Содержание обучению немецкому языку как второму иностранному (на материале школьной общеобразовательной программы)
Содержание обучению немецкому языку как второму иностранному (на материале школьной общеобразовательной программы)
Изучение немецкого языка в качестве второго иностранного способствует ознакомлению учащихся классов с углубленным изучением английского языка с лингвистическим и культурным многообразием народов, населяющих центральную часть Европы, с тем вкладом, который внесла немецкоязычная культура в европейскую и мировую культуру.
Учащиеся, изучая немецкий язык в качестве второго иностранного, имеют возможность:
– ознакомиться с иным видом государственности, иной социальной культурой, оригинальным культурным наследием;
– осознать то общее, что есть у народов, принадлежащих к разным культурам, глубже понять идею создания общеевропейского дома, механизмы общеевропейской интеграции, общие стремления европейских народов к совместной деятельности в решении вопросов и проблем, связанных с экологией, экономикой, социальной и законодательной защищенностью народов и касающихся сотрудничества в области науки, искусства, образования.
Программа ориентирована на современные подходы в обучении ИЯ и на специфику изучения немецкого языка как второго иностранного.
Изучение учащимися немецкого языка как второго ИЯ в классах с углубленным изучением иностранного языка в качестве еще одного нового средства общения на межкультурном уровне предполагает развитие у них коммуникативных умений, связанных с пониманием и осмыслением содержания информации, воспринятой из письменного источника – печатного текста (при опосредованном общении).
Реализация цели обучения второму ИЯ в классах с углубленным изучением иностранного языка предусматривает:
– дальнейшее расширение образовательного кругозора учащихся и проникновение в новую национальную культуру;
– обогащение социокультурного мировосприятия;
– развитие интеллектуальных, познавательных, психических процессов, связанных с овладением общением на новом для учащихся языке;
– ориентацию на непрерывность образования;
– ориентацию на экономику немецкоговорящих стран;
– расширение лингвистических представлений и знаний о языке.
В содержание обучения включены:
– сферы, тематика устных форм общения;
– набор ситуаций, соотнесенных с коммуникативно-познавательными потребностями школьников:
– учебный материал: фонетический, лексический, грамматический;
– речевой, лингвострановедческий, страноведческий;
– комплекс знаний по предмету "второй иностранный язык" (сведения о системе изучаемого немецкого языка, о культуре народов Германии и других немецкоговорящих стран);
– набор общеучебных умений и навыков, обеспечивающих культуру общения и культуру труда школьника, т. е. культуру учебно-познавательной деятельности, связанной с изучением немецкого языка в качестве второго ИЯ, умений, необходимых и в дальнейшей деятельности.
Семилетний период изучения немецкого языка как второго иностранного можно поделить на три этапа:
I – вводный курс (5-й класс);
II – основной курс (6 – 9-й классы);
III – завершающий (10 – 11-й классы).
Предполагается, что к концу всего курса (11-й класс) уровень владения немецким языком должен приблизиться к базовому, определенному республиканским стандартом.
Распределение тем, подлежащих изучению, излагаетс в перспективном планировании, которое будет конкретизироваться при календарно-тематическом планировании на определенный год обучения.
Таким образом, в курсе преподавания немецкого как второго ИЯ, учащийся имеет возможность проявить себя ничуть не меньше, чем при изучении первого иностранного языка, развивая при этом свои умения и способности, формирование лингвистических навыков, учебно-речевой опыт на родном и первом иностранном языках, свое социальное ориентирование, всестороннее развитие, ориентирование на будущую профессию.
Г. Т. Матвеенко, ГБОУ СОШ №1392, Москва