростку предоставляется широкий выбор возможностей идти по пути здоровья или свернуть на короткую тропу губительных привычек.

По данным статистики США две трети курящих подростков хотели бы бросить курить, но не могут это сделать без посторонней помощи, потому что уже попали в зависимость от никотина. Поэтому уже в школах возникает необходимость не только говорить о вреде курения и заниматься предупреждением зависимости от ПАВ, но и оказывать практическую помощь подросткам, в избавлении от табакокурения.

Отказ от курения является определенным процессом. Как правило, он начинается с изменения отношения учащихся к курению. Дать возможность задуматься об отказе от курения имеет смысл даже тогда, когда кажется, что курящий ученик не заинтересован в этом. Это может явиться исходным импульсом, начавшим этот процесс, или очередным толчком, продвинувшим этот процесс немного дальше. Отказ от курения является одним из самых важных отдельно взятых изменений в жизни курящих, которое может положительно повлиять на здоровье подростков и оградить от дальнейшего употребления психоактивных веществ. Для зависимых от курения людей, эта привычка несет защитно-эмоциональную функцию. В период волнений и тревог человек чаще курит, и сигарета дает временное успокоение, но в то же время пагубно влияет на здоровье. Поэтому для наиболее эффективного преодоления табакозависимости важно выбрать благоприятный период для подростка. В противном случае его необходимо научить способам саморегуляции, чтобы снимать напряжение при сложных жизненных ситуациях, а также гасить импульс к курению. Повышение самооценки, умение справляться со стрессом и отрицательными эмоциями помогут принимать рациональные решения в ситуациях, связанных с курением, а также уменьшить потребность употребления табака в тяжелых жизненных ситуациях. Научные исследования показывают, что более 70% курящих обладают достаточной силой воли, чтобы прекратить курение, не прибегая к помощи врачей.

Групповые занятия являются наиболее эффективными формами для работы с подростковыми зависимостями. Они дают возможность совместно в кругу сверстников находить способы решения социальных ситуаций, найти помощь и поддержку среди окружения, преодолеть неуверенность в себе, в своих силах избавиться от вредной привычки, научиться контролировать себя.

Предлагаемая программа групповых занятий «No smoking» дает возможность оценить отношение подростков к ПАВ, определить уровень зависимости учащихся от табакокурения, не перегружая их информацией о табаке и о последствиях табакокурения. Обилие информации может дать обратный эффект: заинтересовать учащихся или продолжать курить, как говориться «на зло». Любопытство, отсутствие жизненного опыта и не сформировавшиеся мнения и убеждения делают подростка с одной стороны, уязвимым и подверженным негативному поведению, депрессии, химическим и психологическим зависимостям всевозможного рода, с другой – оптимизирует обучаемость, делает подростка эмоционально открытым и увеличивает шансы позитивных изменений в поведении. Чаще всего подростки, которые хотят бросить курить, уже достаточно информированы о вреде курения, и поэтому в первую очередь нуждаются в практических рекомендациях. В ходе групповых занятий учащимся предлагаются различные методы и варианты избавления от курения. Подросток, апробируя их, сам решает, какой способ ему подходит больше всего. Предлагаемый курс программы предполагает, что подросток, участвующий в групповых занятиях будет искренне заинтересован в избавлении от зависимости от табакокурения.

Данная программа не несет в себе цель сконцентрировать все существующие методы снятия табакозависимости, их сейчас достаточно много и медикаментозных, и психотерапевтических. Она рассчитана на условия общеобразовательной школы, где педагог-психолог может с помощью этой программы вести профилактику употребления психоактивных веществ.

Цель данной программы – состояла в оказании психологической помощи в переориентации учащихся зависимых от табакокурения на здоровый образ жизни.

Задачами программы являлись:

1. Пропаганда здорового образа жизни и демонстрация пагубного влияния табакокурения.

2. Выявление отношения учащихся к психоактивным веществам и здоровому образу жизни.

3. Развитие навыков конструктивного общения со сверстниками.

4. Ознакомление учащихся с рекомендациями для снижения табакозависимости и внедрение их на практике.

5. Формирование внутриличностных навыков: самосознание, самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина.

Организация работы по программе:

Набор в группу производился среди учащихся 9-11 классов на основании данных I блока первичной диагностики, по рекомендации классного руководителя и с согласием родителя. Занятия проводились во внеурочное время в кабинете для педагога-психолога, при необходимости в релаксационном кабинете. В группы входило по 7 учащихся. Группа имела небольшой состав для более эффективной работы, так как в группу в основном входили учащиеся «группы риска» и на занятиях использовались упражнения на формирование саморегуляции: расслабления и активизации.

Согласно программе занятия делились на три этапа: диагностический, коррекционный (основной); подведение итогов.

Результаты диагностического этапа занятий:

Основными задачами диагностического этапа явились:

1. Выявить отношение учащихся к психоактивным веществам и здоровому образу жизни.

2. Выявить две категории учащихся, которые курят и которые не курят.

3. Определить мотивацию курения;

4. Определить степень зависимости учащихся от курения.

Первичный этап диагностики проводился фронтальным методом среди учащихся 7-11 классов для отбора старшеклассников для участия в групповых занятиях. Всего было опрошено 230 человек.

В работе использовались:

– Анкета «Здоровый образ жизни»; – Анкета «Если ты хочешь бросить курить…»

1) По результатам опроса выделено определение понятия «Здоровый образ жизни» среди подростков. Можно сказать, что большинство из них понимает, что важно не употреблять наркотики, алкоголь. Но некоторые тинэйджеры считают, что здоровый образ жизни возможен, при курении, если здоровье поддерживать занятиями спортом. Некоторые молодые люди включают в понятие «Здоровый образ жизни» и такой момент, как осмысленная и духовная жизнь. Ведь, если человек задумывается о том, что он совершает, то он может избежать многих проблем и вести здоровый образ жизни.

Опираясь на полученное определение здорового образа жизни и данных анкеты можно сделать вывод, что большая часть из опрошенных подростков считает необходимым придерживаться здорового образа жизни, но вызывает опасение отношение к своему здоровью у учащихся в 10-ых классах.

Учитывая безразличное и положительное отношение учащихся к курению, это явление в образовательных школах очень распространено и пагубно действует на всех остальных некурящих учащихся. Учитывая, что, по мнению учащихся, курение среди учащихся нашей школы очень распространено, только в 11-ых классах отсутствуют учащиеся с положительным отношением к курению. 9-ый класс, хотя и считает курение в школе нераспространенным явлением, но никто их них не относится к курению отрицательно. В остальных классах есть учащиеся, которые не против курения и своим отношением способствуют распространению этой вредной привычки в нашей школе. В среднем 9,1% учащихся с 7 по 11 класс положительно относятся к курению, а отрицательно – около 48,3%. Отрицательное отношение к курению в нашей школе среди учащихся в 5,3 раза больше, чем положительное.

По результатам первого блока первичной диагностики было выявлено 14 учащихся, у которых есть ярко выраженное желание бросить курить. С этими учащимися была продолжена диагностическая работа по II блоку первичной диагностики.

По результатам анкетирования, проведенного среди учащихся 9-11 классов, стало ясно, что чем старше класс, чем больше количество курящих учеников. Но справедливость требует отметить, чем старше класс, тем больше процент курящих, которые хотят избавиться от этой вредной привычки. Если в 9-м классе никто серьезно не хочет бросить курить, то уже к 11-му классу такие учащиеся есть. При сравнении результатов анкетирования за 2001/02-03 учебные года можно проследить, что число учащихся отрицательно относящихся к курению, заметно увеличивается. Наблюдается интересная тенденция: чем старше учащиеся, тем больше процент отрицательно относящихся к табакокурению

2) II блок первичной диагностики помог определить мотивацию курения и степень зависимости учащихся от курения.

В работе использовались:

– Анкета «Почему Вы курите?»

– Анкета «К какому типу курильщиков ты принадлежишь?»

Полученные данные говорят, что у большинства участников групповых занятий сформирована выраженная степень зависимости от табакокурения. Хотелось бы отметить, что сильной степени зависимости у учащихся не наблюдалось.

Преобладающее мотивацией курения у участников занятий явилось: снятие напряжения, психологическая зависимость и привычка. С учетом этих данных строился коррекционный этап занятий.

Результаты коррекционного этапа занятий:

Основными задачами коррекционного этапа явились:

1. Дать информацию о вреде курения

2. Познакомить учащихся с различными рекомендациями, как бросить курить

3. Учить в жизненных ситуациях делать правильный выбор;

4. Формировать позицию успешности в жизни.

5. Повышать самооценку и уверенность в своих силах;

6. Формировать навыки саморегуляции, самовнушения;

7. Формировать коммуникативные навыки

В ходе занятий коррекционного этапа учащиеся вели Дневник здорового образа жизни, где фиксировали нужную для них информацию, изменения своего самочувствия, снижение количества выкуриваемых сигарет, впечатления от прошедшего занятия.

На занятиях с помощью коммуникативно-лингвистических игр подчеркивалось пагубное воздействие табака, предлагались различные способы отвыкания от курения. Общаясь со сверстниками, учащиеся научились конструктивному взаимодействию, в процессе которого они повышали самооценку и уверенность в своих силах. Предложенные «Формула Успеха» помогли формировать позицию успешности в процессе снижения табакозависимости.

Важным моментом в работе с учащимися явилось обучение их методам саморегуляции, самовнушения аутотренинга, которые позволили вытеснить желание табакозависимых расслабиться, снять напряжение с помощью сигареты. Такие упражнения помогли регулировать свое самочувствие и настроение, снимать негативные эмоции радикальными способами.

Основной задачей стояло научить подростков пользоваться в дальнейшем полученной информацией из упражнений, а не только в течение занятий. Поэтому в программе использовался раздаточный материала.

Результаты повторной диагностики:

Повторная диагностика проводилась после коррекционного этапа занятий с помощью методик II блока диагностики

Основными задачами повторной диагностики явились:

– сделать сравнительный анализ первичной и повторной диагностик;

– определить изменения или отсутствие мотивации курения;

– определить отсутствие или изменения степени зависимости учащихся от курения;

Анализируя полученные данные можно увидеть, что два учащихся процессе занятий прекратили курить. По сравнению с началом занятий снизилось количество учащихся с выраженной степенью зависимости от табакокурения, увеличилась легкая степень зависимости. Изменилась и мотивация курения у участников групповых занятий. Снизилось желание учащихся снимать напряжение с помощью сигарет. Это значит, что подростки научились снимать напряжения другими способами, с помощью упражнений. Осознание механизма курения дало возможность снизать показатели психологической зависимости и неосознанной привычки. Повторная диагностика показывает, что курение для учащихся теперь в меньшей степени является элементом удовольствия и расслабления.

Надо отметить, что мотив, стимулирования от табакокурения у учащихся остался неизменным, это можно объяснить наличием никотиновой зависимости у учащихся, которая стимулирует деятельность организма. Результаты повторной диагностики говорят о том, что занятия помогли подросткам осознать пагубное влияние табака и в большинстве снизить степень зависимости от табакокурения.

n «…на занятиях я увидел, что к моей жизни не равнодушны сверстники и взрослые…»

Из высказываний участников

Занятие на тему: Мой здоровый образ жизни. Цель занятия:

– формировать чувства единства;

– дать установку на дальнейшее ведение здорового образа жизни

– подвести итог групповых занятий;

Стимульный материал: ученическая тетрадь (дневник), ручка, цветные карандаши, мячик.

Ход занятия.

1. Упражнение «Поделись хорошим»

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.

Учащиеся по кругу рассказывают о положительных впечатлениях за неделю, делая акцент на здоровом образе жизни, Ведущий напоминает правила групповых занятий.

Обсуждение: Кто старался вести здоровый образ жизни?

2. Упражнение «Я люблю вас всех, а особенно тех, …»

Цель:

– создание более доверительной атмосферы, более раскрепощенной благодаря движению;

– знакомство друг с другом,

– снятие напряжения, повышение настроения.

Инструкция. Стульев в кругу на один меньше, чем участников. Один стоит в кругу. Он должен назвать какой-либо признак. Желательно, чтобы признак касался личных качеств и отношения к здоровому образу жизни. Например: «Я люблю вас всех, а особенно тех, кто любит играть в футбол». Каждый, кто считает, что это к нему относится, встает и садится на другой пустой стул. Это пытается сделать и ведущий. Кто не успел сесть – водит.

Обсуждение: что нового и положительного узнали об участниках групповых занятий.

3. Упражнение «Комплимент»

Цель:

– учить находить в людях хорошие качества;

– повышать самооценку;

– создать доброжелательную атмосферу.

Инструкция: давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем это с помощью мяча. Тот кто, захочет начать, возьмет мяч, бросит его тому участнику круга, которого он сам выберет, и скажет ему комплимент. Тот продолжит дальше эту цепочку до тех пор, пока мяч не побывает у каждого.

Обсуждение: сложно ли было подбирать комплименты?

4. Упражнение «Мое прошлое и будущее»

Цель:

– развивать коммуникативные навыки,

– создать атмосферу доверия;

– расширить информацию о членах группы.

Инструкция: Учащиеся разбиваются по парам, садятся друг напротив друга. Выполняют последовательно задания:

n30 секунд молча смотрят в глаза друг другу;

nодин рассказывает другому свои самые первые впечатления о детстве, о том, каким он был тогда, что любил делать. Второй молча слушает. Затем меняются ролями;

nодин рассказывает другому о том, каким он видит себя через 10, 20 лет, о чем мечтает. Другой сначала слушает молча, затем может задать дополнительные вопросы, его интересующие, затем меняются ролями;

nодин рассказывает другому о том, каким видит его в будущем, затем меняются ролями.

Обсуждение: что нового узнали? Какая информация удивила? Кто представляет свое будущее без ПАВ?

5. Упражнение «Портрет человека, который ведет здоровый образ жизни»

Цель:

– закрепить установку на здоровый образ жизни;

– оценить проективно отношение учащихся к ЗОЖ.

Инструкция: Нарисуйте, используя цветные карандаши, человека, который ведет здоровый образ жизни, так как вы можете и считаете нужным.

Обсуждение: Создается картинная галерея портретов. Портреты остаются на память у ведущего.

6. Упражнение «Благодарность»

Цель:

– формировать чувства единства, значимость происходящего;

– создать доброжелательную обстановку на окончание занятия.

Инструкция: Ведущий встает, протягивает вперед правую руку и говорит всем благодарность. Следующий кладет правую руку на руку ведущего и тоже по-своему благодарит всех или и так все участники. Затем то же с левой рукой.

7. Заключительный шеринг «Что мне дало это занятие».

Литература

1. Афонин И. Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри!. – СПб. Питер Пресс,1996.

2. Галияхметметов Р. Р. , Мартынцова Н. В. Соревнование классов, свободных от курения Методическое пособие для кураторов и координаторов. Спб. 2002.

3. Еникеева Д. Доктор, научите меня пить умеренно. – «Популярная психология». – М. : ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.

4. Козлов Н. И. лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеренбург: Из-во АРД ЛТД. 1998.

5. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

Казанкина Е. В. ,

педагог–психолог,

МОУ СОШ № 134,

г. Н. -Новгород

Метки: Воспитательная работа